Предрейсовый медосмотр водителей нововведения в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медосмотр водителей нововведения в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Согласно действующим нормативно-правовым актам, все водители обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр. Это делается не только для определения самочувствия сотрудника, но и для обеспечения безопасности перевозок пассажиров. Если результаты осмотра покажут, что у работника имеются симптомы какого-либо заболевания, то его отстранят от рейса и направят в медучреждение.

Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:

  • Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
  • Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
  • Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
  • Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
  • Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.

Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Особенности проведения процедуры

Приказ Минздрава № 835н устанавливает следующие нормы, касающиеся вопросов проведения предрейсовых медосмотров водителей:

  • они должны проводится перед началом смены, c целью выявления различных вредных факторов, а также состояний здоровья, при которых водитель не может приступать к своим трудовым обязанностям;
  • осмотры организует и финансирует наниматель;
  • медосмотры проводят работники, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующими документами и предоставляющую им право заниматься медицинской деятельностью.

Срок действия путевого листа

Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.

Правила заполнения путевого листа

  1. Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
  2. Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
  3. При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
  4. Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
  5. В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
  6. Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате — год).

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Административная ответственность за нарушения Порядка предрейсовых медицинских осмотров

КоАП РФ Статья 12.32

Допуск к управлению водителя, находящегося в состоянии опьянения
либо не имеющего права управления тс

1 на ответственных за техсостояние и эксплуатацию тс 20 000 р.
2 на юридических лиц 100 000 р.

КоАП РФ Статья 11.32

Нарушение порядка проведения предрейсовых или послерейсовых
медицинских осмотров

1 на граждан 1000 – 1500 р.
2 на должностных лиц 2000 – 2500 р.
3 на юридических лиц 30 000 – 50 000 р.
4 на индивидуальных предпринимателей 30 000 – 50 000 р.

КоАП РФ Статья 12.27 ч. 3

Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь, наркотические
или психотропные вещества после ДТП

1 на водителя, нарушившего ПДД (ТС подлежит аресту) 30 000 р. + лишение на 1,5-2 года вод. прав

КоАП РФ Статья 5.27.1

Допуск к упр. ТС без знаний требований охр. труда, обязательных предрейсовых медосмотров в начале раб. дня (смены), психиатрических освидетельствований, при наличии противопоказаний

1 на должностных лиц 15 000 – 25 000 р.
2 на ИП 15 000 – 25 000 р.
3 на юридических лиц 110 000 – 130 000 р.

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 2

Перевозока пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

1 на граждан 3 000 р.
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на юридических лиц 30 000 р.

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3

Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС

1 на граждан 3 000 р
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на юридических лиц 30 000 р

Предрейсовый контроль технического состояния с 1 января 2021 года

Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.

Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!

Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.

На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.

Желаю безопасной и эффективной работы!

Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам. Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество организации медосмотров отвечают работодатели. Им разрешено:

  • привлекать на договорных условиях сотрудников больниц. При этом нужно следить, чтобы у больницы имелась лицензия на проведение этой категории медосмотров;
  • вводить соответствующего медработника в свое штатное расписание, создавать соответствующие подразделения. Право так делать прописано в п. 4 ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ. В зависимости от объема работы и количества задействованного персонала можно организовать кабинет, медпункт, медчасть. В обязанности медперсонала такого подразделения целесообразно включать не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а и предоставление медпомощи всем трудящимся компании.

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.

Медосвидетельствование водителей. Отличие от медосмотра.

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке указывают:

  • ее порядковый номер;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Инструктажи, которые обязаны прослушивать водители, делятся на четыре большие группы: вводные, сезонные, предрейсовые, специализированные.

Условия проведения таковы:

  1. Вводные необходимы при трудоустройстве нового работника, основании новых рабочих мест, открытии нового предприятия или его подразделения.
  2. Сезонные запланированы дважды в году – весной и осенью – и направлены на объяснение особенностей управления транспортом в нестабильных погодных условиях.
  3. Предрейсовые проводятся перед каждым выходом на линию, если рейс нестандартный или связан с повышенной ответственностью (например, при выезде на новый маршрут, перевозке детей или высокоопасных грузов).
  4. Специальные иначе называют внеплановыми, потому что к ним прибегают в чрезвычайных ситуациях (при несчастном происшествии, изменении транспортного средства, кардинальной смене деятельности, при террористической угрозе или других опасных обстоятельствах).

На каждый тип инструктажа должен быть заведен отдельный журнал.

Журнал о прохождении предрейсового инструктажа необходим для ведения отчетности и как доказательство факта, что водитель был ознакомлен с особенностями выхода на линию.

В нем может быть отображена отметка о качестве усвоенной водителем информации (после проведения устного опроса, короткого тестирования и прочее). Отсутствие документа о прохождении предрейсового инструктирования грозит работодателю административной ответственностью. А если в результате отсутствия обучения произойдет несчастный случай – даже уголовной.

Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.

Предрейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда. Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.

Читайте также:  Фиксированные страховые взносы ип 2023

Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов.

Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.

послерейсовые медосмотры

Наша организация занимается оптовой продажей, с доставкой товара до покупателя, путем использования собственных транспортных средств. На каждую поездку заполняется путевой лист.

Обязательна ли отметка о послерейсовом осмотре водителя, если перевозка не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов. В нашем случае, перевозка товаров.

Какая ответственность предусмотрена за неисполнение требования по послерейсовому осмотру?

Отвечает Татьяна Маслова, экспертНет, в случае, если деятельность не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов, то прохождение послерейсовых осмотров не обязательно. Соответственно и такую отметку в путевом листе делать не нужно.

За неисполнение требования по прохождению послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность по ст. 11.32 КоАП РФ и предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

  • Обоснование
  • 1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
  • Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника
  • Что будет, если нарушить порядок проведения медосмотров водителей

За нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Например, если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку об осмотре водителя в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой.

  1. Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:
  2.  для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  3.  для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  4.  для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.
  5. Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:
  6. – руководителя – на 5000 руб.;
  7. – организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • 2. Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно», №10, октябрь 2014
  • Послерейсовый медосмотр: разберем, кто обязан его проходить
  • Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
  • Управление транспортным средством связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, поэтому к здоровью водителей законодательство предъявляет повышенные требования. Они должны проходить различные виды медосмотров:
  •  предварительные;
  •  периодические;
  •  предрейсовые;
  •  послерейсовые.

Послерейсовые медосмотры проводят в течение всего времени работы водителей, деятельность которых связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов. Перечень опасных грузов приведен в приложении № 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

При определении того, какую работу можно считать связанной с перевозкой пассажиров, часто возникают вопросы. Необходимость прохождения послерейсового осмотра водителями автотранспортных средств (водителями автобусов, таксистами и т.п.), сомнений не вызывает.

Но как быть, если в обязанности водителя входят поездки, связанные с доставкой сотрудников к месту работы и обратно, а также со служебными поездками сотрудников в течение рабочего дня? Обязан ли, например, личный водитель руководителя проходить послерейсовый осмотр?

С одной стороны, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) разделяет участников дорожного движения на водителей, пешеходов и пассажиров.

Следовательно, работа водителя связана с перевозкой пассажира (руководителя), и проводить медосмотр нужно. С другой стороны, личный водитель работает на основании трудового договора, а не договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ).

Он не берет с руководителя плату за проезд и не выдает билетов (п. 1, п. 2 ст. 786 ГК РФ).

Можно сделать вывод, что работу водителя компании нельзя отнести к пассажирским перевозкам, и проходить послерейсовый медосмотр он не обязан. Руководствуясь данной логикой, многие организации в таких случаях ошибочно не проводят послерейсовые медосмотры.

Судебная практика по этому вопросу однозначна: послерейсовый медосмотр нужен.

Суды не принимают во внимание тот факт, что перевозки осуществляются для нужд организации, а не для нужд других потребителей, считая, что перевозимые сотрудники являются участниками дорожного движения, то есть, пассажирами.

Индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно управляют транспортным средством и осуществляют перевозки, также должны проходить послерейсовый медосмотр (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

  1. В чем заключается послерейсовый медосмотр
  2. Послерейсовый медосмотр проводится в конце рабочего дня (рейса), чтобы выявить:
  3.  признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работников;
  4.  острое профзаболевание или отравление;
  5.  признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Как правило, послерейсовый осмотр аналогичен предрейсовому: медицинский работник выясняет общее самочувствие водителя, обращает внимание на его походку, состояние кожи на предмет инъекций, определяет состояние зрачков, и их реакцию на свет, измеряет артериальное давление, частоту пульса, температуру. При отсутствии жалоб, признаков заболеваний или употребления алкоголя, нарушения режима труда и отдыха водитель допускается к работе.

Если во время послерейсового медосмотра выявлены признаки употребления водителем алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ, проводится контроль трезвости. Он представляет собой клиническое обследование и исследование выдыхаемого воздуха и мочи на наличие в них различных групп психоактивных веществ.

Результаты медосмотра

Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:

  • допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
  • или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Читайте также:  Как получить права в РК 2023: полное руководство

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Когда водителей не пускают в рейс:

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Здоровье и хорошее состояние водителя спасает человеческие жизни. А для бизнеса — это еще и гарантия того, что автотранспорт предприятия останется в сохранности, задачи будут выполнены, грузы и люди доставлены по назначению. Проведение предрейсовых медосмотров водителей призвано следить за этим вопросом. Разберем, как правильно организовать этот процесс в своей компании.

Проведение и прохождение осмотров перед рейсом — это не право, а обязанность, которая закреплена 10.12.1995 Федеральным законом № 196-ФЗ за работодателями и водителями.

Не следует путать это с медицинским освидетельствованием на право управления транспортным средством (форма № 003-В/у) и с регулярными медосмотрами на предприятии — первого работодатель вообще не имеет права требовать, даже в случае работы сотрудником водителем.

А вторую регламентирует статья 214 ТК РФ, но те осмотры, которые проходят не только водители, но и все работники связанные с определенными видами труда.

Предрейсовый же осмотр — это обязательное медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу в рейс. Положение о них прописано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения (статья 23). Причем распространяется действие этого закона на всех водителей, работающих по найму, в том числе на машинистов поездов, метро и трамваев.

Особых нововведений осуществления предрейсовых медосмотров водителей в 2019 году не появилось. Сейчас не нужен штамп о допуске в путевой лист — врач может просто поставить подпись и обязательно ее расшифровать.

Задача осмотра — не допустить к управлению транспортным средством человека, который по состоянию здоровья не в состоянии это делать.

При этом освидетельствование проводят не один раз в начале дня, а в течение всего времени работы водителей на предприятии — если в ходе рабочей смены человек выезжает в рейс по разным путевым листам несколько раз, он ровно столько раз встречается с медицинским работником.

Проводит эту процедуру специалист или лечебное учреждение, имеющие лицензию на такую деятельность. Если в компании много водителей, рационально иметь медицинского работника в штате. Правда тогда придется получать лицензию на такой вид деятельности для своего кабинета, при этом можно оказывать подобную услугу другим организациям.

В штате может быть не обязательно врач — осмотр вправе проводить медработник со средним образованием, прошедший обучение по программе подготовки кадров, проводящих предрейсовые осмотры.

Когда наличие медработника в штате экономически нецелесообразно, компания заключает договор на проведение таких действий с лечебным учреждением, и клиника выделяет специалиста в нужное время.

О проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств , письмо минтранса россии от 04 апреля 2019 года №д3-514-пг

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г. , регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).

Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *