Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Что можно, а что нельзя делать при получении направления?
Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.
Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:
- согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
- согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
- согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.
Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.
Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.
Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.
Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком
Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.
Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
Отказ от ремонта по ОСАГО
В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:
- машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
- смерть страхователя;
- инвалидность страхователя;
- стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
- получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
- страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
- регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).
Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО
Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:
- ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
- выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.
Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.
В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:
- полная гибель транспортного средства;
- здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
смерть пострадавшего; - когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.
При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.
Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Что делать при покупке автомобиля?
Если вы только хотите купить автомобиль и сохранить все гарантийные обязательства, то попросите у дилерского центра список всех СТО. После этого подберите тот вариант организации, которая, в последующем, предоставит возможность обслуживания на выбранной СТО. Если в страховой компании нет договора, то попытайтесь договориться либо о направлении именно на эту станцию, либо о компенсации в денежном формате. Если же вы приобретаете уже подержанный автомобиль, то попросите все чековые квитанции на приобретаемые и устанавливаемые запчасти. Если вы приобретаете дорогой автомобиль, то тогда проанализируйте, сможете ли вы погасить своими средствами разницу во время восстановления.
Как видно, новые изменения в законе принесли лишь ряд недопонимания со стороны постоянных клиентов. И для честных людей они стали некой проблемой, потому что при превышении суммы погашения человек должен доплачивать определенную сумму из своих собственных финансовых средств. Но, чтобы воспользоваться законом и правами, стоит лишь детально изучить представленную информацию и найти несколько серьезных лазеек.
Можно ли отказаться от натурального возмещения
Как получить выплату и можно ли это сделать? Возмещение ущерба при ДТП с 2017 года позволяет выбрать ремонт или деньги в следующих ситуациях:
- машина повреждена настолько, что восстанавливать её просто нецелесообразно;
- владелец авто погиб в аварии (в таком случае родственники имеют право не ремонтировать ТС, а получить деньги);
- стоимость ремонта больше максимально возможной (400 тысяч рублей) и хозяин авто не желает доплачивать;
- починка не может быть произведена ни на одной из СТО, работающей со страховой;
- наличие предварительного соглашения о том, что выплата должна производиться в виде денег;
- ни один сервис, предоставленный страховщиком, не соответствует требованиям закона;
- СТО слишком сильно удалена от места ДТП, и нет возможности доставить туда машину;
- наличие у водителя международной страховки;
- страховщик не успел вовремя устроить проведение ремонта;
- ремонт не может быть осуществлён в сервисе, который был выбран во время оформления полиса.
Если в течение года страховщик неоднократно нарушал правила предоставления натурального возмещения, Центробанк может ограничить его право направлять на починку авто. В таком случае владелец машины имеет полное право получить именно денежную компенсацию. А натурального возмещение тогда будет производиться исключительно с его согласия.
Автомастерская, в которой будет ремонтироваться пострадавшее транспортное средство, должна входить в список разрешенных СТО, который есть у страховой компании, осуществляющей возмещение. По каждому отдельному случаю принимается индивидуальное решение, так как необходимо учитывать ряд факторов, оговоренных законодательством.
Одним из них является ограничение, что по закону техсервис, в который будет направлено пострадавшее транспортное средство, должен находиться не более, чем в 50 километрах от места ДТП или адреса проживания стороны, пострадавшей в ДТП. Однако есть некоторые нюансы, которыми можно корректировать строгость правил. Например, если страховщик берет на себя расходы по доставке автомобиля эвакуатором до автосервиса и обратно, то выбор мастерской не ограничивается километражем.
Такой вариант страховая организация чаще всего выбирает, если ДТП произошло далеко от дома пострадавшего, например, на междугородней трассе. При таком стечении обстоятельств, вероятнее всего, автомобиль будет отремонтирован на СТО, ближайшем к месту аварии, даже если его дальность превысит 50 километров.
Когда ремонт выполнен и мастерская готова вернуть автомобиль, между мастерской и хозяином машины подписывается акт приема-передачи. Если хозяин машины считает, что ремонт выполнен некачественно и дефекты не устранены, то он должен отразить все недостатки в акте. К дефектам, свидетельствующим о некачественном ремонте, относятся:
- наличие зазоров между деталями автомобиля, в том числе кузовными;
- низкое качество покраски машины, например цвет отличается от оригинального или краска нанесена неравномерно;
- посторонние звуки при включенном двигателе, которых не было до аварии;
- изменение технических характеристик автомобиля, например снизилась тяга;
- плохо отремонтированные восстановленные детали: видны неровности, сколы, элемент не покрашен;
- использование б/у запчастей для ремонта. По закону станция СТО обязана использовать только новые запчасти. При этом необязательно ставить на машину оригинальные детали.
Необходимость независимой экспертизы
Эта процедура нужна для того, чтобы точно определить размер ущерба автомобилю. Она может быть заказана как вами, так и страховой организацией.
По закону для расчета суммы можно провести простую оценку нанесенных повреждений или техническую экспертизу. По факту они мало чем отличаются, но имеют одну задачу — посчитать итоговую сумму для возмещения.
Экспертиза по инициативе страховщика называется также независимой, но в реальности это не так. Ведь стороннюю компанию выбирает не собственник авто.
Но вы можете заказать отдельную экспертизу при необходимости доказать недостоверный расчет в досудебном порядке или суде. Так как, в противном случае, иск просто не примут без выполненного расчета.
Можно ли получить деньги на самостоятельный ремонт
Несмотря на приоритет восстановительного ремонта, законодательство содержит перечень исключительных случаев, когда он заменяется денежной выплатой. Прописаны они в п. 16.1 ст. 12. ФЗ №40, и включают в себя:
- высокую степень повреждения автомобиля, при которой он не подлежит восстановлению;
- превышение стоимости ремонта над максимальной суммой возмещения (в 2023 году это 400 тыс. рублей);
- гибель потерпевшего (деньги получит семья);
- причинение тяжелого урона здоровью;
- наличие у потерпевшего группы инвалидности (в такой ситуации предоставляется выбор формы возмещения);
- предварительное заключение со страховщиком соглашения о возмещении убытков денежной компенсацией.
Доля компенсации в виде ремонта авто составляет около 0%
Из-за образовавшегося в России дефицита комплектующих для автомобилей страховщики практически перестали направлять клиентов на ремонт. Это связано с тем, что они не в силах отремонтировать машину в установленный законом срок из-за отсутствия необходимых запчастей. Если в начале 2022 года доля компенсаций в виде направления на ремонт составляла около 9-11%, то сейчас она приближается к 0%. Такими данными поделился Российский союз автостраховщиков. В союзе объясняют, что в портфеле некоторых страховщиков этот показатель может оставаться на прежнем уровне, но в среднем по рынку такой вид компенсации на текущий момент почти не производится.
Для решения этих проблем РСА настаивает на изменении законодательства в части увеличения сроков ремонта и возможности использования б/у запчастей. Однако регулятор негативно оценивает эти предложения, так как использование подержанных комплектующих может повлиять на уровень безопасности дорожного движения, а увеличение сроков ремонта надолго оставит человека без транспорта.