Расчет социального налога в РК 2023: как сделать это правильно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет социального налога в РК 2023: как сделать это правильно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Так, работодатели платят за работников 3% от размера заработной платы. Однако облагаемый доход не может превышать 10 МЗП (700 000 тенге), то есть максимально возможное отчисление работодателя составит 21 000 тенге в месяц.

Кто и сколько будет платить за ОСМС

Наемные работники и работники по договору ГПХ – 2% от своего дохода. Так как объект обложения составляет не более 10 МЗП, то максимально возможный взнос составит 14 000 тенге.

Индивидуальные предприниматели – 5% от 1,4-кратного МЗП, то есть 4900 тенге.

Самозанятые граждане (плательщики ЕСП):

  • для жителей городов республиканского и областного значения размер ЕСП составляет 1 МРП, то есть 3450 тенге;
  • для жителей остальных населенных пунктов ЕСП составляет 0,5 МРП, то есть 1725 тенге.

Ставка единого платежа

Ставка фиксированная, но будет постепенно увеличиваться вплоть до 2028 года. Ставка платежа с заработной платы едина для всех работников.

Год % ставки % увеличения
2023 г. 20%
2024 г. 21,5% 1,5%
2025 г. 23,8% 2,3%
2026 г. 24,8% 1%
2027 г. 25,8% 1%

История ставок МРП с 2012 по 2022 год

Месячный расчетный показатель (МРП) Основание
МРП с 1 января 2022 года — 3 063 тенге Установлены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» от 2 декабря 2021 года № 77-VII
МРП с 1 января 2021 года — 2 917 тенге Установлены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы» от 2 декабря 2020 года № 379-VI
МРП с 1 апреля 2020 года — 2 778 тенге Установлены Указом Президента Республики Казахстан «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» от 8 апреля 2020 года № 299
МРП с 1 января 2020 года — 2 651 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2020 — 2022 годы» от 4 декабря 2019 года № 276-VI
МРП с 1 января 2019 года — 2 525 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2019 — 2021 годы» от 30 ноября 2018 года № 197-VI
МРП с 1 января 2018 года — 2 405 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2018 — 2020 годы» от 30 ноября 2017 года № 113-VI
МРП с 1 января 2017 года — 2 269 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2017 — 2019 годы» от 29 ноября 2016 года № 25-VI
МРП с 1 января 2016 года — 2 121 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2016 — 2018 годы» от 30 ноября 2015 года № 426-V
МРП с 1 января 2015 года — 1 982 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» от 28 ноября 2014 года № 259-V
МРП с 1 января 2014 года — 1 852 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы» от 03.12.13 г. № 148-V
МРП с 1 января 2013 года — 1 731 тенге Установлены Законом РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013 — 2015 годы»
МРП с 1 января 2012 года — 1 618 тенге Установлены Законом РК от 24 ноября 2011 года № 496-IV «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы»

Отчисления на обязательное медицинское страхование (ОСМС) – 1,5%

Размер отчислений ОСМС – 1,5% от расходов работодателя, выплачиваемых работнику в виде доходов, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления ОСМС согласно п. 4. ст.29. Закона РК Об обязательном социальном медицинском страховании.

  • Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Т.е на 2019 год — 425 000 тенге.

Официальная ставка и расчет соцналога для ИП предполагает тот факт, что его обязательно нужно оплачивать. Никто не может отказаться это делать. Не перечисление налоговых выплат грозит штрафами и пеней. Причём пеня начисляется в достаточно большом размере и на всю сумму неоплаченного налога. А штраф составляет 20 % от суммы для представителей частной практике, 30 – для ИП, и 50 % для людей, которые занимаются крупным предпринимательством.

В некоторых случаях индивидуальные предприниматели могут не платить этот налог, но только в той ситуации, если они подтвердят, что доходов в текущем месяце у них не было.

Сотрудники не имеют никакого отношения к тому, если социальный налог за них не платится. Ответственность за это нарушение несёт исключительно работодатель.

Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году

В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.

Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.

В форму 200.00 вносится следующая информация:

  • об объектах налогообложения;
  • исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
  • сведения об обязательных пенсионных взносах;
  • социальный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:

  • в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
  • в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
  • в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
  • в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
  • приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.

Социальный налог в РК (Казахстане): ставки, расчет, калькулятор

По социальному налогу есть минимальный предел — не меньше 9,5% от 1 МЗП. Т.е. даже если доход работника 1 тенге, СН все равно будет 9,5% от 1 МЗП. Это касается юридических лиц (ТОО и т.д.). ИП платят фиксированную ставку за работника, неважно сколько они ему платят.

Пункты 4 статьи 484 НК РК. Объект налогообложения

4. В случае если объект налогообложения, указанный в пункте 2 настоящей статьи, определенный с учетом пункта 3 настоящей статьи, составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число этого календарного месяца, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы.

Читайте также:  Досрочное расторжение договора с уведомлением о заключении договора.

[свернуть]

Расчет зависит от суммы оклада, взависимости от суммы применяется 90% корректировка

В таком случае производится рассчет корректировки 90%
Предположим, оклад 50000 тенге, то расчеты будут такие:

ОПВ — 10% от 50000 = 5000 тенге
ИПН — От оклада отнимаем пенсионный взнос, отнимаем минимальную заработную плату (МЗП) и корректировку, и от полученной суммы берем 10%. Получается 0,1*(50000 — 5000 — 42500 — 2250) = 25 тенге
СО — 3.5% от 50000 за минусом пенсионного взноса, получается 0.015*(50000 — 5000) = 1576 тенге
СН — 9.5% от МЗП минус СО, получается 0.095(42 000) — 1576 = 2462 тенге
ООСМС — 2% от оклада за минусом суммы корректировки, получается 0,020*(50000 — 2250) = 955 тенге
ВОСМС — 1% от оклада за минусом суммы корректировки, получается 0,01*(50000 — 2250) = 478 тенге
Корректировка — от оклада отнимается 10% оклада, отнимается МЗП и от полученной суммы берется 90%. Получается — (50000 — (50000*0.10)-42500)*0.9 = 2250 тенге

Калькулятор расчета заработной платы в Республике Казахстан

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

  • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

  • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

  • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

    Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

    Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

    В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

    Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

    Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

    1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
    2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

    Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

    По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

    Плательщиками социального налога не являются:

    1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
    2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
    3. ИП, работающие на основе патента.

    Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

    Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

    От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

    Особенности расчета социального налога с 01.01.2020 года

    Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах.

    Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК.

    В январе 2021 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.

    По состоянию на 2021 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

    • Юридических лиц.
    • Частных нотариусов.
    • Профессиональных медиаторов.
    • Адвокатов.
    • Частных судебных исполнителей.
    • Индивидуальных предпринимателей.

    Перенос 90% корректировки по ИПН в уменьшение облагаемого дохода

    Это еще одно ожидаемое изменение, которое проходило в проекте закона «О внесении изменений по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», но так и не было принято в 2020 году.

    Законом РК № 382-VI изменение по переносу 90% корректировки в уменьшение облагаемого дохода принято с вступлением в силу с 2021 года.

    Текущая редакция НК РК

    Планируемая редакция НК РК на 2021 год

    1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

    49) облагаемый доход работника – в размере 90 % от суммы такого дохода, определенного без учета корректировки, предусмотренной настоящим подпунктом.

    Положение настоящего подпункта применяется к доходу работника, не превышающему 25-кратный размер МРП. ;

    1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

    Статья 353. Определение облагаемого дохода у источника выплаты

    Статья 353. Определение облагаемого дохода у источника выплаты

    1-1. Сумма облагаемого дохода работника, определенная пунктом 1 настоящей статьи, уменьшается на 90 процентов если начисленный доход работника за налоговый период не превышает 25-кратный размер МРП

    Давайте разберемся подробнее, на что влияет перенос 90% корректировки по ИПН из статьи 341 НК РК в уменьшение облагаемого дохода по статье 353 НК РК.

    Второй аспект данного изменения – меняется техника определения 90% уменьшения.

    В типовых решениях при обновлении на релизы, содержащие «новогодние» изменения, с 01.01.2021 года 90% уменьшение облагаемого дохода применяется только при расчете ИПН. Никакие дополнительные настройки для этого выполнять не требуется.

    Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

    Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

    Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

    Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

    ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

    Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

    Почему необходимо внедрять ОПВР?

    Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.

    Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тысяч человек, за которых работодатели уплачивают 5-процентные профессиональные пенсионные взносы.

    Следует учесть, что солидарная часть пенсии ежегодно уменьшается. Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние пять лет увеличился с 13 до 30 процентов, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10 процентов взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии. Международный опыт это подтверждает. К примеру, в странах ОЭСР средняя ставка взносов составляет порядка 18 процентов, в Сингапуре — 37 процентов (20 процентов из которых уплачиваются работодателем), в Российской Федерации ставка для работодателя составляет 22 процента, в Республике Беларусь 28 процентов и ещё 1 процент уплачивается работником.

    Введение ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей.

    Введение ОПВР позволит сохранить адекватный уровень пенсионных накоплений казахстанцев при достижении пенсионного возраста (коэффициент замещения дохода после выхода на пенсию), соответствующий международным стандартам.

    При этом нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне, в том числе за счет предусмотренных в рамках Налогового кодекса послаблений в части отнесения суммы, уплаченных ОПВР на вычет до налогообложения.

    МРП, МЗП, прожиточный минимум на 2023 год в Казахстане

    1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 778 тенге.
    2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
    3. Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 17 641 тенге.
    4. Минимальный размер пенсии – 40 441 тенге.
    5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 32 668​ тенге.
    1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 525 тенге.
    2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
    3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 16 037 тенге.
    4. Минимальный размер пенсии – 36 108 тенге.
    5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 29 698 тенге.
    1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2405 тенге.
    2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 28 284 тенге.
    3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 15 274 тенге.
    4. Минимальный размер пенсии – 33 745 тенге.
    5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 28 284 тенге.
    1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 269 тенге.
    2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 24 459 тенге.
    3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 12 802 тенге.
    4. Минимальный размер пенсии — 28 148 тенге.
    5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 24 459 тенге.
    1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 121 тенге.
    2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 22 859 тенге.
    3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 965 тенге.
    4. Минимальный размер пенсии — 25 824 тенге.
    5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 22 859 тенге.
    1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 1 982 тенге.
    2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 21 364 тенге.
    3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 182 тенге.
    4. Минимальный размер пенсии — 23 692 тенге.
    5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 21 364 тенге.

    Расчетные показатели на 2021 год в Казахстане

    Расчет социального налога производится следующим образом:

    налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

    Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

    Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

    Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

    Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

    Юридические лица могут воспользоваться одним из 2 способов начислений СН:

    1. По СНР, когда составляется упрощённая декларация.
    2. По стандартной общепринятой схеме.

    ИП также могут действовать по одной из 2-х предусмотренных для них схем:

    1. С упрощённой декларацией по СНР.
    2. Налоги начисляются по стандартным расчётам, предусмотренным для ИП.

    Второй способ делает возможным использование коэффициентов МРП (если организация зарегистрирована как физическое лицо).

    Для расчётов можно использовать онлайн-калькулятор, с помощью которого проще выбрать оптимальный вариант.

    Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

    Как изменится для казахстанцев МРП и МЗП в 2023 году

    В предстоящем году месячный расчетный показатель (МРП) вырастет примерно на 8% и поднимется до 3 450 тенге. Это значительное повышение по сравнению с показателем января 2022 года в 3 063 тенге.

    Минимальная зарплата 70 000 тенге
    Минимальный расчетный показатель 3 450 тенге
    Минимальная базовая пенсия 24 341 тенге
    Минимальный размер пенсии 53 076 тенге
    Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат 40 567 тенге

    Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

    Статья 29. Статус фонда

    Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

    Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

    1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

    2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

    1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

    образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

    не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

    2) для главного бухгалтера:

    образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

    не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

    3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

    1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

    2) не имеющее безупречной деловой репутации.

    Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

    3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

    4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

    Статья 31. Деятельность фонда

    Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

    Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

    Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

    Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

    1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

    2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

    3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

    В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

    Статья 32. Права и обязанности фонда

    1. Фонд имеет право:

    1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

    2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

    Статья 37. Разрешение споров

    Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

    Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

    Статья 39. Переходные положения

    1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

    2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количес��ва иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

    3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

    При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

    Пределы по налогам, взносам и отчислениям в 2021 году

    Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
    Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

    Обязательному социальному страхованию подлежат:

    1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

    2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

    3) лица, занимающиеся частной практикой;

    Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

    4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

    5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

    Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

    [свернуть]

    Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

    • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
    • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

    Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

    Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

    Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

    Статья 14. Ставка социальных отчислений
    1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

    Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

    2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

    [свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

    5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

    Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
    В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

    В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
    3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

    «В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

    [свернуть]

    Простыми словами —

    • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
    • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

    Упрощенная формула расчета СО = (зарплата — ОПВ) * 0.035
    ОПВ (обязательный пенсионный взнос) = зарплата * 0.1

    Основные исключения из этой формулы — расчет СО с объекта исчисления (зарплата — ОПВ) в размере 1 МЗП и меньше, а также расчет СО с объекта исчислений в размере 7 МЗП и больше.

    • Размер СО с 1 МЗП и меньше = 1 МЗП * 0.035 = 1488 тенге
    • Размер СО с 7 МЗП и больше = 7 МЗП * 0.035 = 10413 тг

    Иными словами, минимальный и максимальный размер СО в 2021 году — соответственно 1488 до 10413 тг.

    Для обычных читателей подойдет и формула выше, но если хотите влезть в дебри, то ниже — формула и подробности для утонченных ценителей законов и кодексов.

    Социальные отчисления = (доход, выплаченный работнику — пункт 2 ст. 319 НК РК кроме подпунктов 3) 4) — пункт 1 статьи 341 НК РК, кроме подпунктов 9), 10), 12), 14), абзаца шестого подпункта 22), подпунктов 26), 32), 53) — подпункт 1) пункта 3 ст. 484 НК РК ) * 0.035

    При расчете социальных отчислений не применяется корректировка в размере 90% по ИПН Пункт 5 главы 2. Порядок исчисления социальных отчислений. Постановление «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

    5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

    1) пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса;

    Примечание РЦПИ!
    Абзац первый подпункта 2) предусмотрен в редакции постановления Правительства РК от 08.05.2019 № 263 (вводится в действие с 01.01.2029).
    2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 22), подпунктах 26), 32) и 53) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

    При исчислении социальных отчислений не применяются корректировки к облагаемому доходу работника, указанные в подпункте 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

    3) подпунктом 1) пункта 3 статьи 484 Налогового кодекса.

    [свернуть]

    Для лучшего понимания и структурирования информации — социальные отчисления не уплачиваются с этих доходов:

    • пункт 2 ст. 319 НК РК (годовой доход физического лица), кроме подпунктов 3), 4) — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z6091
    • пункт 1 статьи 341 НК РК (корректировка дохода), кроме подпунктов 9), 10), 12), 14), абзаца шестого подпункта 22), подпунктов 26), 32), 53) — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z6436
    • подпункта 1) пункта 3 ст. 484 НК РК — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z8740
    • При расчете СО корректировка 90% по ИПН не применяется.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *