ФАС разъяснила, как рассматривают жалобы на проведение имущественных торгов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФАС разъяснила, как рассматривают жалобы на проведение имущественных торгов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Торги по банкротству – реализация изъятой и описанной у компании собственности, активов, входящих в конкурсную массу. Это главный этап, по окончанию которого за счет полученных от продажи имущества денег, будут погашены требования, выставленные кредиторами. Экспертизой и реализацией активов предприятия занимается арбитражный управляющий, назначенный судом из состава, предложенного инициатором процедуры СРО.

Общество признано нарушившим закон

В жалобе гражданин С* указал на неправомерность отклонения его заявки ввиду не указания данных о дате и времени аукциона. Комиссия УФАС по ТО изучила правовые акты и указала в своем решении следующее.

Правила продажи арестованной недвижимости (в том числе заложенной) установлены Рекомендациями.

Рекомендации изданы с целью упорядочения работы центрального аппарата Росимущества и его территориальных органов в области продажи арестованной недвижимости по вступившим в силу актам судов и судебных приставов.

Как следует из п. 7.2 Рекомендаций, в ходе поступления заявок специализированная организация проверяет их на соответствие требуемой форме и на наличие всех необходимых приложений.

Согласно п. 7.4 Рекомендаций, если прием состоялся, то запись о заявке вносится в специальный журнал регистрации с присвоением порядкового номера. Отметка о приеме проставляется на втором экземпляре описи участника.

Исходя из п.7.5 Рекомендаций, отказ в указанных выше действиях возможен лишь в определенных случаях (перечень исчерпывающий):

  • документы поступили позднее даты окончания приема заявок и у участника отсутствуют доказательства невозможности подачи заявки в установленный срок;
  • не приложены документы, подтверждающие факт внесения задатка;
  • представлен некомплектный пакет документов;
  • приложения не соответствуют нормам закона.

Условия для признания торгов и их результатов недействительными

Продажей земель, объектов строительства из региональной собственности занимаются департаменты имущественных отношений профильных министерств. Порядок торгов и аукционов предусматривается в соответствующих нормативно-правовых актах. Противоречие таких НПА положениям Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Земельного кодекса – основания для признания их недействительными. Аукционы и конкурсы, проведенные по таким нормативным актам, также признаются судами противозаконными. Так, компания выиграла суд о признании результатов торгов недействительными. Основание – судом был отменен порядок проведения аукциона субъекта РФ. Другие обстоятельства, послужившие для отмены результатов:

  • Организатор препятствовал потенциальным участникам для участия в аукционе посредством укрупнения лота, увеличения суммы задатка;
  • Торги проведены с нарушением прав владельцев и арендаторов близлежащих объектов недвижимости;
  • В лот включены земельные участки, обремененные зданиями, без их предварительной регистрации в ЕГРН.

Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:

  • внесудебный (административный);
  • судебный.

1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок — Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).

Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.

Как и когда можно оспорить торги?

Оспорить результаты торгов можно, если кого-то необоснованно отстранили от участия в них, если торги проведены раньше, чем указано в извещении, неправильно определена цена лота или его продали не по самой высокой предложенной цене (ст. 449 Гражданского кодекса). Этот перечень неисчерпывающий и может состояить из самых рахных оснований осноавнных на законе. На практике оснований намного больше, чем указано в законодательстве. Так, нами признаны недействительными торги, проведенные в период запрета и соответствующих обеспечительных мер. Нельзя забывать, что имущество с несколькими владельцами можно продать победителю торгов только после того, как другим собственникам дали возможность реализовать преимущественное право покупки актива, решил ВС в июне 2020 года (дело № А65-40314/2018)

Читайте также:  Вещевое обеспечение военнослужащих: кому и что положено

. В случае несогласия с результатом следует оспаривать саму процедуру проведения, в том числе протокол о результатах торгов.

Оспорить торги можно через суд. Подать иск могут любые заинтересованные лица, в частности участники торгов и стороны исполнительного производства. Суд может признать торги недействительными в течение года со дня их проведения (дня подписания протокола о результатах торгов) (п. 6 ст. 448, п. 1 ст. 449, п. 1 ст. 449.1 ГК РФ). Основанием для признания торгов недействительными может быть только существенное нарушение порядка их проведения. Например, такое, которое повлияло на определение победителя торгов. Если суд признает торги недействительными, договор с их победителем также будет недействительным (п. 2 ст. 449 ГК РФ).

В законе предусмотрен порядок оспаривания торгов только заинтересованными лицами, а значит, заявителю нужно доказать, что он является таким «заинтересованным лицом». Следует доказать суду свою заинтересованность в участии, а также тот факт, что признание торгов недействительными восстановит нарушенные права заявителя.

Оспорить результаты торгов можно не только в суде. Можно также пожаловаться на действия организатора в антимонопольный орган, такое право предусмотрено в ст. 18.1 закона о защите конкуренции. В этой же статье прописаны и основания для административного оспаривания – они касаются процедурных нарушений. Если действия организатора признают незаконными, то результаты могут быть аннулированы Важное преимущество: административный порядок – это ускоренный способ защиты нарушенных прав. Он предусматривает сокращенные сроки рассмотрения жалоб. Жалобу в антимонопольный орган нужно подать в течение 10 дней с даты подведения итогов торгов.

Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила

Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.

1. Антимонопольная служба запустила новый сервис

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.

До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

Письмо ФАС России от 25.06.2019 N МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 июня 2019 г. N МЕ/53183/19

О ПРИНЯТИИ

АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ

18.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 ГОДА N 135-ФЗ

«О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» ЖАЛОБЫ К РАССМОТРЕНИЮ, ПОДАННОЙ

ЛИЦОМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ УЧАСТНИКОМ ЗАКУПКИ

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе разъяснение по вопросам принятия антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Читайте также:  Греция: виза для россиян в 2023 году

изучение ошибок проведения аукциона

В силу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Это означает, что первым делом необходимо юридически верно расставить приоритеты и увидеть самые главные ошибки при проведении торгов. Наши юристы тщательно изучат ваше дело и документы и определят, какую тактику необходимо применить при отмене результатов аукциона.

Формальные причины для отмены аукциона перечислены в законе и среди них:
— не соблюдение срока проведения приема заявок на участие в аукционе (не менее 25 дней — ст. 18 ФЗ 178) при продаже государственного имущества;
— незаконный отказ в допуске от участия в торгах;
— неверное определение победителя и пр.

Отдельные особенности

Частью 25 статьи 18.1. предусмотрены отдельные особенности для электронных торгов по продаже государственного или муниципального имущества в соответствии с законом Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В частности, статья предусматривает:

1) более короткие сроки обжалования действий, актов организаторов продажи государственного или муниципального имущества: в течение пяти рабочих дней со дня размещения на сайте или (если размещение не предусмотрено) со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов;

2) более короткие сроки рассмотрения антимонопольной службой жалобы: в течение пяти рабочих дней со дня поступления;

3) ограничение в возможности выдачи предписания: если жалоба рассматривается по существу до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже имущества), то антимонопольный орган не вправе принять решение о выдаче предписания.

Результаты рассмотрения жалоб

По результатам рассмотрения жалобы, комиссией принимается одно из следующих решений:

  • о признании жалобы обоснованной и выдаче предписания;
  • о признании жалобы обоснованной и невыдаче предписания;
  • о признании жалобы необоснованной и выдаче предписания (в случае, если доводы, изложенные в жалобе, не подтвердились, но Комиссия контролирующего органа установила иные не являющиеся предметом обжалования нарушения);
  • о признании жалобы необоснованной и невыдаче предписания.
  • о прекращении производства по жалобе.

Предписание об устранении допущенных нарушений выдается:

1) либо в случае признания жалобы обоснованной;

2) либо в случае установления иных нарушений, которые не были предметом обжалования.

Такие предписания являются обязательными и могут предписывать организатору торгов, оператору электронной площадки или комиссии:

  • совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов;
  • внести изменения в документацию о торгах, извещение о проведении торгов;
  • аннулировать торги.

Когда можно отказаться от участия:

  1. Компания-заказчик пригласила принять участие в тендере, однако у компании-исполнителя нет возможности или желания.
  2. Компания-исполнитель подала заявку, но передумала и отозвала ее.

При первом случае компания-заказчик может искать исполнителей не только на специальных онлайн-площадках. Исполнителю (или поставщику) можно отправить приглашение на участие в торгах. Если у того нет желания, производственные мощности не справятся, сложный заказ или уже имеется большой объем работ, то важно отправить обоснованный отказ. В нем первым делом выражают благодарность за выбор своей кандидатуры, а затем пишут о причинах отказа.

Во втором случае отказаться можно так:

  • Если заявка подана на электронной торговой площадке, то можно отозвать ее, нажав на соответствующую кнопку. Заблокированные денежные средства разблокируются в течение 1 дня.
  • Если конкурс был открытый, то отказаться (отозвать заявку) можно до конца приема заявок на бумаге или в электронном виде. В этом случае отправляют соответствующее уведомление.

Таким образом, в зависимости от ситуации исполнитель может отправить письмо-отказ или уведомление об отзыве заявки на конкурс. Для обоих документов правила написания будут похожими.

Для справок! Государственные закупки регулирует ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, а закупки для юридических лиц — ФЗ от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

Читайте также:  В какой суд обращаться (подсудность)

Как составить письмо-отказ от участия в тендере

Предложенного законодательством бланка не существует, поэтому организация может составить его в произвольной форме. Нужно использовать фирменный бланк компании.

В письме указывают такую информацию:

  1. В шапке — реквизиты поставщика (автоматом включаются, если составлять письмо на фирменном бланке), сведения о закупке (номер и дата тендера, номер и дата приглашения), кому предназначено письмо (пишут должность и ФИО руководителя компании-заказчика).
  2. Обращение к адресату. Используют стандартное «Уважаемый (ая) …!»
  3. Благодарность за интерес к организации, доверие и т.д.
  4. Данные о тендере, письме-приглашении или сведения о заявке при написании уведомления об отзыве заявки.
  5. Причины отказа.
  6. Намерение на будущее сотрудничество (при желании).

В конце письма отправитель указывает свою должность и ставит подпись и дату.

Разнообразные цели, которые диктуют получение отказных писем

Есть целый перечень случаев, когда инстанции по надзору могут потребовать весьма специфические документы на соответствие требованием ряда нормативов. К таким документам относят: заключения, сертификаты, декларации и отказные письма. Последние, если они предоставлены из уполномоченных центров сертификации, помогают опровергнуть необходимость получения таких документов, являются разъяснительным документом официальной категории. Особенно они важны в торговле, дистрибуции и при обращении в таможенные органы.

В свете последнего отказные письма и подразделяют на две категории:

  • «для торговли»;
  • «для целей таможенного оформления».

Этому документу по силам устранить практически любые формальные препятствия для свободного обращения товаров в условиях свободного рынка. В ряде случаев без особых помех избавить заинтересованных лиц от часто необязательных, а нередко довольно длительных по времени и дорогущих процедур по подтверждению качества.

Основания для обращения в ФАС

К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:

  • с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
  • с жалобой на недобросовестность рекламы;
  • с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
  • с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
  • с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
  • с жалобой на результаты торгов и аукционов;
  • с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
  • с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.

Кто и когда может пожаловаться: нормативная база

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Сколько ее будут рассматривать

Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.

На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.

Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *