Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление о нарушении антимонопольного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в прессе или Интернете появилась заведомо недостоверная или ложная информация, которая порочит имидж или репутацию бизнеса, то его собственнику (уполномоченному лицу) следует сразу же обратиться к главному редактору СМИ, чтобы заставить его удалить такие сведения.
Некорректное сравнение
Зачастую участники рынка используют именно некорректное сравнение с целью получения преимуществ перед своими конкурентами. Необходимо отметить, что некорректное сравнение возможно как в отношении самого конкурента, так и в отношении его товаров, работ и услуг.
Закон «О защите конкуренции» называет примеры некорректного сравнения. Так, не допускается сравнение с использованием слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» без указания конкретных критериев сравнения, имеющих объективное подтверждение.
Также запрещается сравнение, которое основывается только на малозначительных фактах и содержит негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
Как показывает практика, некорректное сравнение обычно сопровождается распространением ложных, неточных сведений о конкуренте или его товаре, работе, услуге.
Чаще всего некорректное сравнение содержится в рекламных роликах, буклетах и листовках, поэтому особое внимание нужно уделять контролю за рекламными акциями своих конкурентов. Своевременная реакция на акт недобросовестной конкуренции позволит пресечь нарушение, привлечь виновное лицо к ответственности, а также сохранить Вашу деловую репутацию.
Многие производители на своем сайте размещают информацию о товаре и указывают его характеристики как «самый лучший», «первый и единственный в мире» и т.д. при этом не указывают, на чем основан такой вывод. Данная информация также может быть признана фактом введения в заблуждение.
ЖАЛОБЫ В ФАС НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ.
- Жалоба в ФАС на отклонение заявки по формальным основаниям, не относящимся к предмету закупки.
- Жалоба на ошибочное отклонение заявки (Техническая ошибка заказчика)
- Жалоба на неправомерное отклонение по основаниям отсутствующим в законодательстве о закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
- Жалоба на неполное или неверное составление и размещение протокола оценки и/или сопоставления заявок участников закупки.
- Жалоба на отсутствие обоснования при отклонении заявки, в протоколе имеется только ссылка на статью закона.
- Жалоба на создание искусственных барьеров для подачи жалобы.
Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе рассмотрения заявок -жалоба в УФАС на неправомерное отклонение заявки участника закупки и противозаконный недопуск к закупке.
Пример обжалования отклонения за непредоставления Протокола об одобрении крупной сделки.
Отклонение за непредоставление участником протокола одобрения крупной сделки не оспаривается, но только в том случае, если участник должен его предоставить по закону. В случае же, когда, например, участником запроса котировок является ИП, оно, разумеется, не требуется. К сожалению, некоторые заказчики об этом забывают, огульно отклоняя заявки без одобрения крупной сделки. При обжаловании таких отклонений, шансов доказать правоту у них нет.
К заявке на запрос котировок на поставку совковых лопат участник (ИП) не приложил Одобрение крупной сделки, которое и ранее никогда не прикладывал к тендерным заявкам. Заявка была отклонена. Участник обжаловал её и добился победы. В ФАСе заказчику указали, что, во-первых, Индивидуальный Предприниматель является сам себе хозяином и для принятия решения не должен получать ни от кого одобрения, а во-вторых, требование о предоставлении Одобрения крупной сделки распространяется только на юридических лиц, а ИП таковым не является.
Дополнительные требования в котировочной документации и практика их обжалования.
Заказчик может установить в котировочной документации и дополнительные требования, например, к последовательности пунктов и нумерации страниц заявки, простановке подписей и печатей. Но ему не следует забывать о том, что пословица «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» неприменима к сфере государственных закупок, в том числе, способом запроса котировок, где объем предоставляемой информации строго ограничивается частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. И попытки расширить его обрекаются на провал ФАСом или арбитражным судом.
В котировочной заявке на поставку надувной лодки участник пронумеровал документы дискретно, в то время как заказчику требовалась сквозная нумерация. Заказчик заявку отклонил. Участник обжаловал отклонение в ФАС и добился победы. Заказчик, в свою очередь, обжаловал решение ФАС в арбитражном суде. Однако суд принял точку зрения ФАС, пояснив, что котировочная заявка в полном объёме содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Заказчик сделал безуспешную попытку оспорить решение суда в вышестоящей инстанции, но апелляционный суд оставил данное решение без изменения.
Порядок подачи жалобы в ФАС
Порядок подачи заявлений в ФАС о нарушении соответствующего законодательства установлен ст. 44 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее — Административный регламент).
В соответствии с ч.1 ст. 44 Закона о защите конкуренции и пунктами 3.4 и 3.5 Административного регламента заявление может быть подано в антимонопольный орган:
- «в письменной форме путем доставки заявителем лично или курьером под расписку, отправки заказным письмом с уведомлением о вручении»;
- «в форме электронного документа с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций)».
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила
Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.
1. Антимонопольная служба запустила новый сервис
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.
До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.
Наличие в Российской Федерации антимонопольного законодательства и антимонопольной службы вовсе не означает, что монополизма, как такового, в РФ не существует. Он существует везде, в том числе и в России, в виде естественных монополий: например, сети железных дорог, государственных монополий или концернов, таких, как Газпром.
Политика демонополизации нацелена, таким образом, не против явления монополизма, как такового, а против бесконтрольного монополизма, подрывающего основы малого и среднего бизнеса, поскольку в условиях бесконтрольного монополизма конкуренция практически невозможна.
В рамках данной статьи мы не ставим себе задачу провести экскурс в основы политической экономики. Просто без осознания самой системы антимонополизма невозможно будет представить себе весь спектр вопросов, которые могут быть отнесены к ведению ФАС.
Основания для обращения в ФАС
К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:
- с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
- с жалобой на недобросовестность рекламы;
- с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
- с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
- с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
- с жалобой на результаты торгов и аукционов;
- с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
- с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.
Время, отведенное законом антимонопольной службе для принятия решения по жалобе, варьируется в зависимости от оснований жалобы. Так:
- жалобы, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства, рассматриваются в срок от 30 до 60 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений Закона РФ «О контрольной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд» – до 5 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в сфере рекламы, рассматриваются в срок от 30 до 60 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в градостроительной деятельности, рассматриваются в срок от 7 до 14 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в сфере закупок и услуг, регламентированной Законом РФ «О контрольной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд», рассматриваются в течение 7 дней.
В любом случае минимальное значение срока для рассмотрения является установленным по умолчанию. Дни свыше минимального срока могут быть использованы только при необходимости сбора дополнительной информации.
Основания для обращения в ФАС
К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:
- с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
- с жалобой на недобросовестность рекламы;
- с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
- с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
- с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
- с жалобой на результаты торгов и аукционов;
- с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
- с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.
В налоговую инспекцию
Если стало известно, что предприятие-конкурент занимается бизнесом нелегально, обязательно сообщите об этом в уполномоченные органы. Но, прежде чем жаловаться, убедитесь в достоверности своих догадок.
Как понять, что соперник что-то скрывает? Можно самостоятельно сделать проверку:
- обратиться в фирму под предлогом заключения договора на покупку товара, запросить сертификат соответствия. Если его нет, то это является поводом для жалобы;
- другой вариант – решили получить в фирме определенную услугу, вам озвучили одну сумму, а в документах указали намного меньше.
Такие факты говорят о том, что организация пытается скрыть свои реальные доходы, это незаконно.
Хорошо, если к жалобе будут приложены весомые доказательства:
- копии договоров купли-продажи или об оказании услуг;
- аудиозаписи разговоров;
- фотографии с ценниками в магазине и т.д.
Основные полномочия ФАС
Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и в Федеральном законе «О защите конкуренции».
Итак, согласно действующему законодательству, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:
- Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями, внебюджетными фондами и т.д.;
- Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- Осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
- Возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
- Обращение в органы в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- Обращение в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;
- Участие в судебном рассмотрении дел, связанных с применением и/или нарушение антимонопольного законодательства;
- Ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- Размещение в интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.
Причины подачи жалоб в ФАС
Антимонопольная служба контролирует деятельность естественных монополий, соблюдение законодательства в сфере рекламы, обеспечивает честную конкуренцию на потребительском рынке.
Исходя из полномочий ФАС, подать жалобу в эту организацию можно в следующих ситуациях:
- «Картельный сговор». Признаки сговора между коммерческими организациями, работающими в одной сфере, с целью незаконного повышения стоимости на определённый товар;
- Необоснованное повышение цен на товары и Услуги, предоставляемые естественными монополиями;
- Незаконные попытки установить коммерческой структурой монополию в определённой сфере рынка, или в отдельном регионе;
- Сговор коммерческих структур с органами власти с целью получения неких преференций, или для устранения с рынка конкурентов;
- Недобросовестная реклама, вводящая потребителей в заблуждение.
В случае выявления вышеописанных фактов, или при наличии веских подозрений, на подобные нарушения, каждое заинтересованное лицо вправе подать жалобу в ФАС.
Для исполнения надзорных функций и пресечения нарушений законодательства, антимонопольная служба наделена определёнными полномочиями.
Полномочия ФАС достаточно полно прописаны в ФЗ №135 «О защите конкуренции» и в правительственном постановлении №331:
- Проведение регулярных проверок с целью выявления нарушений антимонопольных законов со стороны коммерческих и некоммерческих организаций, юрлиц и частных граждан.
- Надзор за деятельностью госучреждений, ответственных за предоставление определённых преференций коммерческим структурам.
- Пресечение незаконной деятельности, связанной с нарушением антимонопольного законодательства. В том числе, с помощью административного и уголовного преследования.
- Обращение в судебный арбитраж, с подачей исков к нарушителям законов о честной конкуренции.
- Проведение совместно с МВД и другими государственными ведомствами, оперативно-розыскных мероприятий.
- Участие в судебных заседаниях при рассмотрении дел о нарушении антимонопольных законов.
- Ведение служебного реестра нарушителей, привлекаемых к ответственности за нарушение законов о честной конкуренции.
Жалоба в ФАС: что и как может оспорить участник торгов
В случае нарушений, допущенных при проведении закупок в рамках 44-ФЗ, ФАС рекомендует обязательно указывать в жалобе:
- Всю известную информацию о нарушителе (наименование или ФИО, местонахождение или место проживания, почтовый и электронный адреса, прочие известные контакты).
- Полную информацию о лице, подающем жалобу, — по тому же принципу, что в отношении нарушителя.
- Информацию о закупке (реквизиты и сведения из ЕИС), которая стала поводом для обращения.
- Конкретные действия (или бездействие), которые заявитель считает нарушением — в чём они выражаются, какие права и интересы нарушают.
- Доводы, подтверждающие нарушение, а также документы, которые свидетельствуют о нарушении (они должны быть приложены к жалобе).
- Перечень приложений.
- Дату составления жалобы и подпись заявителя.
Жалобы на действия электронной площадки рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.
Не стоит сразу обращаться в суд, если можно попробовать урегулировать спорные моменты в досудебном порядке в вышестоящем ведомстве. Это значительно сэкономит ваши силы и время. Данная схема предполагает прохождение нескольких шагов:
Шаг № 1. Выберите подразделение ФАС.
Шаг № 2. Изложите свою жалобу в тексте письменного заявления.
Шаг № 3. Направьте свое обращение в вышестоящий антимонопольный орган.
Шаг № 4. Дождитесь, пока ФАС рассмотрит жалобу и вынесет решение по ее удовлетворению либо отказу.
Шаг № 5. Получите письменное уведомление о решении ФАС.