Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юрист готов ответить на ваш вопрос!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Комментарии к ст. 284 НК РФ

Одним из самых значительных изменений в отношении налога на прибыль организаций за последнее время является снижение ставки по налогу с 24 до 20%. Такие изменения в статью 284 НК РФ внесены Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ и действуют с 01.01.2009.

Более налоговая ставка по налогу не снижалась.

Отметим, что величина налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 НК РФ (пункт 1 статьи 286 НК РФ). В свою очередь, согласно пункту 7 статьи 274 НК РФ при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Статьей 284 НК РФ, прежде всего, установлена общая ставка налога на прибыль:

Срок, с

которого

действует

налоговая

ставка Размер налоговой ставки Основание

С 1 января

2009 г. 20%,

из которых:

— в федеральный бюджет

зачисляется 2%,

— в бюджеты субъектов

Российской Федерации

зачисляется 18% пункт 1 статьи 284 НК РФ

(подпункт «а» пункта 23

статьи 2 Закона

N 224-ФЗ,

статья 1 Закона N 305-ФЗ)

С 1 января

2005 г.

до 1 января

2009 г. 24%,

из которых:

— в федеральный бюджет

зачисляется 6,5%,

— в бюджеты субъектов

Российской Федерации

зачисляется 17,5% пункт 1 статьи 284 НК РФ

(подпункт «а» пункта 3

статьи 2 Федерального

закона

от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

При этом законами субъектов Российской Федерации налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, статьей 284 НК РФ установлены налоговые ставки, применяемые к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств.

На основании пункта 6 статьи 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по указанным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Срок, с

которого

действует

налоговая

ставка Виды доходов Размер

ставки Основание

С 1

января

2006 г. Доход в виде процентов по

государственным и муниципальным

облигациям, эмитированным

до 20 января 1997 г. включительно 0% подпункт 3 пункта 4

статьи 284 НК РФ

Доход в виде процентов по

облигациям государственного

валютного облигационного

займа 1999 г., эмитированным при

осуществлении новации облигаций

внутреннего государственного

валютного займа серии III,

эмитированных в целях обеспечения

условий, необходимых для

урегулирования внутреннего

валютного долга бывшего Союза ССР

и внутреннего и внешнего

валютного долга Российской

Федерации 0% подпункт 3 пункта 4

статьи 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по

муниципальным ценным бумагам,

эмитированным на срок не менее

трех лет до 1 января 2007 г. 9% подпункт 2 пункта 4

статьи 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по

облигациям с ипотечным покрытием,

эмитированным до 1 января 2007 г. 9% подпункт 2 пункта 4

статьи 284 НК РФ

Доходы учредителей доверительного

управления ипотечным покрытием,

полученные на основании

приобретения ипотечных

сертификатов участия, выданных

управляющим ипотечным покрытием

до 1 января 2007 г. 9% подпункт 2 пункта 4

статьи 284 НК РФ

Доход в виде процентов по

государственным и муниципальным

ценным бумагам (кроме ценных

бумаг, указанных выше, и

процентного дохода, полученного

российскими организациями по

государственным и муниципальным

ценным бумагам, размещаемым

за пределами РФ, за исключением

процентного дохода, полученного

первичными владельцами

государственных ценных бумаг РФ,

которые были получены ими в обмен

на государственные краткосрочные

бескупонные облигации в порядке,

установленном Правительством РФ),

условиями выпуска и обращения

которых предусмотрено получение

дохода в виде процентов 15% подпункт 1 пункта 4

статьи 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по

облигациям с ипотечным покрытием,

эмитированным после

1 января 2007 г. 15% подпункт 1 пункта 4

статьи 284 НК РФ

Доходы учредителей доверительного

управления ипотечным покрытием,

полученные на основании

приобретения ипотечных

сертификатов участия, выданных

управляющим ипотечным покрытием

после 1 января 2007 г. 15% подпункт 1 пункта 4

статьи 284 НК РФ

Статьей 284 НК РФ также установлены налоговые ставки, применяемые к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов.

На основании пункта 6 статьи 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по указанным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Срок,

с которого

действует

налоговая

ставка Доходы, полученные в виде

дивидендов Размер

ставки Основание

С 1 января

2008 г. От российских и иностранных

организаций российскими

организациями при условии, что

на день принятия решения о

выплате дивидендов получающая

дивиденды организация в течение

не менее 365 календарных дней

непрерывно владеет на праве

собственности не менее чем

50%-ным вкладом (долей)

в уставном (складочном) капитале

(фонде) выплачивающей дивиденды

организации или депозитарными

расписками, дающими право на

получение дивидендов, в сумме,

соответствующей не менее 50%

общей суммы выплачиваемых

организацией дивидендов, и при

условии, что стоимость

приобретения и (или) получения в

соответствии с законодательством

РФ в собственность вклада (доли)

в уставном (складочном) капитале

(фонде) выплачивающей дивиденды

организации или депозитарных

расписок, дающих право на

получение дивидендов, превышает

500 млн. руб. 0% подпункт 1 пункта 3

статьи 284 НК РФ

От российских и иностранных

организаций российскими

организациями, не указанными

выше 9% подпункт 2 пункта 3

статьи 284 НК РФ

От российских организаций

иностранными организациями 15% подпункт 3 пункта 3

статьи 284 НК РФ

Статьей 284 НК РФ закреплены также налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство.

На основании пункта 6 статьи 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по указанным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Плательщики налога на прибыль в 2022 году

Плательщиками налога на прибыль являются:

  • российские компании;
  • иностранные компании, которые получают доходы в РФ и работают через постоянные представительства.

Также налог на прибыль удерживают налоговые агенты — с доходов иностранных компаний, не открывавших в РФ представительств. К примеру, этими налоговыми агентами являются:

  • российские юрлица;
  • ИП.

Налог на прибыль не уплачивают:

  • налогоплательщики, применяющие УСН и ЕСХН, т.к. они уплачивают другие налоги;
  • резиденты «Сколково», поскольку их прибыль освобождена от налогообложения.

Указанная налоговая ставка применяется:

к прибыли от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны;

к прибыли от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких особых экономических зон.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

Читайте также:  Как заставить ПФР пересчитать свою пенсию

(Пункт введен — Федеральный закон от 30.11.2011 № 365-ФЗ)

1.2-1. Для организаций — резидентов особой экономической зоны (за исключением организаций, указанных в пункте 1.2 настоящей статьи) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2 процентов. (Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 348-ФЗ)

Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» приобрела статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» утратила статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области.

При нарушении участником Особой экономической зоны в Магаданской области существенных условий соглашения об осуществлении деятельности сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), исчисленного без учета статуса участника Особой экономической зоны в Магаданской области за весь период нахождения его в реестре участников Особой экономической зоны в Магаданской области.

(Пункт введен — Федеральный закон от 23.11.2015 № 321-ФЗ)

Кто в России платит налог на прибыль?

Налог на прибыль уплачивают только организации. У индивидуальных предпринимателей свой обязательный платеж — НДФЛ.

Среди плательщиков «прибыльного» налога в ст. 246 НК РФ поименованы:

  • отечественные организации;
  • иностранные компании, которые работают в нашей стране через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ;
  • организации — ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков (они признаются плательщиками в отношении налога непосредственно по КГН).

Не платят налог компании, применяющие спецрежимы, такие как:

  • УСН (от налога на прибыль освобождается вся деятельность );
  • ЕНВД (освобождение от налога на прибыль действует в отношении деятельности, переведенной на эту систему);
  • ЕСХН (за исключением отдельных доходов).

В отдельных ситуациях налог уплачивает не сам налогоплательщик. Его налоговую обязанность может исполнять налоговый агент.

Нулевая ставка налога на прибыль — для кого она?

Право на ставку 0% согласно ст. 284 НК РФ имеют следующие организации:

  1. Образовательные и медицинские — в отношении общей суммы налога. Особенности и условия ее применения закреплены в ст. 284.1 НК РФ. Дивиденды и доходы по долговым обязательствам у них облагаются с применением общеустановленных ставок.
  2. Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства в кластер, — в части налога в федеральный бюджет. Период применения нулевой ставки — с 1 января 2012 года до 1 января 2021 года, а в части налога в федеральный бюджет у резидентов-«туристов» — с 1 января 2012 года до 1 января 2023 года. Условия применения ставки 0%:
  • наличие статуса резидента (ставку можно применять с 1-го числа отчетного периода, следующего за тем, в котором этот статус получен; при утрате статуса резидента право на 0% утрачивается с 1-го числа периода, в который статус потерян);
  • ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных от деятельности в пределах и за пределами указанных особых зон.
  1. Сельхозтоваропроизводители (п. 2 ст. 346.2 НК РФ) и рыбохозяйственные организации (подп. 1 или 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Ставка применяется к прибыли от деятельности, связанной с реализацией произведенной ими с/х продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной с/х продукции.
  2. Участники региональных инвестиционных проектов — в части федерального налога на прибыль. Правила применения установлены в п. 2 ст. 284.3 и п. 2 ст. 284.3-1 НК РФ. Для применяющих правила п. 2 ст. 284.3 такое право действует до 2029 года.
  3. Участники свободной экономической зоны — по налогу в федеральный бюджет от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне. Ставка применяется в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с периода, в котором была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках такого договора. Необходим раздельный учет.
  4. Организации со статусом резидента территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток — по налогу в федеральный бюджет. Особенности применения нужно искать в ст. 284.4 НК РФ.
  5. Организации, осуществляющие соцобслуживание граждан. Ставка применяется с 2015 года до 2021 года по налогу в целом, кроме дивидендов и доходов по долговым обязательствам. Особенности и условия применения приведены в ст. 284.5 НК РФ.
  6. Участники Особой экономической зоны, созданной в Магаданской области, по деятельности, определенной в соглашении о ее осуществлении. Нужно ведение раздельного учета по видам деятельности. Нарушение условий соглашения об осуществлении деятельности ведет к необходимости восстановления и уплаты налога (с пенями) весь период нахождения участника в реестре Особой экономической зоны.
  7. Центральный банк РФ.
  8. Участники проекта «Сколково» — в отношении прибыли, полученной после прекращения использования освобождения, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ. Превышение установленного предела дохода в периоде утраты права на освобождение влечет за собой необходимость восстановления и уплаты налога (с пенями) за этот налоговый период. При этом для 2017-2021 годов введены дополнительные условия, при которых участник может оказаться обязанным восстановить и уплатить налог за период утраты права на освобождение.

При некоторых условиях нулевая ставка применяется к дивидендам, полученным российскими юрлицами и иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами РФ.

Каковы ставки налога на прибыль по дивидендам?

Для дивидендов п. 3 ст. 284 НК РФ определены 3 ставки: 0, 13 и 15%.

Для российской организации полученные ею дивиденды (как от российских, так и от иностранных компаний) в общем случае облагаются налогом на прибыль по ставке 13%.

К этим доходам может применяться ставка 0% при определенном условии: нужно непрерывно в течение не менее 365 календарных дней владеть на праве собственности не менее чем половиной уставного капитала выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение не менее половины от всех выплачиваемых ею дивидендов.

Об особенностях исчисления срока владения, в том числе при реорганизации, читайте в статье «Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов».

В целях подтверждения права на ставку 0% налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, подтверждающие даты приобретения права собственности на вклад (долю) или депозитарные расписки. Эти же документы Минфин России предписывает представлять налоговому агенту вместе с подтверждением предъявления их налоговикам (письма от 24.02.2009 № 03-03-06/1/78, от 09.06.2008 № 03-03-06/2/68).

К таким документам, в частности, относятся договоры купли-продажи или мены, решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры и решения о реорганизации в различных формах, балансы, передаточные акты, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг и др. Главное, чтобы в них была дата приобретения права собственности на вклад или депозитарные расписки.

При выплате дивидендов иностранной организацией нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Дивиденды, полученные иностранной компанией (по акциям российских организаций или от участия в капитале в иной форме), облагаются налогом по ставке 15%.

Напомним, что налог по дивидендам исчисляет и уплачивает источник выплаты — налоговый агент. При этом весь налог поступает в федеральный бюджет (пп. 3, 6 ст. 284 НК РФ).

Об особенностях налогообложения в зависимости от вида дохода читайте в статье «Налоговый агент по налогу на прибыль при выплате доходов иностранной организации».

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Налоговый учёт прибыли

Появление в НК РФ главы 25 «Налог на прибыль организаций» породило налоговый учет прибыли, который существенно отличается от правил ведения бухгалтерского учета и определения прибыли организации. Это усложняет применение международных стандартов бухучета и финансовой отчетности. Правила ведения учета прибыли для целей налогообложения установлены ст. 313-333 НК РФ.

Читайте также:  Отключение радиоточки в квартире

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. При этом законодательно установлено, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Следует отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета в ст. 313 НК РФ было внесено изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Соответственно, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета, и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.).

Учитывая изложенное, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 НК РФ, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. В рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Так, с 2005 г. организациям позволено формировать в налоговом учете единый перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Для целей налогообложения прибыли организаций действуют правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте, аналогичные правилам, предусмотренным в бухгалтерском учете. Предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете.

В рамках упрощения налоговой отчетности рассматривается возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как правило, самостоятельно и уплачивается на основе налоговой декларации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет возлагается на организацию — налогового агента, выплатившую этот доход (уплата налога «у источника»).

По истечении налогового периода налог уплачивается в срок, установленный для подачи декларации — до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговое законодательство РФ стремится реализовать принцип устранения двойного налогообложения. С этой целью суммы налога, выплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранного государства, засчитываются при уплате ею налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Однако установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому уплаченные за границей Российской Федерации налоги не должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским законодательством (п. 3 ст. 311 НК РФ).

При определении налогооблагаемой базы доходы, полученные российской организацией за пределами России, учитываются в полном объеме. Из полученных доходов вычитаются расходы, произведенные как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Общий порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 274 НК РФ. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

Особенности определения налоговой базы, в зависимости от вида операций, установлены следующими статьями НК РФ:

Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях

Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом

Статья 277. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)

Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества

Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков

Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества

Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования

Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами

Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами

Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами

Расчет налога на прибыль

Учет налога на прибыль организации предполагает четкое знание налогоплательщиком вопроса признания доходов и расходов. Налоговики в соответствии с законом допускают определять даты, на которые признаются доходы и расходы, посредством двух методик: начисления и кассовой. В первом случае дата признания отражается независимо от времени поступления средств, например, вступление в имущественные права, получение имущества. Доходы (расходы) относятся к тому отчетному периоду, к которому они имеют отношение.

Порядок признания доходов и расходов:

Доходы

Расходы

При невозможности определения четкой связи между доходами и расходами, она устанавливается косвенно. Доходы распределяет налогоплательщик, используя принцип равномерности.

Дата отправки материалов и сырья в производство.

Для дохода с продаж датой признается дата реализации продукции, услуг и работ, имущественных прав, независимо от факта поступления денежных средств в счет их оплаты.

Для работ и услуг производственного характера на дату подписания акта приемки-передачи.

Дата признания внереализационных и прочих

Доходов

Расходов

По доходам от услуг и работ на дату подписания акта приема-передачи.

Для расходов в виде налоговых сумм на дату начисления.

По доходам от дивидендов на дату поступления денег в кассу или на расчетный счет предприятия.

Для расчетов по договорам в соответствии с договорными обязательствами.

Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Задайте вопрос дежурному юристу,

1. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее в настоящей статье — участники проекта), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанными федеральными законами имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков (далее в настоящей статье — право на освобождение) в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой.

2. Участник проекта утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в следующих случаях: при утрате статуса участника проекта с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной в соответствии с настоящей главой и полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.

3. Сумма налога за налоговый период, в котором наступили обстоятельства, указанные в пунктах 2 и 2.1 статьи 145.1 настоящего Кодекса, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

Читайте также:  Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

4. Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абзаце втором пункта 7 настоящей статьи, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

5. Участник проекта, который направил в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), вправе отказаться от освобождения, направив соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве участника проекта не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения.

Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется.

6. По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган: документы, указанные в пункте 7 настоящей статьи;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующего налогового периода или об отказе от освобождения.

В случае, если участником проекта не направлены документы, указанные в пункте 7 настоящей статьи (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

7. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 4 и 6 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются: документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающий годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе — налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признается: 1) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса;

4) для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном пунктом 1 статьи 278.1 и пунктом 6 статьи 288 настоящего Кодекса.

1. К доходам в целях настоящей главы относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации).

В целях настоящей главы товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) внереализационные доходы.

1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемое имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

Имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

2. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, производные финансовые инструменты (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Прежде чем разбираться, как считается налог на прибыль, выясним его размер. Общая ставка налога равна 20% от прибыли. Из них в 2016 году 2% получал федеральный бюджет, 18% — региональный. Но 28.12.2016 вступил в силу приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/572@ от 19.10.2016, который ввел новую форму декларации и изменил порядок распределения процентов между бюджетами. В 2020 году 3% пойдет в федеральную казну, 17% — в региональную. На местном уровне власти вправе понизить налоговую ставку, но только в той части, которая пойдет в местный бюджет: 3% прибавляются сверху. Величина ставки в субъекте РФ не может быть ниже 13,5%. Вместе с выплатами, идущими в федеральный бюджет, теперь нижний порог равен 16,5% (13,5 + 3) — он увеличился, по сравнению с 2016 годом.

В Москве по ставке 13,5% платят отдельные категории налогоплательщиков, которые:

  • используют труд инвалидов;
  • производят автомобили;
  • работают в особой экономической зоне;
  • являются резидентами технополисов и индустриальных парков.

В Санкт-Петербурге 13,5% с прибыли платят только резиденты особой экономической зоны, которые ведут деятельность на ее территории.

В большинстве регионов ставка понижена хотя бы некоторым видам деятельности.

Кроме основной, существуют специальные ставки. Налог с прибыли по таким ставкам полностью направляется в федеральный бюджет.

Они используются для предприятий при наличии определенного статуса или для особых видов дохода:

  • 20% платят иностранные фирмы без российского представительства, добытчики углеводородного сырья и контролируемые иностранные компании;
  • 10% — зарубежные фирмы без представительства в РФ с доходов от сдачи в аренду транспорта и при международных перевозках;
  • 13% — местные организации с дивидендов зарубежных и российских фирм и с дивидендов от акций по депозитарным распискам;
  • 15% — зарубежные организации с дивидендов российских фирм; все владельцы с доходов по гос. и муниципальным ценным бумагам (ЦБ);
  • 9% — с процентов по муниципальным ЦБ и др. доходам из пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;
  • 0% — ставка для учреждений медицины и образования, резидентов особых экономических зон (ЭЗ), участников региональных инвестиционных проектов, свободной ЭЗ в Крыму и Севастополе, резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

Нулевая ставка по налогу на прибыль: нововведения с 2020 года

С 2020 года введены дополнительные категории плательщиков, могущих претендовать на использование нулевой ставки по налогу на прибыль. При соблюдении ряда условий юридическое лицо вправе воспользоваться данной льготой, если организация является региональным оператором в части обращения и переработки ТБО (твердых бытовых отходов). Правом на данную льготную налоговую ставку теперь могут воспользоваться также муниципальные и региональные музейные, библиотечные организации и театры. Обратите внимание! Доход от основного вида деятельности данных организаций, претендующих на нулевую ставку, обязательно должен составлять 90% и выше от всех поступлений. Регламентируются условия, обязательные к соблюдению для применения ставки 0% статьей 284.8 НК РФ. Есть и еще один нюанс: применение льготной ставки для вышеперечисленных категорий налогоплательщиков станет возможным при принятии соответствующего решения о предоставлении ее на региональном уровне. В этом случае, согласно Федерального закона от 26 июля 2019 года № 211-ФЗ, налоговая ставка в федеральный бюджет с 2020 года составит 0%. Помимо этого, бессрочное право применять данную льготную ставку есть теперь у медицинских, образовательных учреждений, а также у организаций, занимающихся социальным обслуживанием. Для этого необходимо соответствие условиям, закрепленным статьях 284.1 и 284.5 НК РФ (с учетом статей 2 и 3 Федерального закона от 26 июля 2019 года № 210-ФЗ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *