Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.

Доказательная база по делам о нарушении таможенных правил

Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию:

  1. Событие.
  2. Виновность.
  3. Факт совершения правонарушения.
  4. Условия, повлиявшие на характер и степень ответственности.
  5. Причины, способствующие совершению административного деяния.
Определение 5

Предмет доказывания – это совокупность всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу о нарушении таможенных правил.

Доказательствами служат любая фактическая информация, на основе которой устанавливается:

  • отсутствие или наличие нарушения;
  • виновность лица, которое привлекается к ответственности;
  • факт совершения правонарушения.

Установление данных осуществляется посредством составления протоколов в ходе таможенного контроля, оформления, ведения производства по делу об административном правонарушении, получения объяснения лица, привлекаемого к ответственности, разъяснений свидетелей, экспертных заключений, письменных и вещественных доказательств.

Доказательная база должна быть собрана лицами, уполномоченными выносить решения по делам об административных правонарушениях. Делать это необходимо в рамках данных полномочий, не выходя за границы действующих законодательных актов. После сбора доказательства оцениваются на предмет готовности вынести на их основании постановление.

Доказательствам присущи следующие черты:

  • наличие фактических данных, а не оценочных суждений или необъективных мнений;
  • соответствие содержащихся данных конкретному делу;
  • согласование способов получения и форм закрепления с видами доказательств и источниками фактических данных;
  • недопущение применения доказательств, которые получены с нарушением закона.

По типу источника

По способу формирования

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению

Личные, предметные

Первоначальные, производные

Прямые, косвенные

Полномочия таможенных органов и других уполномоченных лиц

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в части перевозок различных грузов рассматривают таможенные и судебные органы. Право осуществлять данную деятельность имеют:

  • главное должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его заместитель, уполномоченные в области таможенного дела;
  • руководитель структурного таможенного подразделения, его заместители;
  • начальники таможенных управлений регионов, таможен, их заместители;
  • иные уполномоченные должностные лица таможенных органов;
  • судебные органы различных инстанций.

В производстве принимает участие лицо, в отношении которого возбуждено дело, его защитник, прокурор, понятые, свидетели, эксперты, переводчики.

Замечание 2

В процессе ведения административного производства по делам о нарушении таможенных правил из круга лиц-участников исключается потерпевшая сторона в силу того, что нарушения таможенных правил не связаны с нарушением частных прав, интересов и носят публично-правовой характер.

Таможенные органы обязаны координировать деятельность по привлечению лиц к административной ответственности. При этом они не могут выходить за рамки правил единого таможенного пространства, административного сотрудничества государств-членов ЕАЭС и должны соблюдать нормы российского законодательства.

Должностное лицо не имеет право вести производство по делу, если оно:

  • ранее принимало участие в производстве по данному делу в качестве свидетеля, эксперта, законного представителя;
  • является родственником лица, привлекаемого к ответственности, состоит в родстве с адвокатом или законным представителем, ревизором, свидетелем, экспертом, участвующим в производстве;
  • связано с иными обстоятельствами, которые дают основание сделать вывод о его прямой, косвенной или личной заинтересованности в исходе дела.

Одного из предусмотренных законом обстоятельств достаточно для принятия положительного решения в вопросе об отводе уполномоченного должностного лица.

Общая характеристика административных правонарушений и наказаний

Правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).

Общеизвестно, что правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).

Компетенция таможенных органов по применению мер административного принуждения

Важное место в решении вопроса о применении мер административного принуждения принадлежит наделению соответствующими полномочиями таможенных органов. Среди функций таможенных органов к числу правоохранительных относятся: — обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; — принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; — обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; — ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.

Осуществление таможенными органами правоохранительной деятельности обеспечивает более эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка и стимулирует развитие национальной экономики.

Анализ положений таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия таможенных органов в большей своей части составляют права по применению мер административного принуждения, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в данной сфере и привлечение лиц, их совершивших, к административной ответственности.

Административное принуждение, применяемое таможенными органами, является особым видом государственного управленческого воздействия, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся в сфере таможенного дела. Данный вид правового принуждения устанавливается законом, определяющим цели, основание и порядок их применения.

Используя совокупность мер преимущественно административно-принудительного характера, должностные лица таможенных органов обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения в таможенной сфере.

Отношения административно-правового характера имеют особое значение в той взаимосвязанной совокупности отношений, которые составляют собой сферу таможенного дела. Как организационно-управленческие отношения, имеющие государственно-властную природу, в таможенной сфере они играют главенствующую роль среди всех остальных видов общественных отношений, регулируемых конституционным, финансовым, уголовным, банковским, международным, а также валютным и налоговым правом1.

В сферу действия материального административного права в таможенном деле входят правоотношения, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушениями таможенных правил, наложением ответственности с видами взысканий за них. К сфере административно-процессуального права относятся правоотношения, связанные с нормотворчеством и производством по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрением.

Таможенным законодательством предусмотрены случаи применения мер административного принуждения, как в позитивных управленческих правоотношениях, так и при возникновении административно-деликтного правоотношения в таможенной сфере. Большая часть этих мер и условий их применения зафиксированы в ТК РФ. Содержатся они и в других нормативных актах по таможенному законодательству.

Сущность административно-принудительной деятельности таможенных органов состоит в осуществлении ими (их должностными лицами) в качестве компетентных органов различного рода действий по разрешению на основе административно-правовых норм возникающих в их практической деятельности задач предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений в таможенной сфере.

Таможенные органы представляют собой целостную систему, объединенную единством целей и задач, общностью функциональных особенностей и принципов таможенной политики.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в целом, является Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ). Он осуществляет непосредственное руководство таможенными органами на всей территории Российской Федерации и наделен юридическими полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Приказы и нормативные акты ГТК РФ являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации.

Как правоохранительный орган ГТК РФ является частью государственного механизма и в этом качестве он наделен властными полномочиями, компетенцией и средствами для осуществления стоящих перед государством задач.

ГТК РФ (и все нижестоящие таможенные органы) должен обеспечивать соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, принимать меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела, а также в рамках своей конкретной деятельности и компетенции обеспечивать экономическую безопасность и соблюдение экономических интересов Российской Федерации.

Одной из важнейших функций ГТК РФ является разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению контрабанды, иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил и законодательства о налогах.

Административное принуждение в таможенной сфере.

при обращении с заявлением об установлении корпоративных отношений саморегулируемая организация в области строительства обязана это заявление рассмотреть (процедурный аспект) и удовлетворить по существу при наличии материально-правовых оснований. Поскольку прием в члены са-морегулируемой организации равнозначен принятию решения о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства, то исполнение саморегулируемой организацией своей обязанности приводит к возникновению конкретного субъективного права — права на выполнение видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов строительства.

Таким образом, установление надлежащей правовой природы допуска к указанным видам работ и совершенствование на этой основе действующего законодательства имеют принципиальное значение для системы охраны и защиты предпринимательских и потребительских прав.

Гречкина О.В.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

В условиях становления и развития институтов государственной власти значительно усложняются задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты таможенных пошлин, налогов, поэтому в целях предупреждения, пресечения правонарушений таможенные органы применяют весь спектр административно-принудительных мер.

Пределы компетенции таможенных органов по применению мер административного принуждения определяются правоохранительным характером деятельности и обусловлены их функциями.

Вместе с тем, следует отметить, что административное принуждение в области таможенного дела имеет свои специфические черты. Во-первых, оно применяется в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части, не урегулированной ими, — Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-вторых, меры административного принуждения в сфере таможенного регулирования обеспечивают соблюдение не всех видов административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений.

В-третьих, меры административного принуждения в области таможенного дела применяются, как правило, таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности.

В-четвертых, меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности.

В-пятых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических, в том числе должностных, так и юридических лиц.

В-шестых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом, что проявляется, например, в высоких штрафных санкциях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение таможенных правил.

В-седьмых, подобно административному принуждению в целом, большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке.

Известно, что таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным законодательством. Вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений в значительной степени регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности в достаточной степени регламентированы данным Кодексом, тогда как действующее таможенное законодательство устанавливает порядок применения административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-восстановительных мер правового принуждения.

Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления и выражаются в профилактическом установлении ограничений и запретов. Например, они применяются при чрезвычайных обстоятельс-

твах (стихийных бедствиях, несчастных случаях) для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизнь граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.

  • № 4 (2021)
  • № 3 (2021)
  • № 2 (2021)
  • № 1 (2021)
  • №4 (2020)
  • №3 (2020)
  • №2 (2020)
  • №1 (2020)
  • №4 (2019)
  • №3 (2019)
  • №2 (2019)
  • №1 (2019)
  • №4 (2018)
  • №3 (2018)
  • №2 (2018)
  • №1 (2018)
  • №4 (2017)
  • №3 (2017)
  • №2 (2017)
  • №1 (2017)
  • №4 (2016)
  • №3 (2016)
  • №2 (2016)
  • №1 (2016)
  • №4 (2015)
  • №3 (2015)
  • №2 (2015)
  • №1 (2015)
  • №4 (2014)
  • №3 (2014)
  • №2 (2014)
  • №1 (2014)
  • №4 (2013)
  • №3 (2013)
  • №2 (2013)
  • №1 (2013)
  • №4 (2012)
  • №3 (2012)
  • №2 (2012)
  • №1 (2012)
Читайте также:  изолятор временного содержания что можно передать

Административное принуждение в таможенной сфере

Административное производство в области таможенного дела призвано выполнять следующие функции:

  1. Воспитательную (превентивную) – предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и иными лицами.
  2. Карательную – наступление для виновника противоправного деяния негативных последствий материального или морального характера.
  3. Компенсационную (правовосстановительную) – возможность восстановления общественных отношений, нарушенных в результате противоправного поведения.
  4. Охранительную – вытеснение опасных вариантов поведения, вредящих экономике, защита государственных интересов.
Замечание 1

Цель реализации административных мер не может заключаться в причинении человеку физических страданий, унижении достоинства и не должна наносить вред деловой репутации юридического лица.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела:

  • полное, объективное, всестороннее рассмотрение обстоятельств;
  • разрешение в соответствии с действующим законодательством;
  • своевременное и четкое исполнение вынесенного постановления;
  • анализ условий и причин, которые способствовали совершению нарушения.

Административная ответственность в области таможенного дела

Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. Вообще в праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: дисциплинарное; гражданско-правовое; уголовное.

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения. Административное правонарушение (проступок) — негативное социально-правовое явление, поскольку на носит вред охраняемым нормам административного права общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности административно-правового принуждения в таможенной сфере.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

— определить сущность административно-правового принуждения;

— выявить основания административного принуждения;

— описать правомочия таможенных органов;

— проанализировать виды административного принуждения в таможенной сфере .

Были проанализированы работы С.В. Халипов, Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Бакаева О.Ю, В.C. Аракчеев, Федорова М.Ю. Шайхатдинова В.Ш. Якушева Л.П .

Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ Скачать 163644 0 0

… из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность опера­тивных подразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки. Глава 3: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. § 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности . Деятельность таможенных органов как органов дознания за истекший период 1996 …

Одно из наиболее важных стратегических направ­лений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время заключается в выявлении и пресечении экономи­ческих преступлений и правонарушений в таможенной сфере.

Развитие таможенного законодательства в части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции нашего государства в Европейское сообщество.

Как самостоятельная сфера публично-правового регулирования таможенное право сформировалось относительно недавно.

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к значительному росту числа ее участников. Реформирование российской экономики потребовало, в свою очередь, радикально изменить структуру таможенного законодательства в нашем государстве, приспособив институт административно­го принуждения в данной сфере к сложившимся реалиям. Конституция Российской Федерации[1] провозгласила приоритет рыночной экономики. Однако Основной Закон оставил за государством монопольное право на регулирова­ние таможенных правоотношений, на применение мер государственного при­нуждения в данной сфере, осуществляемое посредством таможенных органов. И это вполне естественно с точки зрения обеспечения экономической и право­вой безопасности нашей страны.

Современное состояние таможенного законодательства позволяет выявить специфику административного принуждения и мер административной ответственности в качестве его структурного элемента в таможенной сфере.

Правоохранительная функция занимает важнейшее место в компетенции таможенных органов, так как они, в частности, ведут административное произ­водство по делам о нарушениях таможенных правил. Базисный источник от­расли — Таможенный кодекс РФ[2] ранее закреплял 40 составов административных проступков в области таможенного дела. 30 декабря 2001 г. Президент Российской Федерации подписал Фе­деральный закон № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российс­кой Федерации об административных правонарушениях»[3] . Кодекс введен в действие с 1 июля 2002 г.

Глава 16 КоАП охватывает собой 22 статьи и посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил). В гл. 14 «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления» КоАП РСФСР находись две статьи аналогичной тематики: ст. 186 «Нарушение таможен­ных правил» и ст. 187 «Контрабанда». После принятия 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса РФ указанные статьи на практике не применялись, поскольку последний подробно урегулировал материаль­ные и процессуальные вопросы административной ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 249—288 ТК).

В связи с введением КоАП РФ в действие ст. 249—288, 437—448 ТК, предусматривавшие административную ответственность за нарушение таможенных правил, а также за правонарушения, посягающие на нор­мальную деятельность таможенных органов РФ, утратили силу.

КоАП создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, укрепления законности в стране. Количество правонарушений в сфере внешнеторговой деятельности неуклонно возрастает в силу ряда объективных и субъективных факторов.

Целью курсовой работы является раскрытие административных наказаний и их особенностей.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть понятие и виды административной ответственности;

— рассмотреть административные наказания.

Объектом исследования в курсовой работе является административные правонарушения. Предметом исследования – административные наказания.

Для написания курсовой работы были использованы современные учебно-методические материалы.

Глава 1. Теоретические основы административной ответственности в таможенной сфере

1.1. Понятие, признаки, основание, субъекты административной ответственности в таможенной сфере

Административная ответственность является разновидностью юридической.

Анализ многих работ по общей теории права о сущности юридической ответственности приводит к выводу о том, что в науке сложилось несколько подходов к ее определению.

Первый подход получил название: идея «двухаспектной ответственно­сти», согласно которому юридическая ответственность имеет две стороны — позитивную (ответственность за будущие действия) и негативную или ретро­спективную (ответственность за уже совершенные действия), причем позитив­ная юридическая ответственность рассматривается как «зеркальное отражение» традиционной ответственности.

Административное принуждение в таможенной сфере.

В-четвертых, меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности.

Кроме рассмотренных нами выше прав, таможенным органам предоставлено также право доставления и административного задержания.

Из указанных выше видов административных наказаний к юридическим лицам могут применяться только такие, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.

Исходя из приведенных определений понятия административной ответственности наиболее полным и точным является определение Хомякова и др.

Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил

В основе этой классификации лежат цели и способ обеспечения правопорядка [1]. Данной классификации придерживаются многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Ибрагимов Х.Ю., Ахметов Р.И., Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Смоленский М.Б., Козлов Ю.М. и многие другие.

При этом процессуальные меры обеспечения не следует путать с формами таможенного контроля и принудительными мерами, которые никаким образом не связаны с административным правонарушением. Это объясняется тем, что первые обусловлены неправомерным поведением, а последние — необходимостью защиты интересов государства и общества [2, с.18].

В статье 3.5 КоАП РФ закреплено такое административное наказание как штраф. Его размеры также определены в указанной статье. Рассматривая каждую группу в отдельности, можно утверждать, что первый блок мер принуждения применяется в профилактических целях: здесь главный момент заключается в недопущении возможных нарушений в сфере государственного управления. При этом свое практическое выражение они находят в установлении легальных ограничений и запретов.

Понятие и особенности административного принуждения

Определение 1
Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

Замечание 1

Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.

Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.

  • Курсовая работа Таможенные правонарушения 460 руб.
  • Реферат Таможенные правонарушения 270 руб.
  • Контрольная работа Таможенные правонарушения 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.

Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

Нарушением таможенных правил называется противоречащее законодательству действие лица (физического или юридического), которое посягало на установленный порядок пересечения границы или пренебрегало соблюдением правил экономической политики. Таможенное нарушение карается административной ответственностью – виды нарушений прописаны в КоАП, где им посвящен ряд глав, начиная с 40-ой.

Нарушение таможенных правил характеризуется следующими признаками:

  • Обязательно наличие противоправного деяния, которое способно проявляться как в действии (например, ввоз импорта на территорию страны запрещенными способами), так и в бездействии, когда импортер пренебрег обязательными процедурами (например, недекларирование ввозимых товаров).
  • Нарушение таможенных правил является общественно вредным деянием, то есть создает угрозу людям, находящимся под протекцией закона.
  • Другой признак – наказуемость. Под наказуемостью понимается возможность применения санкций и взысканий по отношению к нарушителю.
  • Нарушение наказывается независимо от того, имел ли нарушитель дурные помыслы либо действовал по неосторожности. Под неосторожностью закон понимает форму вины, когда нарушитель не думал о возможности наступления негативных последствий либо предвидел их, но рассчитывал на их самоустранение.

Административные нарушения в таможенной сфере

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе — одному из базовых институтов экономики.

Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.

В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, закреплено, что Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В связи с введением в действие нового Таможенного кодекса Таможенного союза вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела до сих пор является актуальными.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности в сфере таможенного права.

Предмет исследования составляют административные правонарушения.

Целью исследования является анализ административных правонарушений в таможенной сфере.

Для достижения поставленной цели определены следующие базисные задачи исследования:

изучит законодательство об административных правонарушениях;

показать субъекты административной ответственности и особенности;

описать назначения наказания за совершение нарушений таможенных правил;

определить виды нарушений таможенных правил.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из двух глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.

При написании работы применялись следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, логический и другие.

Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники, проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.

I. ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

1.1 Законодательство об административных правонарушениях

Читайте также:  Как получить визу в Португалию. Пошаговая инструкция

В странах Таможенного Союза, единственными актами законодательства об административных правонарушениях являются Кодексы об административных правонарушениях (КоАП РФ таможенный законодательство административный ответственность

II. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Исчерпывающий перечень составов нарушений таможенных правил, за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размеры соответствующих санкций содержатся в главе 16 КоАП РФ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное принуждение играет одну из ведущих ролей среди юридических гарантий обеспечения функционирования государственных структур. В системе многочисленных мер управления центральное место занимают меры административного принуждения, с помощью которых и происходит непосредственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц.

Проведенный комплексный анализ административного принуждения в таможенной сфере позволяет выявить его основные особенности:

Во-первых, меры административного принуждения в таможенной сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом.

Во-вторых, применяются такие меры таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части не урегулированных ими — Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В-третьих, меры административно-таможенного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия. Это: и предупреждение, и меры пресечения, и правовосстановления, и меры процессуального обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил и меры ответственности.

Институт административной ответственности занимает центральное место в структуре таможенно-правовой ответственности, являясь частью административно-таможенного принуждения.

Проведенный комплексный анализ данного института позволяет сделать следующие выводы:

. Основаниями административной ответственности в таможенной сфере являются: юридические; фактическое — состав нарушений таможенных правил; процессуальное — акт (решение, постановление) таможенного органа или его должностного лица о наложении конкретного вида взыскания.

. Нарушения таможенных правил по своей природе являются административными, однако специфика состава и признаков НТП позволяет отнести их к самостоятельному институту таможенного законодательства. В отличие от административного правонарушения, которое посягает на порядок управления, к объектам НТП относятся: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; порядок обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными платежами и их уплаты; порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств льгот и пользования ими.

. Субъектами нарушений таможенных правил признаются: физические лица: российские, иностранные граждане, военнослужащие и должностные лица; юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

. По своим карательным свойствам меры административной ответственности, применяемые к нарушителям таможенного законодательства, приближаются к мерам уголовной ответственности.

. Административные взыскания за нарушение таможенных правил налагаются с учетом принципа самостоятельности дополнительного взыскания. Оно применимо, даже если срок привлечения к основной санкции пропущен.

В целом, административное и таможенное законодательство Российской Федерации не должно служить средством противостояния государственных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности, а способствовать их тесному сотрудничеству. Для этого необходимы закрепленные в нормах права механизмы реализации таможенными органами своих полномочий, в том числе и по вопросам привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил. Думается, что проведенное исследование послужит совершенствованию деятельности таможенных органов, особенно в части выполнения ими правоохранительных функций.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела — весьма важный и серьезный вопрос, заслуживающий пристального вниманиях. Статистические данные показывают рост различных нарушений в этой области. Подробное рассмотрение особенностей и проблем наказаний за административные правонарушения в сфере таможенного дела выявило ряд недоработок и пробелов законодательства, например спорный моменты в вопросе применения наказания к юридическим лицам. Эти моменты нуждаются во всесторонней доработке.

Полномочия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по применению принудительных мер

В соответствии со ст. 12 Закона о таможенном регулировании таможенные органы РФ выполняют определенные функции, в числе которых можно выделить следующие:

  • обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (т.е. пресечение действий, направленных на несоблюдение этого порядка);
  • обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу (иными словами осуществляется отслеживание, чтобы на территорию Российской Федерации не ввозились запрещенные товары, соблюдались квоты и т.д.);
  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности (т.е. противодействие явлениям, связанным с несоблюдением этих прав);
  • обеспечение в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
  • ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

При этом, применяя принудительные меры, таможенные органы выявляют негативную реакцию государства на действия, совершаемые вопреки или с нарушением установленных законодательством правил.

Под принуждением понимается отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку установленные (законом, иным нормативным актом) правила нарушены (не соблюдены, проигнорированы), нарушена и воля властвующего субъекта, и он воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения (соблюдения установленного порядка поведения, действий и т.д.).

Принуждение играет важную роль в охране интересов России в области таможенного дела и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что таможенные органы РФ систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Принуждение включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, арест товаров, запрещение эксплуатации транспортных средств и т.п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Во многих случаях в таможенном деле принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно или по незнанию совершили правонарушение. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Из курса административного права известно, что меры принуждения делятся на меры пресечения и наказания. Последние считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные или уголовные санкции.

Разберем особенности и порядок применения мер принуждения в таможенном деле.

Обычно ученые разделяют меры пресечения на специальные, процессуальные и общие.

Рассмотрим меры пресечения, которые вправе применять таможенные органы в отношении лиц, совершающих правонарушения в таможенном деле в соответствии с приведенной классификацией.

В соответствии со ст. 26-30 Закона о таможенном регулировании в целях оперативного пресечения правонарушений должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по применению физической силы и специальных мер.

Также физическая сила, в том числе приемы рукопашного боя, может применяться для задержания лиц, совершивших правонарушение, преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем.

Специальные средства, перечень которых определяется правительством РФ (наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта и т.д.), могут быть использованы должностными лицами в следующих случаях:

  • для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов или иных лиц;
  • отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата;
  • задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти лица оказывают неповиновение (сопротивление) или могут причинить вред окружающим или себе;
  • пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;
  • остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование должностного лица таможенного органа остановиться.

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости должностные лица таможенных органов при отсутствии специальных средств вправе применять оружие или использовать любые подручные средства.

Должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие в следующих случаях:

  • для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;
  • в целях пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа,
  • при приближении, т.е. сократив при этом расстояние, указанное должностным лицом таможенного органа, или в случае прикосновения к оружию указанного должностного лица;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, воздушные, морские или речные суда, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;
  • задержания лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;
  • остановки транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;
  • обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;
  • предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового нападения, угрожающего жизни людей.

О каждом случае применения специальных средств или оружия должностное лицо таможенного органа обязано в возможно короткие сроки в письменной форме доложить начальнику таможенного органа, который сообщает об этом прокурору в течение 24 ч.

Кроме этого, в арсенале таможенных органов РФ имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры, которые используются в целях создания условий для нормального хода производства по делам об уголовных преступлениях или административных нарушениях, совершенных в области таможенного дела.

В первую очередь к этим мерам относятся:

  • доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения (если составление протокола является обязательным);
  • административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, должностные лица таможенных органов могут применять при выявлении нарушений таможенных правил в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Применяется должностными лицами таможенных органов РФ, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Доставление, административное задержание, арест товаров производится должностными лицами таможенных органов в соответствии с правилами, утвержденными КоАП РФ. Кроме этого, в некоторых случаях ФТС России в рамках своей компетенции устанавливает перечни должностных лиц таможенных органов, которые вправе применять принудительные меры воздействия. Например, приказом ФТС России от 1 марта 2012 г. № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» был утвержден следующий перечень.

Перечень должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и осуществлять административное задержание
№ п/п Наименование должности
1 Должностные лица центрального аппарата ФТС России (за исключением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность)
1.1 Начальник управления, отдела и их заместители
1.2 Старший уполномоченный по особо важным делам
1.3 Уполномоченный по особо важным делам
1.4 Старший уполномоченный
1.5 Уполномоченный
2 Должностные лица региональных таможенных управлений (за исключением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность)
2.1 Начальник управления, службы, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители
2.2 Начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор
2.3 Оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор
2.4 Старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор
2.5 Оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор
3 Должностные лица таможен, таможенных постов (за исключением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность)
3.1 Начальник таможни, таможенного поста, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители
3.2 Начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор
3.3 Оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор
3.4 Старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор
3.5 Оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор
3.6 Командир большого таможенного судна, командир среднего таможенного судна, командир малого таможенного судна и их помощники
Читайте также:  Отчёты и платежи в январе 2023 года: шпаргалка с новыми сроками

Результаты, полученные при проведении некоторых форм таможенного контроля, осуществляемого должностными лицами таможенных органов (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, осмотр помещений и территорий и т.д.), также могут явиться основой для заведения дела по уголовному преступлению или административному правонарушению. Это значит, что в определенных случаях данные формы таможенного контроля могут считаться обеспечительными или процессуальными мерами.

Наглядным примером применения общей меры пресечения является исключение предпринимателей в области таможенного дела (таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, таможенных представителей и других) из соответствующего реестра в случае несоблюдения ими условий включения в данный реестр (ст. 14, 20, 25, 30, 35 ТК Таможенного союза). Исключение из реестра фактически означает для указанных лиц запрет на осуществление деятельности по оказанию ими услуг, т.е. полное прекращение деятельности юридического лица.

Также должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по назначению наказаний за противоправные действия в области таможенного дела. Отметим главные особенности этих мер принуждения.

Специфика административного принуждения в таможенной сфере.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в таможенной сфере – наиболее значимая стадия производства. Это обусловлено тем, что по итогам данного этапа издается юридический акт с официальной оценкой деяния (постановление). В нем признается наличие или отсутствие вины лица, в отношении которого возбуждено дело, определяется наказание. Этап включает три составляющих элемента:

  1. Подготовка.
  2. Рассмотрение.
  3. Принятие постановления.

Дело о нарушении таможенных правил направляется на рассмотрение в сроки:

  • не позднее пятнадцати дней до окончания срока наложения взыскания – в отношении должностного лица;
  • не позднее тридцати дней до истечения срока наложения взыскания – в отношении юридического лица.
Замечание 6

Постановление вступает в законную силу сразу после утверждения уполномоченным должностным лицом таможенного органа или его заместителем.

Рассмотреть дело о нарушении таможенных правил имеют право:

  • уполномоченные должностные лица таможенных органов;
  • судьи мирового суда, если дела передаются в судебный орган таможенными органами;
  • судьи федеральных, районных, городских судов, если производства осуществляются в форме административного расследования.

Сроки рассмотрения:

  • пятнадцать дней с момента получения протокола дело рассматривает должностное лицо таможенного органа;
  • два месяца с момента получения протокола рассмотрение дела ведется судом.

Процедура рассмотрения дела не предусматривает протокола рассмотрения. Несмотря на это, в некоторых случаях письменная фиксация процесса имеет место быть. Особенно это актуально при разборе многоэпизодных дел, а также дел, которые контролируются вышестоящими таможенными органами. Непременное условие рассмотрения – присутствие лица, привлекаемого к ответственности. По окончании дела объявляется постановление. Документ в обязательном порядке направляется или вручается лицу, в отношении которого оно вынесено в течение трех дней со дня вынесения.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении в таможенной сфере выясняются обстоятельства, связанные с правовыми последствиями, в частности, с привлечением к административной ответственности и наложением административного взыскания. Изучение обстоятельств, которые имеют значение для объективного разрешения дела, являются обязанностью органа, должностного лица, рассматривающего его.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере регламентируется Главами 31, 32 Кодекса об административных правонарушениях. Постановление необходимо исполнить с момента его вступления в силу после истечения срока, который установлен для обжалования:

  • постановления по делу, если оно не было опротестовано или обжаловано;
  • решения по протесту, жалобе, если решение не было опротестовано или обжаловано. Исключение составляют случаи, когда вынесенное постановление отменяется.

Постановление подлежит немедленному исполнению после вынесения решения по жалобе, протесту, не подлежащим обжалованию, за исключением, если решением отменяется вынесенное постановление.

Исполнение постановления условно подразделяется на два этапа:

  1. Обращение к исполнению.
  2. Приведение в исполнение.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административное принуждение – это особая разновидность государственно-правового принуждения, то есть определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лиц в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов в случаях совершения этими лицами противоправных деяний (в сфере отношений публичного характера) или в условиях чрезвычайных обстоятельств с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.

Признаками административного принуждения являются:

Традиционным в административно-правовой доктрине было и остается деление административно принудительных мер на средства физического и психического (психологического) влияния, которое встречается как в работах ученых-юристов XIX века, так и в современных научных источниках. Однако следует отметить, что такое деление нельзя считать совершенным, поскольку оно имеет ограниченный характер, оставляя за пределами классификации значительное количество мер (например, те, которые наделены влиянием организационного характера).

Характерной особенностью этой группы мер административного принуждения является их профилактический (предупредительный) характер. Они применяются для предупреждения, профилактики правонарушений, для поддержки правопорядка при чрезвычайных ситуациях, поскольку угроза общественным и личным интересам, причинение им вреда могут возникнуть не только в результате совершения правонарушения, но и в результате стихийного бедствия, действий душевнобольных и малолетних лиц и тому подобное. В большинстве случаев их применения противоправное деяние отсутствует, однако свобода действий правонарушителя ограничивается, административно принудительные меры применяются независимо от его воли и желания.

Меры административного предупреждения (предотвращения) – это определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лица в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов с целью предупреждения, выявления противоправных деяний, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и локализации последствий чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, особенностью этих мер является то, что они:

а) применяются при условии отсутствия противоправного деяния;

б) применяются с целью предупреждения, выявления противоправных деяний, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Данная группа мер административного принуждения является самой распространенной, положения многих нормативно правовых актов определяют принципы их применения.

К самым распространенным мерам административного предупреждения (предотвращения) можно отнести:

– проверку документов;

– осмотр (таможенный досмотр, переосвидетельствование, обязательный досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов, досмотр морских и речных судов и документов, досмотр лиц, которые работают на объектах с особым режимом);

– исследование (как разновидность досмотра);

– посещение предприятий, учреждений и организаций, земельных участков, вход в жилье и другие помещения граждан;

– внесение представления об устранении причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений;

– временное ограничение доступа граждан на отдельные участки местности (блокировка районов, отдельных сооружений и объектов) в случаях побега из-под стражи и задержания преступников, аварий на путях, при других чрезвычайных ситуациях, которые угрожают жизни и здоровью людей, во время проведения массовых мероприятий;

– ограничение движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей (в связи с ремонтом путей, прокладкой коммуникаций, аварийным состоянием, пожарами, стихийным бедствием и тому подобное);

– неоплатное использование транспортных средств и средств связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям с целью предотвращения вредных последствия стихийного бедствия других чрезвычайных ситуаций, для выезда к непосредственному месту события, для доставления в медицинские учреждения лиц, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и доставления их в милицию;

– административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (в соответствии с положениями законов Украины от 1 декабря в 1994 г. “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, от 20 декабря 1990 г, “О милиции”);

– ограничение прав граждан, связанных с состоянием здоровья (принудительный медицинский осмотр или принудительная госпитализация, проведение карантинных мероприятий, устранение лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, опасных для населения, от работы и другой деятельности, которая может способствовать распространению инфекционных болезней, обязательные медицинские осмотры, профилактические прививки, специальные мероприятия профилактического лечени�� в принудительном порядке социально опасных заболеваний и тому подобное).

Соответствующая группа мер административного принуждения характеризуется, в первую очередь, тем, что их применение обусловлено реальной противоправной ситуацией. Они направлены на прекращение (пресечение) соответствующей ситуации (поведения), установления личности нарушителя, обеспечение в последующем выяснения всех обстоятельств дела и применение к нарушителю административного взыскания. Они не предусматривают своей целью наказания нарушителя.

Следовательно, особенностями мер административного пресечения являются:

– их применение связано с реальной противоправной ситуацией (поведением);

– целью их применения является: прекращение (пресечение) противоправного поведения, предотвращение совершения новых правонарушений, обеспечение привлечения виновных лиц к ответственности, устранение вредных последствий нарушения;

– срочный, безотлагательный характер.

Группа мер административного пресечения является достаточно неоднородной, многочисленной, поэтому в правовой науке принято распределять их на несколько подгрупп в зависимости от сферы применения:

1) меры административного пресечения общего назначения;

2) меры административного пресечения специального назначения.

Производством по делам об административных правонарушениях, как правило, занимается ОАР таможни – отдел административных расследований. Действующим законодательством Российской Федерации установлено 3 формы ведения производства по делам об административных правонарушениях:

  • общий порядок административного производства;
  • специальный порядок;
  • упрощенный порядок

Решение об избранной форме производства остается за лицом, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях в данной сфере. Можно сказать, что на практике в отношении юридических лиц обычно применяется специальный порядок производства, в то время как в отношении физических лиц – общий или упрощенный порядок. Каждой форме административного производства соответствует тот или иной процессуальный документ:

  • протокол об административном таможенном правонарушении;
  • определение о возбуждении дела об административном таможенном правонарушении;
  • постановление о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, постановление-предупреждение

Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен в ходе административного расследования.

По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности. В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Вынесение таможней определения об административном правонарушении означает избрание инспектором специального порядка ведения производства по делу об административном правонарушении. Определение таможенного органа о возбуждении административного дела предполагает, что для установления всех обстоятельств дела необходимо проведение административного расследования таможенного правонарушения.

Постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности – процессуальный документ, в рамках которого определяется мера наказания за совершенное таможенное правонарушение. Постановление таможни ставит точку в проведении административного расследования и рассмотрения дела.

При упрощенном порядке производства по делу по отдельным видам административных правонарушений таможня имеет право сразу выносить постановление-предупреждение. Данная возможность предполагает отсутствие общественной опасности, признания вины лицом, привлекаемым к ответственности, и его готовность оплатить таможенный штраф на месте (при условии, что мерой административного наказания является штраф). К таким случаям относятся, в частности, административные правонарушения по ст. 16.5 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела несогласно с фактом его привлечения или с избранной ему таможней мерой административного наказания по делу, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано.

Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела

Рубрика Таможенная система
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.06.2014
Размер файла 30,2 K

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *