Как отстоять границы своего земельного владения в суде?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отстоять границы своего земельного владения в суде?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

    Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

    1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
    • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
    • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
    • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

      При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

      Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

      Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

      В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

      1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
      • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
      • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
      • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
      1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
      Читайте также:  Как быстро заказать и получить выписку из ЕГРН (ЕГРП) самостоятельно?

      Пример искового заявления об установлении границ земельного участка

      В Чунский районный суд Иркутской области Истец: Скворцова Анна Владимировна, адрес: 665510, Иркутская область, пгт. Чунский, кл. Светлая, 143 Ответчик: Капустин Дмитрий Анатольевич, 12.0.1992 года рождения, место рождения, место работы истцу не известно адрес: 665510, Иркутская область, пгт Чунский, ул. Светлая, 145, ИНН 2387094762, Третье лицо: Управление Росреестра, ИНН 7346872, адрес: г. Иркутск, ул. Победы, 1

      КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

      «…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

      Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

      Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

      Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

      По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

      Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

      С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

      Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

      С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

      Как было указано ранее, собственники МКД имеют право общей долевой собственности на земельный участок под МКД и иные объекты недвижимого имущества, входящих в состав МКД, который им принадлежит в силу закона, как собственникам помещения в многоквартирном доме. То есть, права собственности на придомовую территорию собственники не приобрели в силу закона, а только на земельный участок под домом и (или) если есть таковые, иные объекты недвижимости, входящих в состав МКД.

      Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.

      Читайте также:  Районные коэффициенты и северные надбавки

      Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

      Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

      Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
      «…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

      В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

      При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».

      Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

      Председатель СНТ не подписывает межевание

      Согласно ФЗ Российской Федерации № 221, после определения границ надела необходимо согласовать результаты замеров с заинтересованными сторонами. Если участок относится к СНТ, одним из участников процедуры является председатель товарищества. Если у него есть возражения, отсутствие подписи не может стать препятствием для инженерных изысканий. В этом случае процедура займет немного больше времени. Она состоит из таких шагов:

      • Организация общего собрания владельцев пограничных наделов и председателя СНТ — пригласить нужного участника собрания можно по телефону. Желательно звонить ему при свидетелях по громкой связи. Если он не захочет прийти, необходимо попросить его написать письменный отказ;
      • Выяснение юридического адреса СНТ — он необходим для отправки официального извещения председателю о предстоящем собрании по поводу определения границ территории;
      • Ожидание ответа на официальное письменное извещение — если ответного письма не будет, через месяц на почту вернется ваше послание;
      • Подача объявления о предстоящей процедуре определения границ в местной газете;
      • Запрос на выдачу генплана застройки садового товарищества — его должен выдать председатель или отдел архитектуры;
      • Подача заявления в МФЦ — после установления границ земельного надела, нужно подать заявление на постановку на кадастровый учет и регистрацию права в ЕГРН.

      Результаты межевания земельного участка

      Межевание — это вид инженерных изысканий, в результате которых определяются фактические границы и площадь земельного надела. Указанные параметры закрепляются на местности с помощью специальных указателей и фиксируются документально.

      В ходе кадастровых мероприятий:

      • Уточняются границы территорий;
      • Устанавливаются специальные указатели;
      • Определяются и описываются координаты характерных точек;
      • Составляются схемы и топокарты наделов;
      • Подготавливается межевой план ЗУ.

      Как доказать границы земельного участка без межевания

      В случае ущемления прав землевладельца, необходимо найти подтверждение, что параметры надела установлены правильно. Если нет возможности провести повторные кадастровые исследования, найти сведения о территории можно в таких документальных источниках:

      • Правоустанавливающие и правоподтверждающие бумаги на надел;
      • Ситуационные планы из БТИ и материалы топографических съемок;
      • Фотопланы местности, подтверждающие фактический размер и форму землевладения;
      • Землеустроительное дело, картографические материалы лесничества, генпланы застройки территории;
      • Показания свидетелей.

      Порядок осуществления судебных слушаний

      Исковое заявление можно отправить по почте, а можно подать лично через секретаря суда. После проверки документов судом будет назначена дата рассмотрения иска и отправлено извещение о времени и месте проведения предварительного слушания. Уже на этом заседании можно прийти к мирному соглашению между сторонами. В обратном случае будет назначено более расширенное основное заседание. В нем принимают участие судья, секретарь для ведения протокола, участники и вызванные свидетели по делу.

      Этапы проведения заседаний следующие:

      1. Участникам зачитываются их права и обязанности, озвучивается суть конфликта.
      2. Осуществляются прения сторон.
      3. Выносится решение по делу либо судья запрашивает дополнительные доказательства и назначает дату следующего заседания.

      Как происходит обжалование решения суда

      Независимо от сути спора между двумя собственниками смежных земельных участков, окончательное решение суда наверняка устроит лишь одного из них. Тем не менее, даже в этой ситуации любая из сторон имеет право на обжалование судебного решения об изменении или выделении границ, восстановлении межевых знаков или освобождении части территории. Нельзя исключать, что суд первой инстанции совершил ошибку, не приняв во внимание срок образования границ участка или другой нюанс, который мог бы повлиять на принятие судебного постановления.

      Читайте также:  Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

      Процедура обжалования предусматривает подачу апелляции в суд вышестоящей инстанции. Срок рассмотрения апелляции по гражданским делам составляет 2 месяца. Истцу нужно учесть, что он не может во время процедуры обжалования предъявлять новые исковые требования, которые ранее не были заявлены при первоначальном рассмотрении дела. Если с течением времени у автора иска возникли дополнительные доказательства — в тексте обжалования следует указать причину, почему они не были предъявлены во время заседаний суда нижестоящей инстанции.

      Отметим, что данная статья содержит только самые общие сведения о судебных спорах, связанных с установлением границ земельного участка. Предусмотреть все сложности или обстоятельства конкретных дел невозможно.

      Поэтому, для того, чтобы иск был оформлен правильно, мы настоятельно рекомендуем обратиться к юристу, в том числе и консультирующему на нашем сайте. Только юрист, специализирующийся в земельном праве, может дать достоверные сведения о том, какие именно опциональные документы следует приложить к тому или иному иску.

      В обязательном порядке к иску должны быть приложены:

      1. копия документа, свидетельствующая о праве истца на земельный участок, в том числе и договор аренды;
      2. заключение специалиста по землеустройству, сделанное на основании изучения кадастровой документации и реального землепользования;
      3. выписка из реестра недвижимого имущества;
      4. копия кадастрового паспорта земельного участка.

      Процедура подачи обращения

      Чтобы исковое заявление об установлении границ успешно рассмотрели, нужно правильно определить подсудность дела. Определение суда в таком случае осуществляется по месту нахождения оспариваемого участка

      .
      Немаловажно соблюдать понятие исковой давности
      .
      Если срок исковой давности пропущен, в удовлетворении претензий могут отказать
      . Чтобы избежать этого, нужно правильно рассчитать данный срок.

      Если ответчик узнал о пропущенном периоде, он может подать соответствующее заявление. На основе обращения представитель суда вынужден будет отклонить исковые требования

      . Исковая давность применяется исключительно по заявлению. Истец в свою очередь имеет право на восстановление давностного периода.

      Установлен общий срок давности по земельным спорам, который составляет три года. Момент отсчета данного срока для каждого спора свой

      .
      Например, спор об установлении границ предусматривает начало отсчета, как только истец узнает об образовании границ спорной земли
      . Это может быть незаконно установленный забор или возведение фундамента на спорной территории. Законодательство предусматривает ряд случаев восстановления срока давности:

      • участник процесса проходит службу в вооруженных силах;
      • одна из сторон спора находится на реабилитации или лечении на дневном стационаре медицинского учреждения;
      • непредвиденные обстоятельства, связанные с профессиональной деятельностью (длительная поездка).

      В 90-ые годы прошлого века и ранее, участки выдавались в пользование граждан «на глаз», без определения чётких границ и без установления чёткой площади. По этой причине, некоторым участкам требуется уточнение границ.

      Предпосылками для таких действий являются либо споры между соседями, либо предстоящая сделка по отчуждению права.

      Без соответствующих документов, участок нельзя ни продать, ни подарить.

      • Для того чтобы индивидуализировать участок, необходимо провести межевание, то есть, уточнить и узаконить его границы.
      • Работы проводит кадастровый инженер, который имеет соответствующее удостоверение, является членом СРО кадастровых инженеров.
      • Сведения о нём можно увидеть в федеральном реестре кадастровых служащих или в геодезической компании, которая будет проводить межевание, и которая имеет соответствующую лицензию на осуществление таких работ.
      • Потребность в межевании возникает в следующих случаях:
      Преобразование участков в виде разделения или объединения как следствие, образуется новый участок или участки
      Приватизация данного надела
      Строительство на нём объектов недвижимости требующих соответствующего разрешения
      Получение кадастровых документов
      Выдел участка в натуре из коллективной собственности

      Как правильно составить иск

      Для благоприятного исхода дела важно правильно определить его подсудность. Иск

      подается по месту расположения спорной территории.

      Также в таких делах решающее значение имеет исковая давность. Если он превышен, то суд вправе отказать. Имеет смысл заранее рассчитать законный период, чтобы не попасть впросак.

      Для земельных споров законодательством установлен срок 3 года. Точка отсчета для каждого конкретного случая своя. Если речь об установлении границ земельного надела, то решающий момент тот, когда истец узнал об установлении спорных границ. Это может быть новый забор или залив фундамента.

      Закон также предусматривает ряд исключительных случаев, когда срок давности может быть восстановлен для истца:

      • долгое отсутствие по рабочим делам (затянувшаяся командировка);
      • прохождение службы в армии;
      • одна из сторон проходит лечение в мед учреждении.

      Важное условие – обстоятельство должно быть зафиксировано за полгода до истечения срока давности.

      Нормативная база и основания

      Необходимость в подаче искового заявления об установлении границ участка может возникнуть в следующих случаях:

      1. Наличие неурегулированного вопроса между соседями по вопросу нахождения границы земельного участка.
      2. Отсутствие заинтересованности одной из сторон в мирном урегулировании вопроса по местонахождению границы земли.
      3. Наличие ошибки при проведении кадастровых работ, которая была исправлена владельцем, но не принята во внимание соседом.

      Нормативная база, на основании которой разрешаются вопросы землепользования:

      1. ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ, в частности, глава 28 в которой вопросы об определении границы земли по приобретательной давности относятся к делам особого производства и подлежат исследованию в суде общей юрисдикции, и главы с 12 по 16, регулирующие рассмотрение вопроса при наличии разногласий между соседями, также наличии вопросов к сотрудникам Росреестра.
      2. ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, в частности, ст. 64, определяющая необходимость разрешения всех споров, касающихся земли, в судебном порядке.

      Для признания результатов межевания недействительными и оспаривания границ земельного участка потребуется совершение следующих действий:

      1. Определение судебной инстанции, в которой будет рассматриваться дело в зависимости от подсудности.
      2. Сбор требуемых документов.
      3. Оплата государственной пошлины.
      4. Составление искового заявления.
      5. Предъявление документов в суд.
      6. Принятие участия в судебных заседаниях как лично, так и через представителя.
      7. Получение решение суда, вступившего в законную силу.
      8. Исполнение судебного решения.

      В процессе выделения земельных участков границы их определяются для каждого землепользователя межевыми знаками, по которым впоследствии владельцы земельных участков возводят заборы.

      В случаях, когда границы не определены либо смежные участки не были наложены на кадастровый план, либо земельный участок был поделен между собственниками в общей долевой собственности, споры могут возникнуть из-за каждого квадратного метра. Обычно идеальные границы нарушаются в процессе возведения построек, домов, теплиц и т.д.

      При невозможности решить проблему путем мирного согласования границ собственники земельных участков имеют право обратиться в суд с соответствующим иском.

      Тот факт, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не будет препятствовать обращению в суд.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *