Правила перевозки группы детей в автобусе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки группы детей в автобусе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.

Перевозка в ночное время

Пункт 11 правил регламентирует особенности перевозки детей в ночное время:

12. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

Перевозка ночью (с 23 до 6 часов) возможна в следующих случаях:

  • К железнодорожному вокзалу, аэропорту или от них.
  • Завершение перевозки при отклонении от графика.
  • Если перевозка осуществляется на основании правового акта высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Требования к сопровождающему

Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.

Пункт 7.1 ПДД

Количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.

Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.

При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.

Требования к документации

С 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть:

  1. Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
  2. Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
  3. Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
  4. Уведомление об организованной перевозке детей.
  5. Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения).

В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.

Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.

На что обратить внимание

С 1 июля 2015 года вступили в силу новые требования к автобусам, на которых осуществляется перевозка детей: транспортное средство должно быть не старше 10 лет, допущенное к участию в дорожном движении, оборудованное тахографом (для фиксации скорости, периодов движения и остановки), аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (устройством, позволяющим определить точное месторасположение транспортного средства).

Если такой автобус у организатора перевозки отсутствует, он его арендует и заключает договор фрахтования. Если есть, договор не требуется.

Водителем автобуса, осуществляющего перевозку детей, может быть только лицо, которое:

  • имеет стаж работы водителем ТС категории «D» не менее 1 года из последних 3 календарных лет;
  • не совершало в течение последнего года административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено лишение прав либо административный арест- прошло предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей, а также предрейсовый медицинский осмотр.
Читайте также:  Кто может оформить пенсию по потере кормильца и как это сделать?

Не позднее, чем за 2 дня до поездки, организатор перевозки или фирма, осуществляющая перевозку (по договоренности с организатором), обязаны подать в ГИБДД уведомление о перевозке детей. В случае, когда перевозка осуществляется 3 и более автобусами, подается заявка на сопровождение автомобилями сотрудников полиции.

При организации перевозки необходимо подготовить такую документацию:

  • Договор перевозки, подписанный заказчиком и транспортной компанией.
  • Договор с медицинским работником о сопровождении группы детей (если движение колоны продлится более 12 часов).
  • Копию разрешений на перевозку детей.
  • Копию заявки на сопровождение или уведомления из ГИБДД.
  • Список сопровождающих лиц с указанием ФИО, паспортных данных и номеров телефонов.
  • Список перевозимых детей.
  • Перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
  • Информация о водителях (ФИО, номера водительских удостоверений, контакты).
  • Документ о посадке с указанием места для каждого ребенка.

Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ

Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)

Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).

По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.

При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)

Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.

Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:

  • нерегулируемые железнодорожные переезды;
  • ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Обязана ли образовательная организация заключать договор фрахтования с перевозчиком?

Этот вопрос также возник в ходе судебного рассмотрения по делу N 33А-7051.

Суд первой инстанции указал, что наличие договора фрахтования является обязательным. Апелляционный суд не согласился с этим положением, руководствуясь следующим.

Обязанность образовательной организации заключать договор фрахтования противоречит пп. «а» п. 4 Правил перевозки автобусами, в соответствии с которым договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, необходим только в случае осуществления перевозки по договору фрахтования.

Суд указал, что законодатель не ограничивает осуществление перевозки только путем заключения договора фрахтования. Это может быть иной вид договора, как возмездный, так и безвозмездный.

Основные требования к водителям

Для получения допуска к перевозке детей в автобусах водитель должен иметь непрерывный стаж работы от 3-х лет и более (на ТС категории «Д»). Кроме того, в течение последних 3-х лет у него не должно быть нарушений ПДД.

Читайте также:  Прекращение уголовного дела в суде и на предварительном следствии

По горным маршрутам. Перед назначением на маршрут водитель обязан пройти 6-дневную стажировку. При переводе на другой рейс – одно- или двухдневную. При пересадке на другую марку автобуса – 3-х или 4-х дневную.

Перед каждым выездом из гаража водитель проходит медосмотр и инструктаж, автобус для перевозки детей – проверку техсостояния. Продолжительность межсменного отдыха водителя, которому предстоит отправиться в «детский» рейс, должна быть не менее 12 часов.

При наличии в автобусе одного водителя продолжительность экскурсионной поездки составляет не более 12 часов, двух – не более 16 часов. Продолжительность экскурсии при двух водителях может превышать 16 часов только в том случае, если на маршруте предусмотрены места полноценного 8-часового отдыха.

Основные правовые документы, регламентирующие процедуру

  • Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  • Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Назначение и область применения школьных автобусов

Необходимость доставки детей к месту обучения появилась очень давно. Первые повозки появились в столице Великобритании еще в начале 19 века. С развитием автомобильной промышленности и созданием ДВС стали выпускаться первыешкольные автобусы для детей. Сначала они имели простейшую конструкцию, но уже к концу 30-х годов 20-го века получили классический вид.

Сегодня такой транспорт применяется для решения следующих задач:

  • Доставка школьников к учебному учреждению.
  • Развозка детей по домам после завершения учебного процесса.
  • Перевозка школьников к местам проведения разных событий в сфере спорта, развлечений, образования.
  • Экскурсионные поездки и т. д.

В РФ школьные автобусы чаще всего используются для доставки детей к школе из удаленных регионов. Нередко бывают ситуации, когда учебное заведение находится только в районном центре, а в деревнях и селах их нет.

По запросу редакции управление образования Яковлевского округа прокомментировало происходящее следующим образом:

«Потребность организации подвоза выявляется на основании полученных заявлений от родителей (законных представителей) учеников школы. На сегодняшний день заявлений от родителей учеников, проживающих в Гостищево, не поступало. На случай поступления обращений родителей (законных представителей) о подвозе детей управлением образования администрации Яковлевского городского округа уже инициированы мероприятия по разработке школьных маршрутов по территории села Гостищево. По итогам согласования с компетентными органами (представителями ГИБДД и представителями организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги), данные маршруты будут утверждены, а школьные автобусы задействованы в подвозе обучающихся села Гостищева».

О проезде малолетних детей автомобильным транспортом

Недавно отправлял малолетнего сына междугородним автобусом в другой город (регион), и столкнулся с весьма противоречивой практикой таких поездок, что понудило меня окунуться в данную тему и разобраться с правовым регулированием (не касаясь правил организованных перевозок детей).

Проблема возникла в связи с отказом контролеров допускать до проезда малолетних (не достигших 14 лет, ст. 28 ГК РФ), аргументируя тем что:

— у него нет паспорта

— он не может заключать сделки

— нахождение малолетних без взрослых запрещено региональным законом

Как данный вопрос урегулирован правовыми актами?

Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 28 допускает самостоятельное заключение малолетними от 6 до 14 лет, в т.ч. (1) мелких бытовых сделок; (3) сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Судебное толкование мелких бытовых сделок включает заключение договоров перевозки (см., например, решение от 17.04.2013 по делу № 2-205/2013 мирового судьи судебного участка № 4 г. Саров Нижегородской области).

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными для определенной цели – проезда, само собой допустимы.

Читайте также:  2) Выявление и собирание доказательств по делу:

Никак не ограничены сделки, совершенные законным представителем за малолетнего от их имени, п. 1 ст. 28 ГК РФ, в т.ч. и в моем случае, когда я приобрел билет для сына сам.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее УАТ), федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ, никак не ограничивает заключение и исполнение договора перевозки с малолетними. В 21 статье, посвященной перевозке детей, следующих вместе с пассажиром, только предусмотрено право пассажира на бесплатный или льготный (за 50 % платы) провоз детей в зависимости от их количества, возраста и возможности перевозки без предоставления отдельных мест, что не имеет отношения к самостоятельной поездке малолетнего.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112, в п. 86 предусматривают только необходимость подтверждения возраста ребенка в случае (sic!) перевозки детей, следующих вместе с пассажиром. Надо полагать, для определения обоснованности приобретения льготного билета или бесплатного проезда согласно ст. 21 УАТ. Правила, как и УАТ, никак не ограничивают заключение и исполнение договора перевозки с малолетними.

Других федеральных правовых актов, регулирующих проезд малолетних автотранспортом, не имеется.

Сравнительный анализ смежных отраслей говорит, что проезд малолетних без сопровождения взрослых (дееспособных пассажиров) не допускается:

— в поездах пригородного сообщения – до 7 лет, п. 34 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. № 473.

— в поездах дальнего следования – до 10 лет, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений, п. 30 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111.

— воздушная перевозка – до 2 лет, ребенка-инвалида до 12 лет. От 2 до 12 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п.п. 104, 105 ФАП, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82.

— морской транспорт – до 2 лет. От 2 до 14 лет допускается в сопровождении либо без сопровождения под наблюдением перевозчика с письменным заявлением законного представителя, п. 14, 105 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 17.06.2015 г. № 190.

— внутренний водный транспорт – до 15 лет, кроме случаев проезда учащихся для посещения общеобразовательных учреждений; п.п. 8, 9 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 05.05.2012 г. № 140.

Объективно, автомобильный транспорт представляет меньшую опасность для жизни и здоровья малолетнего, чем любой из иных видов транспорта, поэтому не имеется политико-правовых оснований ограничивать заключение и исполнение договора перевозки автомобильным транспортом возрастом 14 лет.

Региональное законодательство Краснодарского края, а именно закон № 1539-КЗ от 21.07.2008 г., не относит к общественным местам транспортное средство (ст. 2). Закон допускает (п. 2 ст. 3) нахождение несовершеннолетних (до 18 лет – ст. 2) в ночное время в общественных местах в сопровождении ответственных лиц (ст. 2), к которым относятся водители перевозчика и на которых возложена ответственность (п.п. 14-18 ст. 34 УАТ) за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья пассажира.

Вывод, следующий из правового регулирования, говорит о праве малолетних на самостоятельное заключение и исполнение договора перевозки.

Законно ли высаживать детей без билета из транспорта. Разбираемся в изменениях законодательства 2021 года

– Помогите пожалуйста разобраться в ситуации. Моему сыну 11 лет, уже 2 года он самостоятельно добирается до школы и секций на общественном транспорте. 22 января, когда он сел в автобус, чтобы добраться до дома, его транспортная карта почему-то не сработала. Кондуктор предложил оплатить проезд наличными, которых у ребенка тоже не оказалось. В итоге его высадили из автобуса, несмотря на возраст, сильный мороз, вечернее время и безлюдную улицу. Попытка подать жалобу на сотрудника автобусного парка не привела к успеху, руководство организации заявило, что кондуктор была права и действовала в соответствии с должностной инструкцией. Так ли это?

– Инциденты, связанные с высаживанием детей, которые не смогли оплатить проезд, регулярно происходят в разных городах России. Иногда все заканчивается хорошо – неравнодушные пассажиры, которые оказались свидетелями ситуации, добавляют ребенку необходимую сумму или просто встают на его защиту, а иногда детям все же приходится возвращаться домой пешком. В зимнее время или за городом это может привести к непоправимым последствиям. В этой статье мы разберемся, какими правами в отношении несовершеннолетних граждан обладают кондукторы и правы ли они, высаживая таких безбилетных пассажиров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *