Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИМС информирует: Как получить права управления маломерным судном?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любое маломерное судно необходимо регистрировать в ГИМС, там же получают права. Согласно КоАП РФ (второй пункт статьи 11.8), за управление водным транспортом без удостоверения предусмотрено наказание в виде штрафа. В соответствии со статьей 27.13 Кодекса, ТС перемещают на специализированную стоянку до устранения причины.
Обучение и получение прав в ГИМС
Прежде чем отравляться в инспекцию для прохождения аттестации, необходима подготовка. Однако есть один вариант сэкономить средства — сдать экзамены экстерном, к тому же это дешевле. Предварительно нужно самостоятельно выучить билеты, опубликованные на официальном сайте. Следует посетить ГИМС и написать заявление на имя главного инспектора. Шаблон можно найти в интернете или взять в организации. К заявлению прикладывают пакет документов, а также копии паспорта (страница с ФИО и регистрацией). Представители органа изучат документы, а затем назначат дату испытаний. Как проходит экзамен:
- Сдающему надо явиться в указанный день в ГИМС вместе с паспортом и заполнить карточку судоводителя. Кандидатам выдают по одному билету, на ответ отводится 20 минут. Каждый из них содержит 10 вопросов, допускать более двух ошибок запрещено.
- Если одновременно нужно получить права на водный транспорт категории гидроцикл, то выдадут второй билет, состоящий из 8 вопросом. В нем нельзя делать более одной ошибки. Пересдать теоретическую часть можно уже через неделю.
Задания в билетах не очень трудные, судоводители с легкостью отвечают на них, если заранее готовились. На практической части кандидату необходимо показать наличие определенных навыков в управлении плавсредством. Порядок действий:
- инспектор проверяет карточку судоводителя;
- проводит инструктаж и дает задание;
- оценивает правильность действий сдающего;
- оформляет результаты аттестации.
При серьезных ошибках кандидата отстраняют от испытания. Если все выполнено верно, то представитель органа сообщает дату получения удостоверения. Обязательно оплачивают госпошлину в размере 1300 рублей.
Для тех, кто не уверен в собственных силах при подготовке без учебного заведения, рекомендуется пройти курсы. В местном отделении инспекции подают заявление и оплачивают обучение. Подготовка длится около двух месяцев, включает теорию и практику. В конце курса ученики сдают экзамен, на основе которого выдается свидетельство и удостоверение на право управлять катером.
О прогулках по реке на катере мечтают многие, но большинство пугает необходимость получать права на маломерное судно. В этом нет ничего трудного, необязательно даже проходить обучение. Однако выучить билеты самостоятельно все-таки придется, чтобы сдать экзамены в ГИМС.
Почему вам стоит учиться именно у нас?
- Мы используем в школе яхт клуба и традиционные, и передовые методики преподавания. Студенты на занятиях могут проявлять активность, задавать вопросы, делать доклады по пройденному материалу. При этом есть в программе и с детства знакомые домашние работы и письменные зачеты.
- Наши преподаватели являются практикующими яхтсменами – судоводителями. Они обладают опытом плаваний как в наших, так и в международных водах.
- Используем гибкие формы обучения: вечернее, воскресное, в группах, индивидуально, онлайн.
- Ориентированность на результат. Наши выпускники не просто сдают экзамен, но и становятся реальными судоводителями на момент получения удостоверения ГИМС.
- Поддержим на экзаменах в ГИМС.
- Обучаем с ориентированием на регион. Согласно правилам плавания ППВВП судоводитель обязан знать свой регион, акваторию плавания. Поэтому есть разница при обучении студентов из Москвы и, например, из Перми, Архангельска, Сибири. Обучаем жителей всех регионов РФ и просто русскоязычных слушателей.
- При необходимости закрепляем навыки на дополнительных практических занятиях.
Процесс получения прав
Получение категории прав на лодку с мотором называется аттестацией, в процесс входит следующее:
- сбор и подготовка документов на само судно;
- проверка теории;
- проверка практики.
Для каждого этапа предусмотрены свои сроки, результаты действительны в течение полугода и за это время необходимо получить документы по практике. Неявка учитывается только по уважительной причине, в других случаях результаты аннулируются.
В теоретической части предусматривается всего лишь два билета, в которых присутствуют вопросы, касающиеся знаний управления и знаний правил плавания в территориальной акватории.
В современном варианте экзамен для получения права в категории на маломерные суда и теоретический блок сдается на компьютере. Вопросы подразделяются по организации судоходства в определенных районах, например:
- международные;
- шлюзовые;
- навигационные;
- метеорологические.
Категории плавания маломерных судов и сертификат СE
Помимо габаритов, мощности двигателя, парусного вооружения и уровня комфорта, одним из наиболее важных параметров, на которые мы обращаем внимание при выборе катера или яхты, является категория плавания, то есть способность судна безопасно эксплуатироваться в определенном районе: море, реке, озере или океане.
Для классификации маломерных судов, вводимых на рынок и эксплуатируемых на территории стран Евросоюза, существует единый стандарт, предусмотренный Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) – так называемая «Категория СЕ», или «Категория RCD», и ее соответствующие значения: «А», «B», «C» и «D». Относимость судна к одной из таких категорий говорит о типе его конструкции и районах плавания, в которых оно, в силу своих технических характеристик, мореходных качеств и уровня безопасности, может ходить.
Категории СЕ / RCD
А. Океанские суда – катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может превысить 8 баллов (≥ 17,2 м/с), а высота волн составит более 4 метров.
B. Морские суда – катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не превысит 8 баллов (≤ 17,2 м/с), а высота волн составит не более 4 метров.
C. Прибрежные суда – катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, где сила ветра не превысит 6 баллов (≤ 10,8 м/с), а высота волн не достигнет 2 метров.
D. Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод – лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.
Сертификат СЕ
Категория плавания СE / RCD присваивается судну в процессе сертификации СЕ, которая является обязательной для всех маломерных судов с длиной корпуса от 2,5 до 24 метров, размещаемых на рынке или вводимых в эксплуатацию на территории стран Евросоюза.
Данная обязанность установлена Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), введенной 16 июня 1996 года Европейской Комиссией в целях обеспечения единого уровня безопасности в разработке и производстве маломерных судов на всей территории Европейской экономической зоны.
Действие Директивы распространяется на катера и яхты длиной от 2,5 до 24 метров, предназначенные для спорта и отдыха, включая чартерные суда, а также гидроциклы и некоторое оборудование. Сюда, в том числе, входят средства водного транспорта, частично построенные на территории Евросоюза и импортированные из-за его пределов.
Что считается маломерным судном?
Для начала, изучим законодательство.
С 25 мая 2012 года вступил в силу ФЗ-36 от 23.04.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».
В этом законе уточнено понятие маломерного судна:
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Также в законе указано, что регистрации не подлежат суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно.
А уже в Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Что говорит нам о том, что не подлежащее регистрации маломерное судно, не только не должно регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.
В ГИМС проводят аттестацию на получение прав управления по следующим категориям в зависимости от типа маломерного судна:
- гидроцикл;
- маломерное (моторное судно, парусно-моторное судно, парусное судно, судно особой конструкции).
Кроме категории судна в правах указывается район разрешенного плавания. Это район плавания, куда судоводитель имеет право выходить.
К районам плавания, в которые разрешено выходить маломерным судам относятся:
- Внутренние воды. Это озера, не судоходные реки.
- Внутренние водные пути. Это судоходные реки, где на судоходство действуют правила ВВП.
- Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
- Морские прибрежные воды с удалением от берега до 20 миль.
Аттестация на право управления маломерными судами
Претендовать на звание водителя маломерного судна может любое дееспособное лицо, достигшее 18 летнего возраста. При этом гражданство не имеет значение, к обучению допускаются как граждане России, так и иностранцы и лица без гражданства.
Во время аттестации проверяются:
- Документы заявителя.
- Теоретические знания будущего водителя.
- Практические знания и навыки.
Аттестационные результаты действительны в течение 6 месяцев. Если водитель без уважительных причин своевременно не прошел процедуру аттестации, он временно отстраняется от управления маломерным судном.
Аттестация знаний и навыков водителей происходит по зачетной системе. Оценка знаний не дифференцированная (без выставления оценок). Экзамен считается несданным в случае если водитель не смог ответить на два и более вопроса.
Лица, которые не прошли аттестацию, допускаются к переэкзаменовке не ранее чем через 7 дней.
Водители, которые успешно прошли аттестацию, получают удостоверения на право управления маломерным судном. Результат экзамена заносится в личную карточку водителя.
Для того, чтобы пройти аттестацию и получить удостоверение судоводителя, необходимо предоставить такие документы:
- Заявление.
- Документ, удостоверяющий личность заявителя (внутренний паспорт гражданина РФ, паспорт иностранного гражданина.
- Медицинская справка о состоянии здоровья заявителя, которая удостоверяет физическую возможность к управлению судном.
- Документ, подтверждающий прохождение обучения на водителя маломерных судов.
- Две фотографии 3*4 см.
- Квитанция подтверждающая уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения.
Госпошлина уплачивается заявителем на основании ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ.
Как рассчитывается вес лодки?
Есть один очень важный момент, который нужно учитывать при расчете веса своего комплекта мотор+лодка. А именно то, что ГИМС считает не фактический вес лодки с фактически установленным мотором, а так называемую укомплектованную массу лодки.
А это уже, что называется, две большие разницы! Согласно ГОСТам, на которые ссылаются судьи в судебных решениях по данному вопросу (а такие решения уже есть), укомплектованная масса рассчитывается как масса самого тяжелого мотора для этой лодки, рекомендуемого производителем.
Вот выдержка из одного из таких судебных решений:
Согласно раздела 6.1 ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные»:
Масса судна транспортировочная должна включать в себя все стационарное и съемное оборудование, поставляемое производителем вместе с судном, за исключением крепежных и защитных материалов, предназначенных для транспортировки судна.
Согласно пункта 6.3.1.4.2 ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Подвесные моторы»:
Масса судна должна задаваться вместе с массой подвесного мотора (моторов), как описано ниже: — масса наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование; — масса установленной стационарной топливной системы; — масса систем управления двигателем и рулевой системы.
Кроме того, существует еще и ПИСЬМО МЧС РФ N 29/1-3-153 от 04.02.2015 г. , с разъяснениями о том, как для подразделениям ГИМС МЧС следует считать массу маломерного судна. Точно также, как описано выше.
Как мы уже писали, судебная практика такова, что суды встают на сторону ГИМС в определении веса лодки.
К какому выводу мы приходим? К довольно печальному — нужно считать массу лодки не с фактически установленным на лодку мотором, а с максимально возможным!
Что такое права на управление маломерными судами
Контроль и надзор за перемещением по водным акваториям осуществляет государственная инспекция маломерных судов. В ее юрисдикции регистрация и техническое освидетельствование транспортных средств, выдача судовых билетов, а также проведение экзаменов для получения права на управление водным транспортом. ГИМС структурно причислен к МЧС РФ, однако является полноправным самостоятельным властным органом.
Право управления маломерными судами – это официально зарегистрированный государственной инспекцией маломерных судов документ, подтверждающий разрешение на управление маломерными плавсредствами. Наличие такого удостоверения свидетельствует о том, что владелец транспортного средства обладает достаточным уровнем теоретических и практических знаний, необходимых для эксплуатации маломерных суден. Выдача такого документа разрешена лицам старше 18 лет, по состоянию здоровья допущенным к управлению плавсредствами.
По сути права на катер, лодку или гидроцикл – это ровно то же самое, что и автомобильные права. Только помимо разрешенной категории транспорта, в удостоверение судоводителя маломерного судна также проставляется пометка об акватории использования данного ТС. Но этот момент мы подобно разберем чуть позже.
Как получить в ГИМС права на лодку, катер или гидроцикл
Выше мы рассказали о том, должны ли быть права на лодку и что за информация в них указывается. Теперь же разъясним, что конкретно необходимо сделать, чтобы получить права на управление маломерным судном.
Порядок получения «морских прав» сходен с курсами любой автошколы и последующим экзаменом в ГИБДД. Вкратце процедура оформления прав состоит из нескольких этапов.
- Для начала необходимо пройти обучение в специализированной школе.
- Затем нужно подтвердить свои знания, сдав теорию и практический экзамен на право выходить в море, озеро или реку.
- В случае успешного прохождения обучения, кандидатом представляется в ГИМС пакет документов с заявлением о получении прав.
- После рассмотрения заявки и повторного экзамена региональным отделением государственной инспекции выписывается удостоверение на право управления маломерным судном. С этого момента вы становитесь законным судоводителем.
Но для того, чтобы сделать эти 4 простых с виду шага потребуется довольно много времени и сил, особенно если не знать куда обращаться и какие документы оформлять. Поэтому мы составили подробную инструкцию о том, как получить права на водный транспорт, и предлагаем ее вашему вниманию.
Замена прав в гимс по истечении срока
Обучение от 5000 руб. Судоводителям Санкт- Петербурга и Ленинградской области
И нформация об обучении, запись на обучение и тестирование при самостоятельной подготовке
Обучаем реально — Экзамен сдают ВСЕ
скидка на НОВОМ САЙТЕ
— понедельник — с 09.30 до 17.30 — прием физических лиц;
— вторник — с 09.30 до 17.30 — прием юридических лиц;
— среда – нет приема;
— четверг – выдача документов;
— пятница – нет приема. Предоставление соответствующих услуг в подразделениях, расположенных в г. Кронштадт, г. Ломоносов и г. Сестрорецк временно приостановлено.
О появлении возможности приема заявлений будет сообщено дополнительно.
Инспекторский участок №5
Центра ГИМС МЧС России по городу Санкт-Петербург
Центр ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу
Почему вам стоит учиться именно у нас?
- Мы используем в школе яхт клуба и традиционные, и передовые методики преподавания. Студенты на занятиях могут проявлять активность, задавать вопросы, делать доклады по пройденному материалу. При этом есть в программе и с детства знакомые домашние работы и письменные зачеты.
- Наши преподаватели являются практикующими яхтсменами – судоводителями. Они обладают опытом плаваний как в наших, так и в международных водах.
- Используем гибкие формы обучения: вечернее, воскресное, в группах, индивидуально, онлайн.
- Ориентированность на результат. Наши выпускники не просто сдают экзамен, но и становятся реальными судоводителями на момент получения удостоверения ГИМС.
- Поддержим на экзаменах в ГИМС.
- Обучаем с ориентированием на регион. Согласно правилам плавания ППВВП судоводитель обязан знать свой регион, акваторию плавания. Поэтому есть разница при обучении студентов из Москвы и, например, из Перми, Архангельска, Сибири. Обучаем жителей всех регионов РФ и просто русскоязычных слушателей.
- При необходимости закрепляем навыки на дополнительных практических занятиях.