Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый ФСБУ 6/2020, обязательный с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.
Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Изменения при применении этого ФСБУ связаны только с капитальным ремонтом, модернизацией и реконструкцией. ФСБУ 26/2020 применяется вместе с ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Второй стандарт определяет, что самостоятельные инвентарные объекты — это в том числе и существенные по величине расходы на проведение ремонта, техосмотра, техобслуживания ОС с частотой больше 12 мес. или больше обычного операционного цикла, который превышает 12 мес.
Этот подход корректнее применять по отношению к дорогостоящим основным средствам с дорогостоящими запчастями и ремонтом, к примеру, к авиатранспорту.
Если компания производит обычный текущий ремонт, то в такой ситуации не появляется никакого самостоятельного объекта учета капитальных вложений. Соответственно, эти расходы учитываются в текущих затратах.
Важно! Заключение о том, какой ремонт произведен (текущий или капитальный) выдают технические специалисты, прилагая к нему подтверждающие документы.
Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
Многим ПБУ на смену приходят федеральные стандарты бухучета или ФСБУ.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
Новые ПБУ в 2019–2021 годах
Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета. » от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета
N п/п | Рабочее наименование проекта стандарта | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения |
1.1 | Запасы | 2019 |
1.2 | Нематериальные активы | 2020 |
1.3 | Аренда | 2022 |
1.4 | Основные средства | 2020 |
1.5 | Незавершенные капитальные вложения | 2020 |
1.6 | Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) | 2020 |
1.7 | Документы и документооборот в бухгалтерском учете | 2020 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.10 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.11 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2021 |
1.12 | Расходы | 2022 |
1.13 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.14 | Добыча полезных ископаемых | 2022 |
Новые стандарты бухучета 2021
С 01.01.2021 новые стандарты бухгалтерского учета 2021 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.
Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора:
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
- События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
- Доходы (№ 32н от 27.02.2021).
- Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
- Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2021).
Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2021 года: что важно знать бюджетникам и НКО».
События после отчетной даты
Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.
Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2021 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.
ПБУ в 2017 году: весь перечень
Разные организации должны в 2017 году разные ПБУ и учитывать различные принципы ведения бухгалтерского учета. Соответственно, из общего перечня ПБУ на 2017 году, следует выделять необходимые для себя ПБУ. Приведем таблицу с актуальным на 2017 год перечнем ПБУ и поясним базовый порядок их применения.
Название | Норматив |
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» | Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н |
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» | Приказ Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н |
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» | Приказ Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н |
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» | Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н |
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» | Приказ Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н |
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» | Приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н |
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» | Приказ Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н |
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» | Приказ Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н |
ПБУ 9/99 «Доходы организации» | Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н |
ПБУ 10/99 «Расходы организации» | Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н |
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» | Приказ Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н |
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» | Приказ Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 143н |
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» | Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н |
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» | Приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н |
ПБУ 15/2008 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» | Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н |
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» | Приказ Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н |
ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» | Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» | Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н |
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» | Приказ Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н |
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» | Приказ Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н |
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» | Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н |
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» | Приказ Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н |
ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» | Приказ Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н |
ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» | Приказ Минфина России от 6 октября 2011 г. № 125н |
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций* | Письмо Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 |
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности* | Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н |
С 1 января 2023 года начнет работать новая структура, возникшая в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Социальный фонд сохранит преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые находились в компетенции ПФР и Фонда социального страхования. Изменения закреплены в Федеральном законе от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
- Изменен круг застрахованных в сфере обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.
- взносы на ОМС необходимо уплачивать за временно пребывающих иностранцев,
- исполнители по ГПД получили статус застрахованных по обязательному социальному страхованию на ВНиМ, то есть они смогут получать пособия по временной нетрудоспособности и материнству. А сведения, которые необходимы работодателю (включая занятых по ГПД) для расчета пособия за первые 3 дня временной нетрудоспособности, будет предоставлять объединенный фонд.
- Введен запрет на применение УСН и ПСН для ювелирного производства и торговли. Производители ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовые и розничные продавцы этих изделий с 2023 года лишаются права применения упрощенки и патента.
- Утратившим по разным причинам право на применение УСН и прекратившим деятельность на УСН необходимо уплатить налог до 28 числа месяца, следующего за кварталом, когда право было утрачено.
- Установлены новые сроки предоставления отчетности по спецрежимам:
- УСН: для организаций: — не позже 25 марта (ранее 31 марта) года, следующего за отчетным, для ИП — не позже 25 апреля (ранее 30 апреля) года, следующего за отчетным. Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом.
- ЕСХН: срок представления декларации по ЕСХН – не позже 25 марта года, следующего за отчетным. срок уплаты налога — не позже 28 марта года, следующего за отчетным.
- В 2023 году начнет действовать новый налоговый спецрежим: автоматическая упрощенная система налогообложения (АУСН). Этот режим станет доступным не только вновь созданным организациям, но и действующим.
Требования для применения АУСН:
- 60 млн рублей – максимальный доход за год,
- 150 млн руб. — общий объем основных средств,
- не более 5 человек – число занятых в компании, включая занятых по гражданско-правовым договорам.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)
26.04.2016 ПБУ — это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности.
Утверждаются ПБУ приказами Минфина России.
являются обязательными документами. Следовать им должны все компании, которые ведут .
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; ПБУ 1/2008 Учетная политика организации; ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда; ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте; ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации; ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов; ПБУ 6/01 Учет основных средств; ПБУ 7/98 События после отчетной даты;
Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
Многим ПБУ на смену приходят федеральные стандарты бухучета или ФСБУ.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
В 2021 — 2022 году в РФ применяются разное уоличество ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.
Как вносить исправления
Порядок исправления документов бухучета (для случаев, когда вообще можно их исправлять) организация должна определить самостоятельно, но с учетом требований стандарта.
Правила для исправления бумажного документа:
Если документ электронный, можно либо использовать такой же порядок, как и для бумажных документов, либо составить новый документ. Однако в новом документе:
- должно быть указание на то, что он составлен взамен первоначального;
- должны быть дата исправления, электронные подписи ответственных лиц и их расшифровки (как правило, должности и фамилии с инициалами).
При этом новый документ должно быть невозможно использовать отдельно от первоначального.
Для регистров бухучета предусмотрен дополнительный способ исправления: внесение исправительной записи. Она бывает:
- сторнировочная — на ту же сумму, что и исходная, или на часть этой суммы, но со знаком минус;
- дополнительная — на сумму, дополняющую ошибочную до правильной величины.
Упрощенный учет аренды у арендатора
Новый ФСБУ25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» устанавливает отдельные правила для арендаторов и арендодателей.
Начнем с того, что при переходе на новый стандарт вместо ретроспективного пересчета арендатор вправе применить упрощенный порядок признания и оценки права пользования активом (ППА) и обязательства по аренде. То есть организация по каждому договору аренды единовременно признает на 31 декабря 2021 года ППА и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. Это общее правило.
Если арендатор, который вправе применять упрощенные способы учета, должен отражать право пользования активом и обязательство по аренде, то он может применить такие упрощения:
- рассчитывать фактическую стоимость права пользования активом как сумму первоначальной оценки обязательства по аренде и арендных платежей, осуществленных на дату предоставления предмета аренды или до такой даты. В этом случае все иные затраты, обычно включаемые в фактическую стоимость, признаются расходами по обычным видам деятельности текущего периода (п. 13 ФСБУ 25/2018, п. 5 ПБУ 10/99);
- первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату оценки (п. 14 ФСБУ 25/2018).
Кроме того, к определенным договорам арендатор, в том числе имеющий право на упрощенный учет, может применять упрощенный порядок учета аренды по ФСБУ 25/2018 (п. 11 и 12 ФСБУ 25/2018).
Это послабление допускается к договорам, по которым одновременно выполняются следующие условия:
- договор аренды не предусматривает переход права собственности на предмет аренды к арендатору, и нет возможности выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа;
- предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду.
В этом случае арендные платежи признаются в качестве расхода равномерно в течение срока аренды.
Как оценивать запасы при признании?
Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.
Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)
В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:
- суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные требуемые расходы.
В себестоимость запасов не включаются:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
- расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
- иные расходы, которые не включены в состав необходимых.
Предприятие обязано сформировать резерв при обесценении запасов (фактическая первоначальная стоимость запасов превосходит их чистую стоимость продажи). Резерв формируется в объеме превышения фактической себестоимости запасов над чистой стоимостью их реализации. Балансовой стоимостью запасов станет их фактическая первоначальная стоимость за вычетом резерва. В случае если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, не прекращает уменьшаться, их балансовая стоимость снижается вплоть до чистой стоимости продажи путем увеличения резерва под обесценение. Если чистая стоимость реализации увеличивается, балансовая стоимость возрастает вплоть до чистой стоимости реализации путем восстановления ранее сформированного резерва (однако никак не больше их фактической себестоимости).
Величина обесценения запасов обязана являться расходом периода, в котором создан (увеличен) резерв. Размер восстановления резерва относится на уменьшение суммы затрат, признанных в данном периоде.
Предприятие, которое имеет право использовать упрощенные методы ведения учета, сумеет производить оценку запасов на отчетную дату согласно себестоимости.
Компании розничной торговли, которые дают оценку приобретенным товарам по продажной стоимости с отдельным учетом наценок, стоимость этих товаров показывают в бухгалтерском балансе без наценок. Отличие между указанной стоимостью товаров и их фактической себестоимостью относится на уменьшение (увеличение) суммы затрат в отчетном периоде, в котором выявлена указанная разница.