Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Важные изменения в Федеральных законах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствие со ст. 3 закона №264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства», сельхозпроизводителями признаются организации и ИП, которые осуществляют деятельность по непосредственному производству с/х продукции, ее первичной обработке, последующей промышленной переработке и реализации.
Законодательное понятие сельхозпроизводителя
Субъект хозяйствования является сельхозпроизводителем при условии, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего объема дохода.
Отметим, что к категории сельхозпроизводителей также относятся организации и ИП, оказывающие следующие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства:
- подготовка полей к посеву/уборке урожая, возделывание, опрыскивание с/х культур;
- обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы;
- обследование состояния стада, перегонка, выпас скота, уход за с/х животными и птицей.
Также сельхозпроизводителями признаются:
- с/х потребительские кооперативы;
- КФХ;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Подчеркнем, что в каждом из случаев для признания субъекта хозяйствования с/х производителем необходимо соблюдение основного требования – доля дохода организации (ИП, КФХ) от с/х деятельности составляет минимум 70% от общего дохода.
Гранты на развитие сельского хозяйства в 2022 году как получить
Гранты на крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ), выделяются они для проведения коммуникаций на фермерских предприятиях, на покупку земельных участков и постройки нужных объектов для сельского хозяйства. После получения этого гранта, фермер должен отчитаться о потраченных деньгах. Количество фермерских хозяйств, которые могут получить подобные гранты, определяется бюджетным лимитом;
Молодой, амбициозный предприниматель способен «жить» своими идеями. Однако для воплощения их все же требуется стартовый капитал. Не у всех начинающих фермеров есть достаточное количество материальных средств для осуществления своей мечты, именно для помощи таким талантливым людям государство оказывает такую важную помощь в виде грантов, которые они могут потратить только на открытие нового или развитие существующего бизнеса. Гранты — это безвозмездная материальная помощь, выдаваемая предпринимателю на конкурсной основе, за которую грантополучатель должен отчитаться в письменном виде.
Статья: Как стать сельхозпроизводителем и сэкономить на налоге на прибыль? (Денисова М
Средством их реализации на практике во многих случаях является способ вертикальной интеграции бизнеса. В пищевой промышленности такой способ подразумевает организацию бизнеса от производства (выращивания) сырья с его последующей переработкой до готовой продукции. Все это можно осуществить в рамках как одного, так и нескольких юридических лиц. О производстве судить не беремся, а вот с точки зрения оптимизации налогообложения объединение нескольких юридических лиц, каждое из которых предназначено для конкретных целей (создание сырьевой базы, переработка, производство готовой продукции), в некий консорциум (холдинговую структуру) является наиболее эффективным и распространенным в отечественной практике. Однако сегодня мы попытаемся проанализировать обратную ситуацию — построение экономичной модели налогообложения на базе одного юридического лица с оговоркой, что оно вырабатывает пищевую продукцию из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Цель — получение льготной ставки налога на прибыль. Сегодня она составляет 0%, с 2009 по 2010 гг. — 6%, с 2011 по 2012 гг. — 12%, с 2013 по 2022 гг. — 18%, и, наконец, начиная с 2022 г. ее размер предполагается определять в общеустановленном порядке (24%).
Закономерен вопрос, как посчитать процентное соотношение сельскохозяйственных и промышленных доходов, если предприятие осуществляет не только первичную, но и последующую переработку произведенной им сельхозпродукции (сырья). На него также дан ответ в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Однако декорация, которую соорудил законодатель для этой сцены, посущественнее предыдущих. Итак, для организаций, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из собственного сельхозсырья, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из собственного сельхозсырья определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.
Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства
- меры денежно-кредитной политики, когда проводится льготное кредитование и приоритетное инвестирование аграрных проектов. Существуют и специфические направления: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота;
- бюджетные дотации, которые представлены целевым ассигнованием из бюджета убыточной реализации продукции в условиях низкого урожая. Другой вариант – возмещение недополученного дохода производителем при сдерживании роста цен на социально значимые продукты;
- бюджетная политика, выражающаяся в дополнительном финансировании с\х отраслей. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Проводится субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие АПК, возмещаются лизинговые платежи на производственное оборудование.
- планирование – составление программ поддержки, разработка актуальных мер поддержки, прогнозы по развитию различных направлений. Такие меры нужны для грамотного распределения финансирования.
- Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
- Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
- Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
- На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
- Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
- Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.
Поддержка будущих специалистов сельского хозяйства
Также льготы и различные привилегии предусматриваются и для молодых специалистов. Обучающиеся в аграрных ВУЗах нашей страны будущие специалисты летом в обязательном порядке проходят практику в сельхозорганизациях или у фермеров. Более активные и талантливые могут после завершения учебы и практики остаться в этих организациях работать. Для студентов, поступающих в ВУЗы также предоставляются более лояльные условия. На бюджетную основу поступить могут практически все абитуриенты. Коммерческое обучение, по сравнению с иными специальностями также является более доступным. Однако, это не означает, что после выпуска из института молодого агронома будет ждать низкая зарплата. В среднем агрономы на сегодняшний день получают зарплату от 35 тыс. рублей., а эта средняя цифра по России.
Как получить статус сельхозтоваропроизводителя
26.1 НК РФ, посвященной ЕСХН.Если обратиться к этой норме, то сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей налогообложения признаются:1) организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию;2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».При этом в обоих случаях должно быть соблюдено условие — в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от продажи произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного
Сельхозпроизводителей на ЕСХН переведут на уплату НДС с 2022 года
Поправки в НК РФ предусматривают, что порог выручки, дающий право на освобождение от НДС, будет постепенно снижаться со 100 млн. рублей до 60 млн. рублей. Плательщики ЕСХН, желающие сохранить право на освобождение от НДС, должны будут подавать соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.
Представитель ФНС напомнил: «Сельхозтоваропроизводители выходили с предложениями об установлении для них гибкого механизма уплаты НДС. Сельхозники на данный момент не являются плательщиками НДС, что с одной стороны должно повышать конкурентоспособность их продукции. Но с другой стороны, они не могут принимать к вычету суммы входящего налога, в частности, при покупке сельхозтехники и оборудования, и в результате издержки от освобождения могут превышать преимущества».
Статус сельхозпроизводителя и реализация ос
Если организация производит сельскохозяйственную продукцию из собственного сырья, то при выполнении определенных условий она может претендовать на применение специального налогового режима (ЕСХН) или льготной ставки по налогу на прибыль (до 2012 г. включительно установлена в размере 0% — Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ). Что может помешать налоговой оптимизации?
Льготное налогообложение предусмотрено только для организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ таковыми признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства) составляет не менее 70%.
Как видим, процентное соотношение дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и совокупного дохода организации от реализации товаров (работ, услуг) имеет здесь ключевое значение. Каким образом его рассчитать? И что следует понимать в данном случае под формулировкой «общий доход от реализации товаров (работ, услуг)» — налоговую или бухгалтерскую выручку? На страницах журнала мы уже поднимали этот вопрос (см. статью М.О. Денисовой «Как стать сельхозпроизводителем и сэкономить на налоге на прибыль?», N 5, 2008). Однако до сегодняшнего дня он по-прежнему остается без официального ответа. Напомним, в чем загвоздка. Пункт 2 ст. 346.2 НК РФ не содержит отдельных указаний в отношении того, по каким данным следует считать общий доход от реализации. Следовательно, вполне логично, что эта норма налогового законодательства по умолчанию отсылает нас к ст. 249 НК РФ, где указано, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Подробный перечень налоговых доходов от реализации можно найти в п. 2 ст. 315 НК РФ. Кроме обозначенных выше, к ним относится выручка от реализации:
- имущества, в том числе ОС;
- ценных бумаг;
- покупных товаров;
- товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
Как, и где, подтвердить статус сельхозпроизводителя?
В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, доля дохода от реализации перечисленных в настоящем подпункте услуг должна составлять не менее 70 процентов; 3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов. (п. 2 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 216-ФЗ) 2.1. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются: 1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта; 1.1) сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта; (пп. 1.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 94-ФЗ) 2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий: если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек; если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов; если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
Опубликовано: 24/01/2017
Зачем нужен и что дает статус сельхозпроизводителя
Приобретение статуса сельхозпроизводителя предоставляет субъекту хозяйствования право на применение специального налогового режима ЕСХН, который, в свою очередь, предусматривает ряд налоговых льгот.
№ п/п | Льготы для с/х производителя – плательщика ЕСХН | Описание |
1 | НДС | С/х производители на ЕСХН освобождены от уплаты НДС. Исключение составляют операции импортного ввоза товаров, а также расчеты по договорам простого товарищества и доверительного управления имущество, НДС по которым начисляется в общем порядке |
2 | Налог на имущество | С/х производители-спецрежимники не оплачивают налог на имущество, при условии, что оно используется при:
|
3 | Транспортный налог | В соответствие с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ налог на транспорт не начисляется на специальную с/х технику, в частности на:
|
Гранты на развитие сельского хозяйства в 2021 году: как получить, требования к крестьянским фермерским хозяйствам
- В каждом регионе имеются свои специфические моменты проведения конкурса. Это нужно учитывать и уточнять такую информацию заранее, чтобы быть полностью готовым;
- Регистрироваться в ФНС нужно только после детального изучения всех документов о проведении конкурса. Иначе есть риск быть недопущенным к нему.
- Учитывайте сроки действия всех справок, чтобы не пришлось собирать их повторно;
- Отнеситесь со всей серьезностью к оформлению бизнес-плана. Этот документ комиссия изучает особенно тщательно;
- Изучите все условия предоставления гранта именно в своем регионе проживания;
- Строго соблюдайте сроки предоставления отчетных документов.
Если организация производит сельскохозяйственную продукцию из собственного сырья, то при выполнении определенных условий она может претендовать на применение специального налогового режима (ЕСХН) или льготной ставки по налогу на прибыль (до 2021 г. включительно установлена в размере 0% — Федеральный закон от 06.08.2021 N 110-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.07.2021 N 158-ФЗ). Что может помешать налоговой оптимизации?
КФХ не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую переработку и реализацию этой продукции, если в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации такой продукции составляет не менее чем 70 процентов за календарный год.
Так как взамен от сельхозпроизводителей ждут наращивания объемов производства продукции, которая позволит заместить импортную. «Попытка хоть как-то сгладить ситуацию сейчас очень необходима. И изменения, касающиеся компаний, занятых обработкой почвы и заготовкой кормов, — это хорошая поправка», — считает эксперт. Правительство РФ рекомендует принять законопроект, но для этого его необходимо доработать. В частности, дать определения таким терминам, как «сельхозпроизводители» и «избыточные мощности», которые законодательно не определены, или исключить их из документа. Отсутствие этих терминов может привести к неоднозначному толкованию норм на практике. Юристы в то же время уверяют, что один из терминов в законодательстве разъяснен. «Трудно согласиться с тем, что понятие «сельхозпроизводитель» не определено законодательством РФ — в п. 1 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ от 29.12.2021 «О развитии сельского хозяйства» дано определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое с некоторыми изменениями повторено в ст. 346.2 НК РФ. Таким образом, законодательно установлены признаки таких лиц по крайней мере в той степени, которая необходима для целей налогообложения», — считает Наталья Куркина, руководитель юридического отдела аутсорсинговой компании «Интеркомп».
Как Получить Статус Сельхозпроизводителя 2021
Предложение Министерства сельского хозяйства выделить субсидии регионам на развитие сельскохозяйственных отраслей было одобрено правительством. Общая сумма субсидий свыше 17 миллиардов рублей. Из них 12,6 миллиарда распланировано на уменьшение части процентной ставки инвестиционных кредитов, оформленных на развитие растениеводства. Выделенные деньги получат федеральные субъекты на обслуживание кредитного приобретения оборудования, техники, строительство и проведение реконструкции объектов с/х деятельности, переработка и обеспечение рынка продуктов растениеводства. 79 субъектов РФ получат субсидию на развитие растениеводства.
Для поддержки сельского хозяйства государство предлагает различные методы, а они предназначены для фермеров и производителей с/х продукции. Субсидии начинающему фермеру являются отличным толчком к началу его деятельности, а также позволяют беспрепятственно приобрести качественное и необходимое оборудование для полноценной работы. Именно поэтому многие люди, которые только начинают свою деятельность в сфере сельского хозяйства, рассчитывают на получение данной субсидии. При этом важно знать, каким критериям нужно для этого соответствовать, а также какие действия следует осуществить.
Как получить статус сельхозпроизводителя 2021
Что касается частого вопроса о том, «нужен ли ИНН для регистрации ИП», то тут нужно сделать уточнение.Если физическому лицу не был присвоен ИНН, и соответствующее свидетельство ему не выдавалось, то ИНН будет ему присвоен в момент регистрации, и выдано соответствующее свидетельство по форме 1-1-Учет. Не смогут зарегистрироваться в качестве ИП: Перед заполнением заявления по форме Р21001 необходимо определиться с видами деятельности, поскольку их будет необходимо указать.Для этих целей используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности Ред. Совет такой — отступать от фактической деятельности не стоит, но и слишком «травматические» коды тоже в виде главного вида деятельности лучше не указывать — от них зависит размер взносов в ФСС, если вы планируете нанимать сотрудников.
ЕСХН в 2021 году: для кого, как платить и что учитывать
14. Представленные уполномоченными банками документы о включении заемщика, содержащегося в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков рассматриваются Минсельхозом России не позднее 6-го рабочего дня со дня, следующего за днем регистрации реестров потенциальных заемщиков, на предмет комплектности документов и полноты содержащейся в них информации, соответствия представленных реестров потенциальных заемщиков форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему приказу.
15. При рассмотрении зарегистрированных реестров потенциальных заемщиков, представленных уполномоченными банками, и принятии решения о включении заемщика, содержащегося в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков учитывается соблюдение следующих условий:
а) наличие бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минсельхозу России на цели, указанные в пункте 1 Правил;
б) направление объема субсидий, установленного в соответствии с пунктом 6 Правил, на возмещение недополученных уполномоченными банками доходов по льготным краткосрочным кредитам и (или) льготным инвестиционным кредитам, выданным заемщикам, относящимся к малым формам хозяйствования;
в) соблюдение требований по максимальному размеру льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории субъекта Российской Федерации, определенному в соответствии с пунктом 9 Правил;
г) соблюдение уполномоченным банком требований, установленных пунктами 2 и 4 настоящего порядка;
д) очередность поступивших реестров потенциальных заемщиков в Минсельхоз России с учетом времени их регистрации.
16. Решение о включении заемщика, содержащегося в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков принимается Минсельхозом России в случае соблюдения условий, предусмотренных пунктом 15 настоящего порядка. В случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 15 настоящего порядка, Минсельхозом России принимается решение о невключении заемщика, содержащегося в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков.
Решение о включении (невключении) заемщика, содержащегося в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков в отношении реестров потенциальных заемщиков, поступивших от уполномоченных банков на бумажном носителе, оформленное на бланке Минсельхоза России и подписанное уполномоченным должностным лицом Минсельхоза России, направляется в уполномоченный банк не позднее 7-го рабочего дня, следующего за днем регистрации реестра потенциальных заемщиков в Минсельхозе России, с указанием уникального номера заявки.
Решение о включении (невключении) заемщика, содержащегося в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков в отношении реестров потенциальных заемщиков, поступивших от уполномоченных банков с использованием СМЭВ, направляется в уполномоченные банки с использованием СМЭВ не позднее 7-го рабочего дня, следующего за днем поступления реестра потенциальных заемщиков в Минсельхоз России.
17. Решение о включении заемщика в реестр заемщиков действует:
а) по льготным краткосрочным кредитам — в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня уведомления уполномоченного банка Минсельхозом России о принятом положительном решении о включении соответствующего заемщика в реестр заемщиков;
б) по льготным инвестиционным кредитам — в течение 90 (девяноста) календарных дней со дня уведомления уполномоченного банка Минсельхозом России о принятом положительном решении о включении соответствующего заемщика в реестр заемщиков;
в) по льготным инвестиционным кредитам, полученным на цели рефинансирования задолженности, — в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня уведомления уполномоченного банка, в который обратился заемщик с заявлением о рефинансировании задолженности, Минсельхозом России о принятом положительном решении о включении соответствующего заемщика в реестр заемщиков.
18. Уполномоченный банк после получения решения Минсельхоза России о включении заемщика, содержащегося в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков заключает с заемщиком по одной одобренной заявке соответствующего заемщика один кредитный договор (соглашение).
Уполномоченный банк не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня заключения с заемщиком кредитного договора (соглашения) или дополнительного соглашения к нему в соответствии с абзацем пятым пункта 9 Правил включает заемщика в реестр заемщиков, который оформляется согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Включение последующим кредитором заемщика в реестр заемщиков осуществляется после получения уведомления о полном погашении задолженности, которое предыдущий кредитор обязан направить последующему кредитору не позднее рабочего дня, следующего за днем погашения задолженности.
Предыдущий кредитор исключает заемщика из реестра заемщиков в день полного исполнения обязательств по соответствующему кредитному договору (соглашению).
19. В случае незаключения кредитных договоров (соглашений) в сроки, установленные пунктом 17 настоящего порядка, решение Минсельхоза России о включении соответствующего заемщика в реестр заемщиков аннулируется. При этом уполномоченный банк имеет право повторно включить заемщика в реестр потенциальных заемщиков.
20. В случае необходимости уточнения информации по ранее включенным в реестр заемщиков заявкам уполномоченный банк направляет в Минсельхоз России письмо, оформленное на бланке уполномоченного банка, с указанием перечня корректируемых данных и их новых значений (далее — официальное письмо уполномоченного банка).
Минсельхоз определил новый порядок включения сельхозпроизводителей, претендующих на льготные кредиты и содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков, а также исключения из последнего.
Обновлены формы реестров и заявки на перечисление субсидий уполномоченному банку по выданным кредитам.
Прежний порядок утратил силу.
С 2021 года ежеквартально работодатели должны подавать по наёмным работникам один Налоговый расчёт, который объединяет в себе сведения по ЕСВ, НДФЛ и военному сбору (форма утверждена приказом Минфина от 15.12.2020 г. № 773). Ранее это были самостоятельные отчёты Д4 и 1ДФ.
Форма отчёта похожа на прежний отчёт по ЕСВ, только с отдельным приложением 4ДФ, в котором заполняются данные по НДФЛ и ВС.
Некоторые данные в отчёте теперь нужно отражать по-новому:
- данные по НДФЛ и ВС в приложении 4ДФ подаются с помесячной разбивкой, а не общей квартальной суммой, как было ранее. Теперь будет 3 приложения 4ДФ по каждому месяцу в квартале;
- военный сбор надо отражать по каждому лицу в отдельных строках, как данные по НДФЛ.
Впервые новую отчётность надо будет подать за I квартал 2021 года, в течение 40 дней после окончания отчётного квартала, до 11 мая 2021 года. Подавать ежемесячные Д4 с января 2021 года уже не нужно.
Ещё в ноябре 2020 года Минэкономики опубликовало проект постановления КМУ, в котором предлагает утвердить новую унифицированную методику нормативной денежной оценки земельных участков с 2021 года.
По новой Методике объект нормативной денежной оценки — это земельные участки и земли всех категорий и форм собственности в пределах юрисдикции сельского, поселкового, городского совета или территории объединённой территориальной общины (или их части).
По унифицированному подходу определять НДОНормативная денежная оценка земли земельного участка нужно как произведение площади земельного участка на норматив капитализированного рентного дохода за единицу площади, а также с учётом коэффициентов, характеризующих земучастки.
Формула для определения нормативной денежной оценки земельного участка (Цн) будет иметь вид:
Цн = Пд × Нрд × Км1 × Км2 × Км3 × Км4 × Кцп × Кмц × Кни
где
Пд — площадь земельного участка, квадратных метров;
Нрд — норматив капитализированного рентного дохода за единицу площади согласно приложению 1 к Методике;
Км1 — коэффициент, учитывающий расположение общины в пределах зоны влияния крупных городов;
Км2 — коэффициент, учитывающий курортно-рекреационное значение населённых пунктов;
Км3 — коэффициент, учитывающий расположение общины в пределах зон радиационного загрязнения;
Км4 — коэффициент, характеризующий зональные факторы местоположения земельного участка;
Кцп — коэффициент, учитывающий целевое назначение земельного участка согласно сведениям Государственного земельного кадастра;
Кмц — коэффициент, учитывающий особенности использования земельного участка в пределах категории земель по основному целевому назначению;
Кни — произведение коэффициентов индексации нормативной денежной оценки земель за период от утверждения норматива капитализированной рентного дохода до даты проведения оценки.
Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).
А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.
Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.
Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.
В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).
Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.
Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.
Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.
Продлят ли статус КФХ на 2021 год?
Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Получить льготы могут фермеры даже на начальном этапе своего развития. Кредиты на развитие бизнеса выдаются при наличии стартового капитала, либо без него. Для расчета льготы необходимо обратиться в банк с документацией в целях идентификации личности и обоснования получения средства.
В 2021 году такой программы не было, поэтому у большинства фермеров прямые потери превышали 100 млн. рублей. Как известно, в 2021 году на финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства было выделено 215,8 млрд. руб., еще 13,7 млрд. руб. правительство выделило из резервного фонда на субсидирование производителей сельхозтехники. При корректировке федерального бюджета отрасль получила дополнительно 35 млрд. руб., из них 25 млрд. руб. — на докапитализацию Россельхозбанка.
- Заполненный бланк заявления;
- Ксерокопия документа, удостоверяющего личность;
- Ксерокопия диплома;
- Бизнес-план;
- Верно заполненная анкета;
- Рекомендации;
- Согласие для обработки персональных данных;
- Копии Устава;
- Справка, которая подтвердит, что заявитель действительно является субъектом малого бизнеса.
- В каждом регионе имеются свои специфические моменты проведения конкурса. Это нужно учитывать и уточнять такую информацию заранее, чтобы быть полностью готовым;
- Регистрироваться в ФНС нужно только после детального изучения всех документов о проведении конкурса. Иначе есть риск быть недопущенным к нему.
- Учитывайте сроки действия всех справок, чтобы не пришлось собирать их повторно;
- Отнеситесь со всей серьезностью к оформлению бизнес-плана. Этот документ комиссия изучает особенно тщательно;
- Изучите все условия предоставления гранта именно в своем регионе проживания;
- Строго соблюдайте сроки предоставления отчетных документов.
Если организация производит сельскохозяйственную продукцию из собственного сырья, то при выполнении определенных условий она может претендовать на применение специального налогового режима (ЕСХН) или льготной ставки по налогу на прибыль (до 2021 г. включительно установлена в размере 0% — Федеральный закон от 06.08.2021 N 110-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.07.2021 N 158-ФЗ). Что может помешать налоговой оптимизации?
ФАС отметил, что на уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти производители если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором лицо подает заявление о переходе на уплату сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к расширению и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.
Изменения коснутся статуса представителей аграрного бизнеса. Компаниям, фермерам и предпринимателям, избравшим специальный режим, вменят в обязанность уплату налога на добавленную стоимость. Делать отчисления, вести учёт и сдавать отчётность им придётся по правилам главы 21 НК РФ.
Напомним, что к продукции первичной переработки относятся в том числе продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, продукция животноводства, прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения. Данную продукцию можно использовать в качестве сырья в последующей (промышленной) переработке для получения иного вида продукции.
Кто является сельхозпроизводителемК сельхозтоваропроизводителям относятся хозяйства, которые производят сельхозпродукцию, занимаются ее первичной и последующей (промышленной) переработкой и реализуют ее. При условии, что в общем доходе от реализации доля дохода от продажи данной сельхозпродукции составляет не менее 70 процентов. Это установлено пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. При соответствии данному статусу хозяйство имеет право уплачивать ЕСХН либо налог на прибыль по нулевой ставке. Если организация занимается промышленной переработкой продукции из сырья, купленного у стороннего хозяйства, то она не может быть признана сельхозпроизводителем. Об этом говорится в письме Минфина России от 7 июля 2021 г. № 03-11-06/1/11 и подтверждается судьями (постановление ФАС Поволжского округа от 20 июня 2021 г. № А65-24782/2021).
Самыми распространенными налоговыми рисками сельхозпроизводителей с учетом сложившейся арбитражной практики последних лет и позиции Министерства Финансов РФ по спорным вопросам применения налогового законодательства связаны с подтверждением налогоплательщиками права на применение ЕСХН (Приложение1):
Чтобы понять, что такое КФХ, обратимся к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:
- Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства — Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
- Статья 3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Другими словами, коллективное фермерское хозяйство — это зарегистрированное в установленном порядке объединение граждан, которые:
- состоят в родстве (свойстве);
- имеют общее имущество (землю, постройки, птицу, скот, оборудование, технику, инвентарь и т.п.);
- принимают личное участие в совместной хозяйственной деятельности, предметом которой является сельскохозяйственная продукция.
Учредить КФХ могут:
- российские граждане;
- иностранцы;
- лица, не имеющие гражданства.
Все члены коллективного фермерского хозяйства должны обладать дееспособностью. Закон налагает некоторые ограничения на состав членов КФХ:
- супруги могут привлекать к участию в бизнесе только своих родителей, бабушек и дедушек, а также достигших шестнадцатилетнего возраста детей, внуков, сестер, братьев;
- состав хозяйства не может содержать представителей более чем трех семей;
- в качестве исключения допускается привлекать к участию в деятельности лиц, которые не состоят в родстве (свойстве) с главой КФХ. Таких граждан может быть не более пяти.
Состав не является постоянным. Гражданин, отвечающий требованиям закона, может быть принят в члены коллективного фермерского хозяйства по обоюдному согласию его учредителей. Для выхода из КФХ достаточно подать его главе письменное заявление.
Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:
- животноводством;
- земледелием;
- полеводством;
- лесоводством и т.п.
Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать: корма; удобрения; семена; сырье; изготовленную продукцию; ГСМ; технику и запасные части; другие грузы, нужные для хозяйства.
Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую ��нспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.
Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.
В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.
С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.
Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.
Наиболее подходящие варианты:
- купить земельный участок у частного лица;
- арендовать частную землю;
- взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.
Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).
Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).
Вам понадобится:
- паспорт;
- заявление в администрацию;
- кадастровый паспорт;
- выписка из кадастрового паспорта и копия кадастрового плана;
- постановление администрации;
- квитанция об оплате за участок;
- квитанция об оплате регистрации;
- регистрация собственности или аренды.
КФХ может получить земельный участок в аренду без торгов в случаях, установленных специальным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок из числа муниципальных земель может быть предоставлен КФХ во внеконкурсном порядке, если он уже используется КФХ и при соблюдении определенных сроков обращения (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Во всех остальных случаях КФХ должно участвовать в торгах на общих условиях.
Порядок действий следующий:
- Можно пробовать начинать сразу с заявления о выделении земли от имени главы КФХ, миную подготовку и утверждение схемы расположения ЗУ. В заявлении указывают: цель — ведение или расширение фермерской деятельности; предположительный срок аренды; бизнес-план с обоснованными расчетами; адрес и площадь запрашиваемого участка.
- К заявлению прилагают документ о государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
- Далее сельсовет должен выдать заявителю схему участка на кадастровом плане. Но если вам вдруг откажут, не поленитись подготовить схему расположения ЗУ самостоятельно — это быстрее и дешевле, чем бадаться с муниципалитетом.
- Заявитель обеспечивает выполнение межевых и кадастровых работ. Исполнительный орган, в течение 14 дней после получения кадастрового паспорта, принимает решение о предоставлении аренды на землю. Документы оформляют в течение 7 дней, с момента принятия решения.
Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:
- общая налоговая система;
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН).
Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.
Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривае�� освобождение от уплаты:
- налога на прибыль организаций или НДФЛ;
- налога на имущество;
- НДС.
В случае если организация (ИП) зарегистрирована в ФНС в качестве с/х производителя-плательщика ЕСХН сразу после постановки на учет в ЕГР, но в течение отчетного периода доход субъекта хозяйствования от с/х деятельности составил менее 70% от общего объема, то в таком случае налогоплательщик теряет статус с/х производителя и признается плательщиком ОСНО, теряя при этом право на налоговые льготы.