Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реверсивное движение — что это и зачем нужно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Для обозначения участков полотна с реверсивным движением применяют специальные знаки, горизонтальную разметку и светофоры.
Полосы, которые служат для такого типа движения, выделяются на полотне двойной прерывистой линией, имеющей белый цвет (В ПДД она значится под номером 1.9). Когда реверсивные светофоры выключаются, она просто разделяет транспортные потоки противоположных направлений.
Если оптическое устройство работает, данную разметку разрешается пересекать с любой стороны (разумеется, если транспорт по соседним полосам едет в попутном направлении). Если же регулирование отключено, такую линию можно пересекать только тогда, когда она проходит справа от автомобиля. Если светофор погас, сидящий за рулем обязан тут же переместить свой транспорт вправо, освободив занимаемую ранее полосу.
Светофоры для организации реверсивного движения выглядят иначе, нежели обычные. Они представляют собой квадратные секции с цветными символами, которые размещают непосредственно над дорожным полотном. О том, что по полосе разрешено ехать, говорит зеленая вертикальная стрелка, идущая сверху вниз. Желтая диагональная стрелка, проходящая слева направо, сообщает водителю о том, что движение по данной полосе вскоре закроется. При виде такого сигнала автомобилист должен перестроится. Если перемещение запрещено, на реверсивном светофоре загорится сигнал в виде красного креста.
Часто реверсивный светофор состоит только из двух секций: с красным и зеленым символами. Этого вполне достаточно для того, чтобы участники дорожного движения могли сориентироваться.
Преимущества реверсивного движения
Организовать такой способ движения на дороге уместно в тоннелях, во время ремонтных работ на трассе или при высокой загруженности полосных автомагистралей. Часто в местах ДТП дорожная полиция также внедряет реверсивное движение.
Благодаря такой организации увеличивается пропускная способность на конкретном участке дороги, что позволяет водителям быстрее его пройти и не тратить свое время в ожидании очереди для продолжения движения. Впрочем, в этом есть преимущества не только для водителей.
Плюсы реверсивного движения:
● разгрузка автомагистрали — особенно актуальна в городской черте;
● снимается необходимость строительства дополнительных дорог или прибавления дополнительных полос;
● создаются условия для бесперебойного проезда транспортного потока;
● равномерная нагрузка на магистраль.
Для организации этого вида проезда требуется проработка всех нюансов, а также, согласно правилам ДД, различные обозначения для информирования водителей о такой возможности:
● специальные дорожные знаки;
● специальная разметка;
● реверсивный светофор.
Согласно правилам организации дорожного движения и российскому законодательству, реверсивное движение обязательно должно быть обозначено на дороге. Рассмотрим подробнее один из способов такого обозначения и расскажем о специальном светофоре.
Организация реверсивного движения при работе реверсивного устройства
Действие реверсивного светофора влияет на ограниченную линию, а начало и конец реверсивного движения определяют дорожные знаки на синем фоне. Выделяют следующие позиции:
1. Если знак в виде стрелок, обозначающих движение вверх-вниз — это начало реверсивного движения и работы реверсивных светофорных установок.
2. Если стоит такой же знак с перечеркнутой красной линией — это означает конец движения по обозначенной реверсивной полосе и окончание действия светофора для этой полосы.
Важно, чтобы водители отличали, где обычные полосы для движения, а где — реверсивные. Это важно для организации правильного проезда по автомагистрали, потому что на реверсивной полосе можно поочередно двигаться в двух направлениях, согласно светофорным сигналам.
Отличить реверсивные полосы, на которые распространяется действие специальных светофоров, можно по следующим признакам:
● располагаются только в центре автодороги;
● выделяются на асфальте двойным пунктиром (при этом сплошная черта в 3 раза длиннее промежутка между пунктирами).
Когда реверсивная разметка нанесена строго по центральной части автомагистрали, светофор сверху регулирует движение и по левой, и по правой стороне от разметки. Есть проблема, над которой думают сейчас организаторы дорожного движения: связана она с тем, что светофор для реверса не показывает длину и ширину реверсивного участка.
Да, есть разметка, но она может с течением времени либо стать не такой заметной, либо стереться или спрятаться под слоем наледи, грязи. Именно поэтому так важно устанавливать знаки, указывающие на начало и конец реверсивной полосы.
К сожалению, на территории РФ расстановке таких знаков не везде уделяют должное внимание, отсюда и проблемы, которые возникают при организации движения транспорта, особенно по реверсивным полосам. А за нарушения на соответствующем участке предусмотрена ответственность.
Как правильно ездить по дорогам с реверсом
Любое передвижение по вышеупомянутым полосам должно происходить только в соответствии с правилами, чтобы не создавать аварийноопасные моменты. Именно поэтому так важно знать главные постулаты, прописанные в ПДД. Выезд на дорогу с реверсивным движением возможен с любого перекрестка, а вот выехать с данной части дороги, возможно, лишь предварительно перестроившись в крайнюю правую полосу. Как только вы оказались на участке с реверсивным движением, вам следует переместиться в крайнюю полосу справа. Опережение допустимо лишь при условии, что ваш маневр не будет мешать всем остальным участникам движения. Пересекать линии разметки реверса слева от вас не разрешено, подобное действие равносильно к выезду на встречку и имеет те же последствия.
Что такое реверсивный светофор?
Реверсивный светофор – это современное устройство, имеющее свое расположение над полосой дорожного движения и позволяющее осуществлять регулирование движения транспортных средств по проезжей части по одной полосе в противоположных направлениях. Такой светофор имеет привычные для нас цветовые сигналы: красный крест, зеленая стрелка, направленная вниз, желтая стрелка, направленная по диагонали вниз справа налево или слева направо.
В настоящее время установить такой светофор может практически каждый желающий, поскольку реверсивный светофор может быть оснащен пультом ручного управления, что представляется достаточно удобным для мобильного переключения режимов. Корпус светофора может совмещать в себе все три цвета или только два (красный и зеленый соответственно).
Поскольку граждане Российской Федерации все чаще покупают автомобили, количество транспортных средств находящихся на проезжей части одномоментно неуклонно растет, следовательно, практически в геометрической прогрессии растет и количество заторов движения, а также время, которое автолюбители тратят на простой в пробке. Возникла острая необходимость сократить объемы потраченного на автомобильные пробки времени, в связи, с чем и возникла идея по изобретению таких светофоров, которые будут регулировать движения в две стороны на одной полосе проезжей части. Таким образом, при использовании реверсивных светофоров происходит экономия времени и упорядочивание движения по одной полосе. Количество пробок при этом уменьшается, поскольку все автомобилисты следуют сигналам светофора и не нарушают правила дорожного движения, подвергая опасности свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения.
Примечательно, что термин «реверсивный», с английского языка переводится как возвращающийся. Применительно к светофору, это означает, что предоставляется возможность движения в двух противоположных направлениях согласно сигналу светофора в пределах одной полосы дорожного полотна.
Эффективное применение таких светофоров возможно в тоннелях, а также при проведении ремонтных работ на трассе. Реверсивные светофоры, установленные над полосой, позволяют урегулировать движение транспортных средств по проезжей части на время проведения ремонтных работ или на время ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Действия водителей и пешеходов в ответ на желтый сигнал светофора
6.14. Водители, которым подан желтый сигнал светофора (или равнозначное ему поднятие руки регулировщика), должны остановиться. Но если ТС движется быстро, и остановка невозможна без экстренного торможения, то в местах, которые определены п. 6.13 ПДД, можно не останавливаться.
Пешеходы, которых сигнал застал на проезжей части, должны ее освободить. При невозможности сделать это, им нужно остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные транспортные потоки.
Если зеленый сигнал светофора сменяется желтым, а транспортное средство имеет высокую скорость движения, которая не позволяет остановиться в нужном месте без экстренного торможения, водителю дано право согласно п. 6.14 продолжить движение. Наличие этого правила побуждает некоторых водителей проезжать на желтый свет светофора даже, если они могут остановиться без форсированного торможения.
Такое поведение несет в себе потенциальную опасность, поскольку случается, что на пересекаемом направлении в это время другой водитель начинает движение, не дождавшись, пока желтый сигнал его светофора сменится разрешающим зеленым. Результат такой ситуации – ДТП, в которое попадают водители, экономящие время в ущерб безопасности.
Пешеходы могут попасть в сложную ситуацию при смене разрешающих сигналов на запрещающие гораздо чаще. Особенно те из них, кто не способен быстро перебежать дорогу или возвратиться обратно. Единственный приемлемый безопасный вариант для них – остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта.
Эти специальные знаки выполнены в белом цвете на синем фоне и оповещают о том, что на этом участке проходит реверсное движение.
Как правило, в таких местах их ставят сразу два, чтобы обозначить:
- начало полосы — номер 5.8;
- конец реверсного движения — номер 5.9.
На перекрёстках дополнительно устанавливается знак 5.10. Кроме него есть ещё и другие знаки, регулирующие реверсное движение:
- 11.1 – маршрутные транспортные средства могут двигаться во встречном направлении от главного потока автомобилей;
- 15.8 – количество дорожных полос, где можно менять направление движения.
В восьмом разделе ПДД есть дополнительные таблички, где можно узнать всю необходимую информацию.
Над полосами, где часто меняется направление движения, установлен реверсивный светофор. Он бывает трёх видов. Состоит из одной, двух или трёх камер, соответственно. Внимательный водитель, увидев нужный сигнал, может перестроиться в соседний ряд, не нарушая правил. Выучить сигналы несложно.
Знаки реверсивного светофора
Как уже было указано выше, реверсивный светофор представлен в виде знаков, разрешающих и запрещающих движение по реверсивной полосе.
Сигнал светофора, имеющий форму буквы «Х» в красном свете запрещает движение по реверсивной полосе, поскольку в это время машины двигаются в противоположном направлении. При работе такого сигнала запрещается любое движение по дорожному полотну, в том числе съезд на обычную полосу. Поскольку при нарушении данного правила существует угроза создания аварийной ситуации и как следствие блокирование определенного участка дороги.
Существует также знак, изображенный в виде стрелки, направленной в правый или левый угол квадрата по диагонали. Если работает такой знак, это означает, что у водителя появляется право перестроиться с одной дорожной полосы в другую, при чем, именно в том направлении, в котором указывает стрелка. Обычно такой знак также указывает на смену с запрещающего сигнала на разрешающий и наоборот, в скором времени. Следует иметь в виду, что, в отличие от обычного светофора, желтый сигнал не запрещает движение, а дает возможность сменить полосу до момента включение иного сигнала светофора. В тоже время смена полосы является вашим правом, а не обязанностью. То есть продолжать движение по реверсивной полосе после смены сигнала светофора на зеленый, не запрещается.
Разрешающим движение по реверсивной полосе является сигнал, представленный в виде зеленой стрелки направленной вверх. При работе такого сигнала, вы можете, не опасаясь двигаться по реверсивной полосе, однако следует помнить, что реверсивный светофор регулирует только движение по реверсивной полосе и не распространяет свое действие на остальное дорожное пространство. Во время работы такого сигнала также запрещено перестраивать автомобиль в другую полосу.
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.
Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.
Понятие реверсивного движения
В ПДД понятие о реверсивном движении внедрили относительно недавно. Но уже сейчас вопрос о нем вписывается в билеты, когда человек сдает на права.
Детонация двигателя: причины и советы по устранению Рубрика: Ремонт своими руками
Фактически это отдельная полоса, которая в обычном режиме движения без перегрузки автомагистрали остается пустой. По ней может проезжать спецтранспорт и машины с особыми привилегиями в виде сигнальных маячков, сирен и пр. Обычным водителям туда въезд противопоказан, если дорожная ситуация не предусматривает иного. Поскольку полоса служит для разгрузки движения, просто так на нее выезжать не рекомендуется.
Если вы живете в спальном районе мегаполиса, ездите на работу в центр, а вечером возвращаетесь домой, вам до боли в душе будет знакома следующая ситуация.
Сначала утренние пробки по пути на рабочее место, а затем такие же пробки, где вы стоите чуть ли не с теми же водителями, пытаясь добраться к родным, лечь в родную кровать и отдохнуть. А завтра все повторится.
Реверсивное движение позволяет частично решить эту проблему, когда большая часть машин движется в одну сторону, а меньшая в противоположную. Объективно обидно, когда ты стоишь в пробке, а движение в противоположном направлении практически свободное. Чтобы компенсировать этот недостаток, применяется это самое реверсивное движение. В зависимости от условий или времени суток, по этой полосе можно двигаться в оба направления. Такие полосы давно эксплуатируются в США и Европе, и лишь недавно начали внедряться у нас.
Начинающему водителю и автомобилисту с опытом одинаково важно разобраться в нововведениях.
Для начала предлагаю разобраться в особенностях информирования автомобилистов о реверсивном движении (РД).
Светофор, регулирующий реверсивное движение
Светофоры с двумя или тремя полями могут использоваться для реверсивного движения.
Пометки на полях:
- Зеленая стрелка, направленная вниз — разрешает движение по полосе дороги.
- Желтая стрелка, направленная вниз в правом нижнем углу — вы должны переехать на другую полосу, так как направление движения будет изменено на противоположное.
- Красный крест — запрещает движение по полосе дороги.
Чаще всего вы встретите светофор с двумя полями — красным крестом и зеленой стрелкой, которые загораются в соответствии с текущей дорожной ситуацией и расписанием.
Если светофор не горит, это означает, что в данный момент полоса рассматривается не как полоса для отвода транспорта, а как обычная полоса.
Особенности движения по реверсивным полосам — 1.9:
- Запрещается останавливать автомобиль на полосе заднего хода.
В случае технических неисправностей попытайтесь убрать автомобиль с полосы заднего хода вместо использования аварийного знака.
- Если фонарь заднего хода неисправен или отсутствует, разрешается пересекать полосу движения, если она находится справа от водителя. Согласно правилам дорожного движения, эту полосу нельзя пересекать, так как она служит резервной полосой для аварийных служб.
- Сохраняйте бдительность и продолжайте движение по реверсивной полосе, пока не увидите знак, указывающий на ее окончание.
- Перестраивайтесь на реверсивную полосу только там, где установлен или виден светофор.
При смене сигнала светофора как можно быстрее смените полосу движения. Если горит красный крест, освободите полосу движения как можно скорее.
- Запрещено пересекать разметку 1.9 по крайней левой полосе. Эта разметка разделяет встречный транспорт на дороге.
Реверсивное движение: методы организации
Главной особенностью реверсивных дорог является то, что транспорт по ним может ездить в любом направлении. Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, движение по возвратным полосам регулируется сотрудниками дорожной полиции, светофорами и дорожными знаками.
Заезд и съезд с реверсивной дороги обозначается дорожным знаком. Перед съездом с полосы водителю следует быть особенно внимательным, так как ему придется перестроиться в правый крайний ряд, даже если ему нужно поворачивать налево. Несоблюдение этой нормы повлечет за собой штрафные санкции. О дорожных знаках и других вспомогательных элементах – далее в тексте.
Дорожная разметка. Реверсивная полоса расположена по центру дорожной магистрали. Она имеет специальную разметку, которая обозначена двумя широкими прерывистыми белыми линиями.
Реверсивные светофоры. Такие устройства устанавливают на полосах для регулировки движения. На каждой дороге устанавливается один светофор. Поэтому, если на трассе имеется участок с несколькими возвратными полосами, для каждой из них выделяется отдельный светофор. Реверсивный светофор работает по обычной схеме. Красный цвет указывает на запрет движения. Желтый указывает, что скоро можно будет трогаться. Зеленый цвет указывает, что проезд разрешен.
Согласно ПДД, светофор может быть расположен над полосами движения. В этом случае он может быть в двух вариантах: с 2 дисплеями – крест красного цвета (указывает на необходимость остановить любое движение) и стрелка зеленого цвета (разрешает нажать на педаль газа), а также с 3 дисплеями – добавляется желтая стрелка, она направлена вправо или влево и информирует водителя о необходимости перестроиться в одну из полос.
Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении
Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей. Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.
При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей. При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.
Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа. Такая мера наказания в 2020 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.
Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.
Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.
Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.
Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.
С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.
Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.
Значение сигналов реверсивного светофора
Как уже упоминалось, движение на полосе регулирует реверсивный светофор. Правила проезда, согласно его сигналам, схожи с обычным. Основное отличие — это внешний вид. Если в обычном светофоре сигнал выглядит как круг красного, желтого или зеленого цвета, то в реверсивном — это знаки.
Символы:
- Сигнал светофора в виде красной буквы Х — запрещает движение по реверсивной полосе, над которой он установлен, так как в это время по ней начинает ехать встречное направление.
- Знак, изображающий наклоненную стрелу. Её острие направленно в правую либо левую сторону. Он сообщает о скорой смене запрещающего на разрешающий сигнал или наоборот. Причем водитель обязан перестроиться в ту полосу, на которую указывает стрелка. Желтый сигнал обычного круглого светофора запрещает движение, у реверсивного — нет. Вы имеете полное право начать движение и не менять полосу до включения красного.
- Сигнал светофора в виде зелёной стрелки разрешает перемещаться на транспортном средстве по ряду, над которым он установлен.
Не стоит забывать, что светофор регулирует движение лишь на реверсивной полосе, над которой он находится.