Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли платить налоги, взносы и отчисления за сотрудника-пенсионера в РК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.
Какие же виды деятельности не дают права применять освобождение от налогов?
Согласно ст.57-4 Закона № 121-VI от 25.12.2017 г., освобождение от налогов малого бизнеса не распространяется на ИП и ТОО, ведущих следующую деятельность:
- связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- проведение лотереи;
- деятельность в сфере игорного бизнеса;
- деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
- банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- аудиторскую деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- деятельность кредитных бюро;
- охранную деятельность;
- деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
- деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
- реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
- розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов, бензина, дизельного топлива и мазута;
- внешнеэкономическую деятельность (за исключением ВЭД со странами ЕАЭС).
Предприниматели, ведущие ВЭД с Россией, Арменией, Беларусью и Кыргызстаном, могут рассчитывать на освобождение от налогов, если относятся к субъектам МСБ и применяют спецрежим.
Каких-либо специальных льгот для предпринимателей –инвалидов, пенсионеров, многодетных и т.д. –нет. Для освобождения от налогов на три года значение имеет только соответствие трем вышеуказанным критериям:
- принадлежность к МСБ;
- применение спецрежима;
- не ведение деятельности, для которой освобождение не предусмотрено.
Кто освобождается от уплаты налогов?
Приложение 1. Перечень видов деятельности
для применения коэффициента «0» к ставкам социального налога, индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование субъектами микро, малого или среднего предпринимательства и лицами, занимающимся частной практикой
ОКЭД |
Виды деятельности |
45.11.2 |
Розничная торговля автомобилями и легкими автотранспортными средствами в торговых объектах с торговой площадью менее 2000 кв.м. |
45.11.3 |
Розничная торговля автомобилями и легкими автотранспортными средствами в торговых объектах с торговой площадью более 2000 кв.м. (2000 кв.м и выше) |
45.20 |
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей |
45.32.1 |
Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями в торговых объектах с торговой площадью менее 2000 кв.м. |
45.32.2 |
Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями в торговых объектах с торговой площадью более 2000 кв.м. (2000 кв.м. и выше) |
47 |
Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями) |
49.4 |
Деятельность грузового автомобильного транспорта и предоставление услуг по переезду |
51.10 |
Деятельность воздушного пассажирского транспорта |
52.23.2 |
Деятельность аэропортов |
55.10 |
Предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания |
56.10 |
Деятельность ресторанов и предоставление услуг по доставке продуктов питания |
58.2 |
Издание программного обеспечения |
59.14 |
Деятельность по показу кинофильмов |
62.01 |
Деятельность в области компьютерного программирования |
68.20 |
Аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью (торговые сети и стационарные торговые объекты, аренда и управление собственной недвижимостью, предоставление коммерческих помещений в аренду (торгово-развлекательные центры, торговые объекты), за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями) |
69.10 |
Деятельность в области права (юридические консультанты, лица, занимающиеся частной практикой: нотариусы, адвокаты, частные судебные исполнители, медиаторы, в том числе в случае отсутствия работников по возникшим обязательствам за себя) |
70.22 |
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и прочее консультирование по вопросам управления |
71.20.1 |
Деятельность санитарно-эпидемиологических организаций |
79.1 |
Деятельность туристских агентств и операторов |
85.10 |
Дошкольное образование (частное дошкольное (доначальное) образование) |
85.20 |
Начальное образование (частные школы, за исключением международных) |
85.30 |
Среднее образование (частные школы, за исключением международных) |
86.10 |
Деятельность больничных организаций (частные организации) |
86.10.3 |
Деятельность санаторно–курортных организаций |
86.2 |
Деятельность в области врачебной практики и стоматологии (частные организации) |
90.04 |
Деятельность концертных и театральных залов |
93.13 |
Деятельность фитнес-клубов |
96.01 |
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий |
96.02 |
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты |
Кто может рассчитывать на льготы по налогам на имущество, землю и транспорт
Комитет государственных доходов напоминает о сроках уплаты налогов для физических лиц. Гражданам страны необходимо произвести уплату по налогам на имущество и землю за 2018 год в срок до 1 октября 2019 г. Также, налог на транспорт уплачивается до 31 декабря 2019 года за текущий год. Согласно действующего законодательства есть категории граждан, которые могут рассчитывать на льготы по указанным видам налога для физических лиц, передает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу КГД.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, не являются плательщиками земельного налога:
— Участники и инвалиды ВОВ и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими совершеннолетия по:
земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; придомовым земельным участкам; земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки; земельным участкам, занятым под гаражи;
— многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алқа», по:
земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; придомовым земельным участкам;
— отдельно проживающие пенсионеры по:
земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем; придомовым земельным участкам.
Не являются плательщиками налога на имущество физических лиц:
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на период до достижения ими 18-летнего возраста№
Не являются плательщиками налога на транспортные средства:
— инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом.
Однако, необходимо учитывать, что данные положения применяются в течение налогового периода по одному автотранспортному средству (кроме легкового автомобиля с объемом двигателя свыше 4 000 кубических сантиметров, в отношении которого в уполномоченном государственном органе произведены регистрационные действия, связанные со сменой собственника транспортного средства, после 31 декабря 2013 года) независимо от того, относится ли физическое лицо, имеющее право применения положений таких подпунктов, к одной или к нескольким категориям, указанным в них.
При этом, вышеперечисленные льготы применяются на основании сведений, соответствующих уполномоченных государственных органов.
Право на освобождение применяется с первого числа месяца, в котором возникло такое право.
Суть льготы: взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) за людей с инвалидностью уплачивает государство. Следовательно, с доходов работников с инвалидностью не удерживаются взносы на ОСМС.
Кто имеет право: люди с инвалидностью независимо от группы и срока действия справки об инвалидности.
Помимо этого, государство уплачивает взносы на ОСМС за неработающих граждан, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом или человеком с инвалидностью первой группы с детства. При этом работающие родители (попечители) детей с инвалидностью не освобождены от уплаты взносов на ОСМС.
Ссылка на законодательство: статьи 26 и 27 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Действительно, некоторые компании не обязаны делать соответствующие выплаты. К таким относятся всего 3 вида обществ:
- Сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства, которые работают по специальному налоговому режиму.
- Индивидуальные предприниматели, которые работают на патентной основе.
- Компании и корпорации, чья работа связана с трудоустройством граждан с ограниченными возможностями.
Все остальные корпорации, предприятия и ИП обязаны делать эту ежемесячную выплату независимо от обстоятельств. При этом, отказаться платить налог компания не в праве. Законодательство подразумевает начисление штрафных санкций на такие организации. Сумма штрафа зависит от крупности бизнеса:
- Малый бизнес, ИП и частные нотариусы и юристы – 20% от неуплаченных налогов
- Средний бизнес – 30% от неуплаченного налога
- Крупный бизнес – 50% от социального налога, который был задержан.
Лазейка для отказа от уплаты социального налога есть только у индивидуальных предпринимателей. Если у него не было никаких доходов в том месяце, в котором он не делал отчисления, то он освобождается от уплаты. Важно понимать, что доход – это все средства, полученные за оказание услуг или предоставления товаров. Не стоит путать с прибылью.
Что касается самих работников, то они не несут никакой ответственности за поступление этих средств в бюджет. Соответственно, если работодатель не совершил выплату соцналога, то вопросы будут исключительно к работодателю и никак не коснутся трудящегося.
Социальный налог одинаков по каждому сотруднику компании за исключением одного варианта. Если работник является пенсионером, то организация за него не будет платить социальные отчисления. А соответственно по формуле будет не хватать одного параметра. В таком случае социальные отчисления просто не вычитаются из социального налога, и он в полном размере отправляется в казну. Таким образом при заработной плате в 200 тысяч тенге именно соцналог составит 17 100 тенге.
По упрощенной системе налогообложения отчисления социального налога несколько отличаются. Мало того, что он платится раз в полгода, так еще и всего 1,5% от дохода каждого сотрудника, в том числе и руководителя. Стоит отметить, что по упрощенке могут работать индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса.
Трансфертное ценообразование
В соответствии с казахстанским законодательством о трансфертном ценообразовании, налоговые органы имеют право отслеживать и корректировать цены, используемые в трансграничных и некоторых внутренних сделках, когда считается, что цены отклоняются от рыночных цен, даже если такие сделки осуществляются с несвязанными сторонами.
В случае если власти скорректируют цены, переоцененные обязательства будут включать налоги, пошлины, пени и штрафы, уплачиваемые в государственный бюджет.
Правила трансфертного ценообразования влияют на следующие операции:
- международные коммерческие сделки;
- внутренние операции, которые непосредственно связаны с международными коммерческими операциями, когда:
- продажа относится к контракту на недропользование;
- любая из сторон сделки имеет налоговые преференции; или
- одна из сторон имеет убытки за 2 года, предшествующих году совершения сделки.
Кто освобожден от налогов и отчислений? Пример заполнения в 1С
Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:
6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:
…
3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).
При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов
9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:
….
2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним
5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:
….
2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.
Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов
4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:
….
2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.
3. Из объекта налогообложения исключаются:
…
3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;
Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.
На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рассмотрен данный вопрос.
- Новости
Постановлением Правительства РК от 9 октября 2018 года № 624 внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, в том числе в постановление Правительства РК от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил исчисления и перечисления социальных отчислений». Изменения вводятся в действие с 11 октября 2018 года, за исключением отдельных положений, которые вводятся в действие с 1 января 2019 года.
С изменениями и дополнения, внесенными в Правила исчисления и перечисления социальных отчислений, предлагаем ознакомиться в сравнительной таблице.
Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.
Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.
Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.
В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.
Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.
Ставка отчислений на ОСМС вырастет в 2022 году
- Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
- В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
- Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
- Казахстан
- налоги
- налоговые изменения
- ИПН
- МЗП
Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.
Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).
Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В Декларацию вносятся следующие сведения:
- данные для исчисления индивидуального подоходного налога и социального налога;
- информация об обязательных пенсионных взносах, необходимая для их исчисления, удержания и перечисления;
- о начислении и перечислении сумм социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
Поможем собрать и сформировать отчетность в 1С. Звоните!
Приказом от 20 декабря 2020 года №1214 внесены изменения в действующий Приказ №39 от 20 января 2020 года «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления».
Данные по корректировке до 2021 года отражались исключительно в суммовых выражениях, сейчас требуется расшифровка корректировок и налоговых вычетов для физических лиц. Внесенные изменения привели форму в соответствие со следующими нормативно-правовыми актами:
- Налоговый кодекс;
- Закон РК «О пенсионном обеспечении»;
- Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Перечисление ИПН, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и обязательных взносов зависит от размера уплаченных налогов, а социальный налог имеет прямую зависимость с исчисленными социальными отчислениями.
Исключены все строки и графы, которые предполагают отражение пенсионных взносов работодателя, начисленных согласно с законодательством РК. Это изменение объясняется смещением сроков введения в действия 25-1 статьи Закона «О пенсионном обеспечении» до 1 января 2023 года, согласно которой работодатели обязаны исчислять и перечислять обязательные пенсионные взносы работодателя.
В форме появились новые строки, предназначенные для отражения взносов на обязательное социальное медицинское страхование в свою пользу за каждый месяц отчетного квартала и итоговой суммы за квартал индивидуальными предпринимателями:
- 00.012 I;
- 00.012 II;
- 00.012 III;
- 00.012 IV.
В этот список не вошли специальные налоговые режимы для хозяйств – фермерских и крестьянских, а также на основе патента и упрощенной декларации.
Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году
В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.
Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.
В форму 200.00 вносится следующая информация:
- об объектах налогообложения;
- исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
- сведения об обязательных пенсионных взносах;
- социальный налог;
- социальные отчисления;
- отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.
Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:
- в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
- в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
- в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
- в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
- приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.
Добро пожаловать на портал Ирис!
Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.
Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.
Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.
За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).
Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?
Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.
Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.
Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:
- специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
- работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента
Первый микрокредит без переплат!
Сумма: до 130 000 тенге.
-
Как избавиться от долгов
-
Карты рассрочки – в чем выгода
-
Как научиться экономить и вести семейный бюджет
-
Страхование имущества
-
Как лучше платить – карточкой или наличными
-
Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки
-
5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома
-
Ипотека по программе «7-20-25»
-
Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита
-
Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат
-
Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?
-
Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата
-
Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?
-
Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение
-
Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст
-
Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить
-
Налог на имущество физических и юридических лиц
-
Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы
-
Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка
-
Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане
-
Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане
-
Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно
-
Как защититься от коллекторов в Казахстане
-
Как получить квартиру от государства в Казахстане
-
Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане
-
Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты
-
Кредитная история: как узнать и очистить плохую?
-
Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи
Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.
Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.
Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.
В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.
Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.
Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:
- юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
- индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;
Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).
По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.
Плательщиками социального налога не являются:
- Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
- Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
- ИП, работающие на основе патента.
Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.
Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.
От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.
Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.
- В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
- Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
- По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
- Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.
По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.
Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.
Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.
По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.
Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.
Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).
Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).
-
доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);
-
компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.
- сегодня
- неделя
- месяц
Статья 27. Ставка добровольных пенсионных взносов
1. Добровольные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд вносятся вкладчиками – физическими лицами в свою пользу за счет своего дохода при заключении ими договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
2. Вкладчик добровольных пенсионных взносов вправе выбрать для уплаты добровольных пенсионных взносов единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд.
3. Вкладчиками добровольных пенсионных взносов в пользу получателя могут быть физические и юридические лица.
4. Ставка добровольных пенсионных взносов, порядок их уплаты, а также порядок пенсионных выплат устанавливаются по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
С 2019 года в Казахстане действует Единый совокупный платеж (ЕСП). Он объединяет в себе четыре обязательных вида платежа: подоходный налог, социальные отчисления, пенсионные отчисления, ОСМС.
ЕСП могут платить физические лица, которые занимаются предпринимательством без регистрации в качестве ИП, и соответствуют следующим условиям:
- уплатили ЕСП;
- нет наемных работников;
- оказывают услуги только физическим лицам или реализуют только физическим лицам сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, кроме подакцизной продукции.
Условия их применения
Отдельные типы налоговых режимов требуют наличия определенных обстоятельств для реализации. Законодатель устанавливает ряд ограничительных условий использования конкретного режима.
Патент Здесь условиями применения считают такие моменты: - ИП не пользуется трудом наемного персонала;
- уровень годового дохода не более 300 минимальных окладов (8 484 200 тенге);
- форма деятельности – личное предпринимательство;
- 2% – торговая сфера, 1 % – остальные области работы.
«Упрощенка» Законодательство закрепляет такие особенности применения механизма: - численность работников в пределах 30 чел.;
- отчисление в 3% от суммы дохода;
- предельно допустимый уровень дохода – 2044 «минималки» (57 812 496 тенге).
Фиксированный вычет Здесь основания несколько отличны от прочих режимов: - максимальный показатель наемного труда – 50 человек;
- предельный параметр дохода – 12260 «минималок» (346 761 840 тенге);
- корректировка дохода в пределах 70%;
- ставка налога – 20% к показателю чистой выручки.
Кто освобожден от налогов и отчислений? Пример заполнения в 1С
Полностью от уплаты налога освобождены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. До тех пор, пока им не исполнится 18 лет.
Другая большая группа льготников освобождена от налогов только частично. Это отдельно проживающие пенсионеры, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, “Халық қаһарманы”, “Қазақстанның Еңбек Epi”, кавалеры ордена Славы трех степеней и лица, удостоенные ордена “Отан”; матери-героини не платят налог на имущество в пределах 1 000 МРП от общей стоимости всех объектов налогообложения.
В 2018 году МРП составляет 2 405 тенге. Значит, собственность, за которую налог платить не надо, составит 2 миллиона 405 тысяч тенге. В будущем году МРП изменится. Также изменится и размер льготы. Акимы Костанайской области и ЗКО оказались злостными неплательщиками налогов
Инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, награжденные орденами и медалями СССР, ветераны тыла, не имеющие орденов и медалей, освобождены от уплаты налога в пределах 1 500 МРП (3 миллиона 607 тысяч тенге в 2018 году) от общей стоимости объектов налогообложения.
Для исчисления налога на имущество КГД принимает стоимость объектов налогообложения, определяемую по состоянию на 1 января каждого года, следующего за отчетным, государственной корпорацией “Правительство для граждан”.
Надо подтвердить свою категорию льготника. Для этого принести оригинал подтверждающего документа в районное управление государственных доходов (по налогу на транспорт – по месту жительства, по налогам на землю и имущество – по месту нахождения объекта) и предъявить документ специалисту, который внесет отметку в базу данных и сделает перерасчет налога.
Алматы
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте» с 1 января 2020 года ряд отечественных налогоплательщиков освобождены от уплаты налогов до 1 января 2023 года.
Имущества нет, а налог есть: как будут решать проблему
В соответствии с законодательством, микробизнес — это индивидуальные предприниматели с количеством работников до 15 человек и с годовым доходов до 30 тысяч МРП, то есть 79 миллионов тенге или 209,5 тысячи долларов, малый бизнес — это индивидуальные предприниматели и юридические лица с количеством работников до 100 человек и с годовым доходом до 300 тысяч МРП, то есть 795 миллионов тенге или 2,1 миллиона долларов.
Похожие записи: