Какие цели преследует камеральная налоговая проверка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие цели преследует камеральная налоговая проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Последствия камеральной проверки

По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.

Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.

После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.

При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.

Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.

Как оспорить результат камеральной проверки

В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.

Документ, послуживший основанием для подачи возражений Кто подаёт возражения Срок подачи возражений
акт налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях лицо, совершившее налоговое правонарушение в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Завершающая стадия камеральной налоговой проверки

Если налогоплательщик уделил достаточное внимание подготовке отчетности для ФНС, то фискальные органы примут ваши документы без каких-либо нареканий.

Это означает, что основания для проведения углубленной камеральной налоговой проверки отсутствуют. Следовательно, именно на этом этапе камеральная проверка в данном случае и заканчивается.

Налоговые органы в такой ситуации не составляют акта проверки, у них отсутствует обязательство уведомлять налогоплательщиков о ее завершении. Единственным исключением будет камеральная проверка по НДС, планируемому к возмещению.

Если же фискальные органы сомневаются в правильности или достоверности предоставленной документации (или у них возникли дополнительные вопросы), то это является основанием для проведения углубленной камеральной налоговой проверки.

Дальнейшие действия ФСН зависят от причин ее проведения. Иногда этот процесс осуществляется по формальным признакам — например, налогоплательщик заявляет льготы по НДС, предоставляет дополнительные разъясняющие документы и т.д.

В таком случае фискальные органы могут запрашивать у вас дополнительные пояснения, обращаться в банк для получения данных по расчетному счету. Делается это для того, чтобы убедиться в правильности и достоверности предоставленной информации или же выявить нарушения.

При обнаружении в ходе камеральной налоговой проверки ошибок, неточностей ФСН уведомляет об этом налогоплательщика и просит подтвердить заявленную информацию или предоставить корректную отчетность.

Если же причиной углубленной камеральной налоговой проверки были чисто технические ошибки, то фискальные органы попросят вернуться с пояснениями или внести корректировки.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Читайте также:  Льгота на капремонт для пенсионеров после 70 лет

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.


Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:

● простые арифметические ошибки;

● несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

● нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

● предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

● занижение выручки;

● завышение расходов;

● отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки

Есть ли нарушения, которые могут повысить вероятность удачного для налогоплательщика исхода дела? Можно обратить внимание на п.5 ст.100 НК РФ. Напомним, что данная норма устанавливает ограниченный период для вручения акта КП проверяемому лицу. На это отведено 5 дней после составления документа.

Такое нарушение может являться существенным в зависимости от обстоятельств дела. В первую очередь, судебные органы обычно проверяют, надлежащему ли лицу передан акт камеральной проверки.

В качестве примера можно изучить документ ФАС Уральского округа, который при рассмотрении спора с ИФНС пришел к заключению, что акт камеральной налоговой проверки налоговики передали не самому проверяемому лицу, а его структурному подразделению (филиалу) — это грубое неисполнение требования закона, что повлекло отмену решения по КП. (Постановление № Ф09-11206/06-С1 от 19 декабря 2006 года).

Как следует из этого и других судебных споров, существенность такого игнорирования сроков зависит в основном от того, были ли приняты налоговиками меры к извещению проверяемого о дате и месте рассмотрения дела, а также имел ли он возможность представить свои возражения в срок.
Так, можно обратить внимание на решение по делу о налоговом споре ФАС Северо-Кавказского округа. В этом процессе было установлено, что ИФНС направила акт КП почтой, пропустив при этом пятидневный срок (Постановление № Ф08-1546/2016 от 07 апреля 2016 г.).

Ранее ВАС РФ уже разъяснял, что инспектор ФНС при направлении акта проверки почтой тоже обязан соблюдать пятидневное ограничение (п.29 Постановления Пленума № 57 от 30 июля 2013 года).
Однако по данному спору налоговики оформили акт камеральной налоговой проверки 29 октября 2014 года, а направили почтой только 5 ноября того же года. Налогоплательщик получил отправление 7 ноября, при этом рассмотрение дела было назначено только на 15 декабря.

В результате суд пришел к выводу, что такое нарушение фактически не является достаточным поводом для отмены вынесенного ИФНС решения. Оно, по мнению суда, не лишило проверяемого права на заявление возражений на акт камеральной проверки, так как тот имел для этого время с 7 ноября до 15 декабря 2014 г.

Какие данные могут быть истребованы в ходе камеральной проверки

В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов.

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования.

Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика.

Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.

Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки.

Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога:

— уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

— срок проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В течение трех месяцев инспекторы проверяют:

  • полноту и своевременность предоставления отчетности;
  • правильность оформления отчетности;
  • правильность исчисления налоговой базы;
  • обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;
  • арифметическую правильность расчетов сумм налога.
Читайте также:  Штраф за двойную сплошную 2023

Порядок проведения камеральной проверки

Инспекторы откроют камеральную проверку на следующий день после предоставления налоговой отчетности в надзорный орган.

Приведем пример того, что вправе делать инспекторы на проверке. В основном это касается проверок юридических лиц. Итак, при проверке сотрудник ИФНС вправе:

  • запрашивать документы, пояснения или уточнения;
  • производить выемку документов;
  • опрашивать контрагентов и свидетелей;
  • проводить экспертизу и осматривать офисы и помещения налогоплательщика.

Камеральная проверка условно состоит из двух этапов:

  1. Автоматизированный контроль.
  2. Углубленная проверка.

Подводя итог, можно выделить несколько важных пунктов.

1. Камеральная ревизия — обязательный этап перед получением налогового вычета. Итог контрольных мероприятий напрямую зависит от того, какую сумму вы получите.

2. Срок проведения контрольных мероприятий изменить нельзя. Этот срок строго регламентирован.

3. Ревизии подвергаются все поданные документы всех налогоплательщиков.

4. 3-НДФЛ нужно подавать за каждый налоговый период по соответствующей форме.

5. Для увеличения времени проверочного процесса должны быть веские причины. Просто так никто не будет задерживать камеральный контроль. Это прописано в Регламенте ФНС.

6. Решение по результатам можно оспорить. Порядок оспаривания такой: сначала через вышестоящий налоговый орган, затем через суд.

Сколько проверяют 3-НДФЛ, зависит от формы отчетности и от статуса налогоплательщика — физлицо или юрлицо. Помните, в каких случаях данное мероприятие может затянуться, и чем чревато неверное заполнение документов.

Законные сроки всех процедур «камералки»

Процедура камеральной проверки налогов длится 3 месяца с момента подачи декларации в налоговую службу. Также нередко встречается завершение проверки до истечения допустимого срока.

Важно помнить, что налоговая служба имеет право назначить проведение дополнительных проверок, указанных в п.6 ст. 101 НК РФ, что автоматически увеличивает срок проведения камеральной проверки на один месяц.

В случае нарушения сроков камеральной проверки, вы не сможете это использовать как основание для отмены решения.

Ошибки при сдаче отчетности

Нередко налогоплательщики совершают ошибки при сдаче отчетности в налоговую службу. Ошибки могут быть общими и специфическими по отношению к каждому виду отчетности.

Общие ошибки:

  • Указание неправильного отчетного периода или места предоставления отчетности. Это связано с тем, что период и место предоставления отчетности указываются кодом, который может отличаться для каждого вида.
    Например декларация по НДС и налогу на прибыль имеет одинаковый код первого квартала — 21. При этом подача декларации за полугодие в декларации по НДС сопровождается кодом 22 — второй квартал, а декларация на прибыль — 31,т.е. полугодие;
  • Несвоевременная доплата налогов и пени при подаче уточненной декларации, которая грозит штрафом.

К специфическим ошибкам можно отнести следующие:

  • При составлении декларации по НДС совершаются ошибки в указании номера счета-фактуры, данных контрагента, неправильно пишут код вида операции;
  • При оплате ежемесячных или ежеквартальных налогов совершаются ошибки в строках 210-230 и 290-310 на листе 02;
  • Также нередко совершаются ошибки при подаче декларации 6-НДФЛ. Часто ошибочно указываются доходы физлиц, которые не облагаются налогами. Также в строке 070 прописывают начисленные, но ещё не подлежащие удержанию налоги.

Ход камеральной проверки

Проверка осуществляется на основе предоставленной декларации и сопровождающей ее обосновывающей документации, при этом нет никакой связи с какими-либо событиями, основаниями. Никакого письменного сообщения налогоплательщику о начале камеральной проверки не направляется.

Письменного решения или иного документа для начала проведения камеральной проверки не требуется, инспекторы проводят ее самостоятельно без какого-либо приказа свыше.

Если проверяющим лицом устанавливаются какие-то нарушения, то проводится камеральная проверка с истребованием документации первичного характера у плательщика. В 5-ти дневный срок предлагается физлицу пояснить выявленные несоответствия, предоставить дополнительные сведения, а также внести корректировки. Камеральщик может связаться с налогоплательщиком с помощью указанного в 3-НДФЛ телефона или направить письменное требование о предоставлении какой-либо дополнительной информации.

Сама процедура частично автоматизирована – поступивший бланк 3-НДФЛ проходит проверку специализированной программой, которая на основе проведенного тестирования выявляет арифметические ошибки, противоречия показателей и нестыковки данных. Машина не может определить все возможные ошибки в показателях декларации, ее возможности имеют свои границы, а потому после машинной проверки за дело берутся камеральщики.

Информация о том, как именно проводится камеральная проверка, является закрытой. Никаких точных данных о методах и приемах, применяемых в ходе данной процедуры камеральщиками, налоговой не раскрывается.

В ходе процедуры инспекторы выявляют случаи занижения базы для вычисления налога путем логической проверки указанных цифровых показателей в полях декларации. Сведения из декларации сопоставляются с иной информацией, получаемой из предыдущих отчетов, внешних источников.

По факту проведенной камеральной проверки формируется список плательщиков, в отношении которых будет осуществлена выездная проверка.

Длительность на практике

Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.

По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.

Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:

  • качества заполнения этой декларации;
  • отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Читайте также:  Размер корректирующего коэффициента К2

Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки не предусмотрено. Порядок оформления результатов зависит, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями.

Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе — проверка завершена [30].

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику (письмо с требованием) и требуется представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ) (Приложение Г).

Особенности проведения камералки

Итак, камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог).

Далее проводится сверка контрольных соотношений, анализируется следующая информация:

— представил ли налогоплательщик декларации в установленные сроки (подп. 4, 5 п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ);

— соответствие показателей представленной отчетности и иных документов и сведений, имеющихся у налогового органа, соответствуют друг другу, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Углубленные камеральные проверки включают проведение различных мероприятий налогового контроля, которые осуществляются в следующих случаях:

— если в ходе проверки контрольных соотношений налоговый орган выявил какие-либо противоречия, несоответствия между представленной налоговой отчетностью и иными сведениями, документами, при этом налоговый орган запрашивает у налогоплательщика пояснения или требует внести изменения в отчетность, так как обнаружил противоречия между этой отчетностью и уже имеющимися у него документами (п. 3, п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

— при предоставлении налогоплательщиком отчетности по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57);

— если организация (индивидуальный предприниматель) представила отчетность, в которой заявлены налоговые льготы. При этом налоговый орган запрашивает у налогоплательщика пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, или истребует документы, подтверждающие право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

— при подаче налогоплательщиком декларации по налогу, связанному с использованием природных ресурсов, при этом истребуются соответствующие документы (п. 9 ст. 88 НК РФ).

При получении сообщения о выявленных ошибках, противоречиях и (или) несоответствиях (п. 3 ст. 88 НК РФ) у налогоплательщика есть два варианта действий:

— либо внести изменения в отчетность и представить в ИФНС уточненную декларацию (расчет) в установленный срок — пять рабочих дней в случае обнаружения в отчетности факта (фактов) неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате (п. 1, 7 ст. 81, п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ), представить пояснения к уточненной отчетности (подп. 7 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ);

— либо представить пояснения с приложением подтверждающих документов (п. 3, 4 ст. 88 НК РФ) в случае, если оснований для подачи уточненной декларации (расчета — п. 7 ст. 81 НК РФ) нет (приложение к письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Представлять пояснения можно в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) через оператора электронного документооборота (приложение к письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

В ходе углубленной камеральной проверки налоговики могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля (ст. 86, 90—97 НК РФ), которые длятся по общему правилу не более одного месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ):

— истребовать документу у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика (ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, от 02.05.2007 № 03-02-07/1-209, постановления ФАС Московского округа от 03.08.2009 № КА-А40/7052-09). Налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

— допрос свидетелей;

— назначение экспертизы (письмо ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 (п. 5), постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2014 № А56-60380/2013);

— привлечение специалиста, переводчика;

— выемка документов (подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2008 № А69-1860/08-8-Ф02-6399/08);

— осмотр помещений, территорий, документов и предметов на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку, утвержденную руководителем налогового органа (его заместителем) (п. 1 ст. 92 НК РФ) (письмо Минфина России от 30.04.2015 № 03-07-11/25178):

Итак, документы, которые налоговики получают или оформляют в ходе мероприятий налогового контроля, являются частью материалов налоговой проверки, на основании которых принимается решение по итогам камеральной проверки.

Обратите внимание!

Налоговые органы не могут ссылаться при принятии решения по итогам проверки на полученное в ходе мероприятия налогового контроля доказательство, если:

— допущены нарушения установленной процедуры проведения мероприятия налогового контроля;

— проведение данного мероприятия не допускается в рамках камеральной проверки.

Тем не менее использование доказательств, которые получены с нарушением закона, не является безусловным основанием для отмены решения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2013 № А10-4210/2012).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *