Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.

Комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ

Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);

б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);

г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);

д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);

е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);

ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители;

3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;

5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;

6) главные государственные инспекторы труда;

7) старшие государственные инспекторы труда;

8) государственные инспекторы труда.

Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках.

При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).

С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

Материальная ответственность за нарушение требований охраны – это возмещение работником ущерба, причиненного работодателю, в результате нарушений требований охраны труда.

Например, к данному виду ответственности могут быть подвергнуты работники, если нарушенные ими инструкции по охране труда и правила безопасной эксплуатации машин, оборудования повлекло за собой порчу имущества работодателя.

Привлечь к материальной ответственности работника можно, если:

— работник совершеннолетний;
— работодатель получил явный фактический ущерб;
— работник бездействовал либо проявлял незаконные действия;
— доказана вина работника в нанесении ущерба работодателю.

Работника, допустившего причинение ущерба, могут обязать возместить материальный ущерб как в полном объеме или частично, когда от гражданина требуется компенсировать сумму, не превышающую его среднемесячной заработной платы.

Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.

Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.

Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.

К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.


Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?

Есть три варианта развития событий:

1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.

2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.

3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.

Дисциплинарная и материальная ответственность

Меры дисциплинарной и материальной ответственности характеризуются одной важной особенностью: при необходимости они могут быть применены как в отношении сотрудников, так и в отношении работодателей.

Дисциплинарная ответственность в большинстве случаев применяется в отношении сотрудников, которые нарушили установленные правила внутреннего распорядка. Решение о назначении той или иной меры принимается руководителем организации либо иными уполномоченными лицами. Законодательные нормы устанавливают только три санкции дисциплинарной ответственности, а именно – замечание, выговор и увольнение. Последний вид наказания, как правило, применяется работодателем только в исключительных ситуациях.

Что же касается должностных лиц, в их отношении разнообразие мер дисциплинарной ответственности может быть расширено. Например, при совершении тех или иных нарушений должностное лицо может быть принудительно отстранено от исполнения своих профессиональных обязанностей на конкретный временной период.

Если говорить о материальной ответственности, следует отметить, что, в случае ее наступления, в отношении сотрудника будут установлены обязательства по компенсации причиненного работодателю ущерба. Размер этой компенсации должен быть равен размеру зафиксированного вреда.

Сама процедура установления материальной ответственности требует от работодателя соблюдения всех действующих норм. Кроме того, особое внимание ему необходимо будет обратить на следующие нюансы:

  1. Сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности только в случае выполнения работодателем условий, которые были зафиксированы в официальном порядке. Перечень таких условий представлен в положениях трудового законодательства, а именно – в статье 233 ТК РФ.
  2. Что касается установления непосредственной суммы компенсации, здесь необходимо помнить, что действующими нормами были разработаны максимальные, а также минимальные значения для сохранения интересов не только работодателя, но и самого сотрудника.
  3. И, наконец, отдельно следует упомянуть о документальном оформлении материальной ответственности. Для установления официальных обязательств по предоставлению компенсации у директора на руках должны иметься все необходимые доказательства факта вины конкретного служащего. В случае отсутствия таких доказательств, сотрудник сможет легко оспорить примененные к нему санкции.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ

Квалификация правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ, необходимо установление факта допуска работника к выполнению им трудовой функции лицом, не имеющим на это полномочий, то есть действующим без ведома или поручения работодателя или уполномоченного на это его представителя (части третья и четвертая статьи 16, часть вторая статьи 67.1 ТК РФ).

Уполномоченный представитель работодателя. К числу уполномоченных представителей работодателя следует относить лиц, наделенных полномочиями по найму работников в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора, а также иным способом, выбранным работодателем.

Объективная сторона правонарушения. Неотъемлемым элементом объективной стороны состава данного административного правонарушения является отказ работодателя (или его уполномоченного представителя) в признании отношений, возникших между ним и лицом, фактически допущенным к работе, трудовыми (незаключение с лицом, фактически допущенным к работе, трудового договора).

При этом судьям следует иметь в виду, что административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку оно будет окончено с момента отказа работодателя признать в качестве трудовых отношения, возникшие между ним и работником, фактически допущенным к работе не уполномоченным на это лицом (см. п. 9 Постановления).

Подведомственность споров об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства

Ряд проблем в правоприменительной деятельности вызывают вопросы подведомственности дел об оспаривании постановлений о наложении административных наказаний на юридических лиц за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Здесь также можно привести примеры из судебно-арбитражной практики, отличающиеся по трактовке одних и тех же норм законодательства.

Предприниматель Пронькин В.А. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной инспекции труда в Рязанской области от 25.11.2002 N 03-04-20/10-02 о привлечении его к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда первой инстанции от 27.12.2002 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.02.2003 определение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа Постановлением от 15.04.2003 названные судебные акты оставил без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел данное дело в порядке надзора и указал следующее.

Государственной инспекцией труда в Рязанской области проведена проверка выполнения требований трудового законодательства предпринимателем Пронькиным В.А. и выявлено несоблюдение им срока расчета при увольнении двух работников, в связи с чем составлен протокол от 19.11.2002 N 03-04-20/10-02 о нарушении законодательства о труде и принято Постановление от 25.11.2002 о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 4500 руб. на основании ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Как следует из совокупности приведенных норм, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда. Субъектом ответственности выступает должностное лицо, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не являются для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относятся к вопросам ее внутренней организации.

Выступая работодателем, предприниматель Пронькин В.А. выполнял в отношении нанятых им работников функции и обязанности, присущие должностному лицу и предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, он привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

В связи с изложенным все судебные акты, состоявшиеся по данному делу, были оставлены без изменения .

Постановление Президиума ВАС РФ от 04.11.2003 N 8908/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3. С. 22.

Казалось бы, данное Постановление Президиума ВАС РФ полностью решает вопросы подведомственности, указывая на то, что жалобы юридических лиц на постановления о привлечении к ответственности по ст. 5.27 подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции и не могут приниматься арбитражными судами к рассмотрению.

Вместе с тем в некоторых случаях арбитражные суды рассматривают данные дела и выносят по ним решения.

Так, в частности, индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Лебедева Галина Александровна (далее — предприниматель Лебедева Г.А.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной инспекции труда в Омской области (далее — инспекция труда) о признании незаконным и отмене Постановления N от 04.04.2007 24/8 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Читайте также:  Экономия на коммуналке: как отключить услуги, которые не используются

Определением от 04.05.2007 Арбитражного суда Омской области производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В кассационной жалобе предприниматель Лебедева Г.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, просит определение от 04.05.2007 отменить и направить дело в Арбитражный суд Омской области для рассмотрения по существу.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция труда не соглашается с доводами кассационной жалобы предпринимателя, считает их несостоятельными, а определение арбитражного суда о прекращении производства по делу — законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Считает, что данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку предприниматель Лебедева Г.А. привлечена к административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства, не касающихся ее экономической деятельности.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что определение о прекращении производства по делу подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, 04.04.2007 государственным инспектором труда Т.Ф. Люшкиной в отношении предпринимателя Лебедевой Г.А. составлен протокол N 24/6 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что в нарушение ст. 67 Трудового кодекса РФ предпринимателем не были заключены трудовые договоры с работниками в письменном виде.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором труда Т.Ф. Люшкиной вынесено Постановление от 04.04.2007 N 24/8, согласно которому предприниматель Лебедева Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.

Не согласившись с указанным Постановлением, предприниматель Лебедева Г.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Прекращая производство по делу, арбитражный суд исходил из того, что данный спор возник из трудовых правоотношений и подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку основанием для привлечения предпринимателя к ответственности послужило нарушение ею норм трудового законодательства.

Часть 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таблица штрафов и других взысканий

Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2019 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.

Нарушение Штраф, тыс. руб.
ИП Должностное лицо Юридическое лицо
Не подписан трудовой договор 5-10 10-20 50-100
Неправомерное заключение договора гражданско-правового характера 5-10 10-20 50-100
Неправильное оформление трудового договора (кроме условий оплаты труда) 5-10 10-20 50-100
Неверное ведение трудовых книжек 1-5 1-5 30-50
Неправильное оформление увольнения при ликвидации или сокращении штата 1-5 1-5 30-50
Увольнение с нарушениями 1-5 1-5 30-50
Нарушение привлечения водителей к сверхурочной работе 1-5 1-5 30-50
Ошибочно оформлена сверхурочная работа членов экипажей воздушных судов 1-5 1-5 30-50
Нарушение времени отдыха водителя 3-4 3-4 30-40
Неверный порядок привлечения к сверхурочной работе лиц в возрасте до восемнадцати лет 1-5 1-5 30-50
Превышение нормы рабочего времени 1-5 1-5 30-50
Нет междусменного отдыха у работника, кроме водителей 1-5 1-5 30-50
Привлечение к работе женщин с детьми в выходные и праздничные дни 1-5 1-5 30-50
Неверный порядок привлечения к сверхурочной работе 1-5 1-5 30-50
Неправомерное привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время 1-5 1-5 30-50
Утверждена превышающая норма ежедневной работы 1-5 1-5 30-50
Ошибка в ведении учета рабочего времени 1-5 1-5 30-50
Не ведется табель 1-5 1-5 30-50
Не оформляется дополнительный отпуск 1-5 1-5 30-50
Водителю не дают выходные дни 3-4 3-4 30-40
Работнику не дают выходные дни 1-5 1-5 30-50
Нет времени для отдыха и обогрева 1-5 1-5 30-50
Нарушение предоставления отпуска 1-5 1-5 30-50
Нет времени для отдыха и питания 1-5 1-5 30-50
Ошибка в утверждении графика отпусков 1-5 1-5 30-50
Невыплата заработной платы 1-5 10-20 30-50
Оклад ниже МРОТ 1-5 10-20 30-50
Неправильная оплата за работу в выходные и праздничные дни 1-5 10-20 30-50
Не полностью выплачивают заработную плату 1-5 10-20 30-50
Не оплачивают сверхурочную работу 1-5 10-20 30-50
Несвоевременный расчет при увольнении 1-5 1-5 30-50
Перечисление отпускных с задержкой 1-5 1-5 30-50
Не полностью оплачивают работу в ночные часы 1-5 10-20 30-50
Нет точной даты выплаты зарплаты 1-5 1-5 30-50
Зарплату выплачивают позже установленной даты 1-5 1-5 30-50
Не выдают расчетные листки 1-5 1-5 30-50
Нет оплаты выходного пособия по ст. 178 ТК РФ 1-5 10-20 30-50
Не производят оплату за время прохождения обязательного медосмотра 1-5 10-20 30-50
Неправильное оформление дисциплинарных взысканий 1-5 1-5 30-50
Работник приступил к работе без проверки знаний по охране труда 15-25 15-25 110-130
Работник трудится без обязательных медосмотров 15-25 15-25 110-130
Нет СИЗ 20-30 20-30 130-150
Нет СИЗ, не отнесенных ко 2 классу 20-30 20-30 130-150
Не соблюдаются требований охраны труда 2-5 или предупреждение 2-5 или предупреждение 50-80
Сотрудник работает при наличии медицинских противопоказаний 15-25 15-25 110-130
Не соблюдаются требования к организации труда инвалидов 2-5 2-5 60-80
Нет предварительных и(или) периодических медицинских осмотров 15-25 15-25 110-130
Неправильно оформлены документы по охране труда 2-5 2-5 60-80
Запрет заемного труда 1-5 1-5 30-50
Несоблюдение коллективного договора 2-4
Нежелание заключать коллективный договор 1-3
Неправомерный отказ от подписания коллективного соглашения 3-5

Что считается нарушением

Любое пренебрежение правилами ТК РФ станет нарушением. Выделяют такие группы неправомерных действий, которые совершают работодатели:

  1. На этапе приема на работу сотрудников: неправомерный отказ от заключения договора, отказ от оформления договора при фактическом допуске к работе, оформление договора ГПХ вместо соглашения по ТК РФ.
  2. Допускаемые в ходе работы, в том числе: отказ в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска более двух лет подряд, пренебрежение порядком выплаты зарплаты, отказ от оплаты сверхурочной работы, занижение выплат, отказ в предоставлении расчетных листков, предоставление специальных гарантий, предусмотренных для отдельных групп сотрудников, например, предпенсионеров, молодых родителей или инвалидов.
  3. На этапе расторжения договора, в числе которых: безосновательное наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения, непредоставление вовремя документов, невыплата или опоздание с выплатой окончательного расчета, неправильное оформление записи в трудовую книжку.

Какая ответственность предусмотрена за дискриминацию работников?

Все работники, выполняющие одинаковую работу, имеют право на равную оплату труда. Работодатель не вправе устанавливать за одинаковую работу разную оплату по причинам дискриминационного характера, связанных с:

  • полом;
  • возрастом
  • национальностью
  • вероисповеданием и т.д.

При выявлении фактов дискриминации работодателю грозит ответственность по ст.90 КоАП РК.

Таблица 3. Штрафы за дискриминацию в сфере труда (ст.90 КоАП РК).

Вид нарушения

Штрафы (МРП)

Должностные лица

Малый бизнес

Средний бизнес

Субъекты крупного предпринимательства

1

Установление неравной оплаты за равный труд

30

30

60

100

2

Повторное нарушение

60

60

80

120

3

Размещение вакансий с указанием дискриминирующих требований к соискателю

15

30

50

100

4

Повторное нарушение

30

50

100

200

Чем грозит нарушение в сфере заключения коллективных договоров?

Многие нюансы, связанные с оплатой труда, предоставлением отпусков, режимом работы и прочими вопросами регулируются коллективным договором между работодателем и работниками. Поэтому этот документ имеет важное значение в вопросе защиты прав работников. За нарушения в этой сфере работодатель несет ответственность по ст.97 КоАП РК. При этом штраф накладывается не на организацию, а непосредственно на виновное уполномоченное лицо. Ответственность предусмотрена за следующие нарушения:

  • уклонение от участия в переговорах по заключению договора -400 МРП
  • необоснованный отказ от заключения договора -400 МРП;
  • невыполнение (нарушение) обязательств по договору -400 МПР;
  • коллективных переговоров и контроля за выполнением условий договора -80 МРП.
Читайте также:  Что делать, если отец не платит алименты

Кто может быть привлечен к ответственности

За несоблюдение норм трудового законодательства к несению санкций могут быть привлечены различные лица (включая, но не ограничиваясь):

  1. Организация-работодатель, выступающая как юридическое лицо в соответствующих правоотношениях.
  2. Непосредственно сам трудящийся.
  3. Государственные инспекторы в сфере труда (стат. 364 ТК РФ).
  4. Руководители предприятий-работодателей (стат. 362 ТК РФ).
  5. Стороны, принимающие временно направленных в целях осуществления деятельности к ним лиц от иных работодателей (стат. 341.5. ТК РФ).
  6. Члены коллективов бригад (стат. 245 ТК РФ).
  7. Руководители структурных подразделений компании-работодателя, их заместители (стат. 195 ТК РФ).
  8. Участники коллективных переговоров (стат. 37 ТК РФ).

Работодатель как субъект трудового права

Согласно ст. 20 ТК, работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Трудовая правосубъектность юридического лица наступает с момента регистрации.

После регистрации в качестве юридического лица организация может принимать на работу работников, осуществлять предусмотренные учредительными документами виды деятельности.

Работодатели — физические лица делятся на две категории: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации или лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (работодатели — индивидуальные предприниматели); 2) физические лица, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Трудовая правосубъектность работодателя — физического лица возникает, по общему правилу, по достижению 18-летнего возраста, при условии наличия у него гражданской дееспособности в полном объеме или ранее этого возраста — со дня приобретения им гражданской дееспособности в полном объеме.

Трудовая правосубъектность работодателя — физического лица может также возникать у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при условии наличия у них собственного заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей), которые в таких случаях несут дополнительную ответственность по обязательствам несовершеннолетнего работодателя — физического лица.

Основные права и обязанности работодателя закреплены в ст. 22 ТК.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами.

Это могут быть как руководитель организации, так и коллегиальный исполнительный орган организации.

Особенности регулирования их труда установлены гл. 43 ТК.

Права и обязанности руководителя организации определяются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность работодателя (гл. 38 ТК) и дисциплинарная ответственность руководителя организации (ст. 195 ТК).

Кроме того, КоАП РФ ст. 5.27-5.34, 5.42, 5.44, 14.23, 18.10, 18.15, 18.16 установлена административная ответственность, а УК РФ ст. 143, 145, 145.1 установлена уголовная ответственность.

Примеры действий, за которые работодатель несет ответственность

В целом, спектр возможных ситуаций, каковые могут предусматривать ответственность за нарушение норм трудового права, является крайне широким. Далее будет приведен перечень наиболее распространенных нарушений, которые могут повлечь за собой применение к работодателю различных санкций зависимо от вида ответственности. Например, незаконным может считаться:

  • Невыплата или

    задержка зарплаты. Более подробно о ней можно прочитать в отдельной статье.
  • Незаконное увольнение. Если трудящийся был неправомерно уволен, работодатель привлекается к материальной ответственности и административной, а в некоторых случаях в отношении отдельных категорий граждан – и к уголовной.
  • Нарушение режима труда и отдыха. Несоблюдение законодательных требований, связанных с графиком рабочего дня и недели, предоставлением обеденных перерывов и отпусков также может повлечь за собой негативные последствия.
  • Дискриминация. Любое проявление дискриминации, как в наличествующих трудовых взаимоотношениях, так и при приеме на работу является недопустимым и преследуется по закону.
  • Отказ в трудоустройстве. В случае неправомерного отказа в приеме на работу соискателя, работодатель может понести ответственность за свои незаконные действия.
  • Неоформление трудового договора. Ведение фактических трудовых взаимоотношений без их документарного оформления предполагает привлечение работодателя к ответственности за неоформление трудового договора.
  • Непредоставление социальных гарантий. Государство обеспечивает всех трудящихся определенным набором социальных гарантий, а некоторые категории работников также обладают правом на получение дополнительных льгот и преференций, отказ в предоставлении которых повлечет за собой ответственность.
  • Несоблюдение санитарных и гигиенических нормативов, строительных правил и правил по охране труда. Если работодатель будет уличен в данных действиях в ходе проверки контролирующих органов или по жалобе работника или третьего лица, он может быть привлечен к ответственности.
  • Неуплата налогов и положенных сборов. Работодатель как субъект хозяйствования является также и субъектом налогообложения, равно как и налоговым агентом для своих трудящихся. Соответственно, за неуплату налогов также могут быть наложены санкции.
  • Несоблюдение положений локальных нормативных актов. Несмотря на то, что локальные документы принимаются самим работодателем и имеют внутренний характер, действуя только в рамках предприятия, за их несоблюдение работодатель несет ответственность, как и за нарушение условий коллективного договора.

Работник может обратиться по нескольким адресам, чтобы восстановить нарушенные работодателем права. С этой целью в компаниях создаются специальные первичные профсоюзные организации, а также комиссии, занимающиеся трудовыми спорами.

На профкомы возлагают обязанность защиты интересов каждого сотрудника, что же касается КТС – они рассматривают отдельные обращения работников, которые оспаривают неправомерные действия работодателей.

Но что делать, если таких вот спец. органов в организации не создано, или же когда рассмотренное ими обращение не принесло ожидаемых результатов? Ко всему прочему, у уволенных сотрудников по вполне понятной причине нет фактической возможности направлять обращение профкому либо КТС.

Но и в данном случае есть выход – можно направить жалобу на работодателя в следующие инстанции:

  • трудовую инспекцию;
  • прокуратуру или правоохранительную структуру;
  • судебные органы.

Важно! Направляя жалобу, следует понимать, что такие действия не могут быть анонимными. Поступившие в государственные органы обращения, не позволяющие идентифицировать заявителя, по правилам не рассматривают. Поэтому по таким заявлениям какие-либо действия не проводятся, даже если в документе говорится о реальных нарушениях. Подготавливая жалобу на работодателя, сотруднику придется действовать открыто – от собственного имени.

Развитие правового регулирования противодействия коррупции в трудовых отношениях (Зайков Д.Е.)

Безусловно, сложно объяснить ситуацию, при которой в организации, подведомственной Министерству обороны Российской Федерации, к коррупционно опасным наравне с должностями ее руководителя, его заместителя и главного бухгалтера отнесены десятки должностей, включая руководителей практически всех возможных ее подразделений, юрисконсульта, бухгалтера, экономиста, начальника склада, инспектора по охране труда и технике безопасности и др. А в организации, подведомственной, например, Министерству экономического развития Российской Федерации, к коррупционно опасным должностям отнесены только должности ее руководителя, его заместителя и главного бухгалтера.

Категория: Ответственность за нарушение трудового законодательства

Подробнее>>

18.08.2017


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *