3.4. Постоянное (бессрочное) пользование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.4. Постоянное (бессрочное) пользование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Между тем в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Переоформление права бессрочного пользования на право аренды

Для того, чтобы переоформить право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды нужно сначала подать заявление в орган местного самоуправления. Вместе с заявлением потребуется предоставить комплект документов, перечисленных выше.

Куда обращаться – зависит от того, в чьей собственности находится участок.

Собственник

Ведомство

Государство

Территориальное управление Росимущества субъекта РФ

Регион (край, республика)

региональное Министерство по управлению госимуществом

Муниципальное образование

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации

Правовые основания переоформления и вопрос сохранения права

Земельное законодательство, закрепив в Федеральном законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (далее — Вводный закон) требование о необходимости переоформления юридическими лицами рассматриваемого права до 1 января 2006 года, не определило последствий невыполнения этого требования. У землепользователей сразу же возникают вопросы в отношении перспектив сохранения данного титула :

Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Вопрос нагнетается и опасениями землепользователей, связанными с ситуацией по аналогичному, в некоторой степени, праву хозяйственного ведения в период введения в действие Гражданского кодекса РФ. Передача имущества на праве хозяйственного ведения частным организациям соответствовала действовавшему ранее законодательству (ст. 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»). Однако со вступлением в силу части первой Гражданского кодекса РФ применение права хозяйственного ведения было ограничено. Так, в соответствии со ст. 294 и 299 ГК РФ обладать имуществом на праве хозяйственного ведения могут лишь государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8, а также пунктами 11, 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было специально разъяснено, что за акционерным обществом не может быть признано право полного хозяйственного ведения. Таким образом, принятие Гражданского кодекса создавало ситуацию, при которой организации как бы автоматически лишались права полного хозяйственного ведения на находящееся у них имущество.

  • прекратится ли он автоматически без возможности переоформления на другие титулы в преимущественном порядке;
  • сохранится ли без ограничений лишь при наличии на участке надлежащим образом оформленных на праве собственности зданий, строений или сооружений;
  • будет ли принудительно переоформлен в аренду;
  • будет ли принудительно переоформлен в собственность;
  • сохранится ли без ограничений;
  • повлечет ли сохранение права (как до 1 января 2006 г., так и после) невыгодные для землепользователя условия.

Ответы на эти вопросы следует выводить из действующего законодательства, а также судебной практики по схожим ситуациям, поскольку непосредственная практика появится лишь после 1 января 2006 года. Согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. С другой стороны, в соответствии со ст. 3 Вводного закона юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и местного самоуправления) обязаны переоформить данное право на право аренды или приобрести участки в собственность до 1 января 2006 года . Таким образом, из смысла приведенных норм в их системной взаимосвязи следует вывести положение, закрепляющее возможность гарантированного сохранения права постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам лишь до 1 января 2006 года; физическим же лицам — бессрочно.

Как проходит переоформление постоянного бессрочного пользования земельным участком

На основании ФЗ №137 была принята упрощенная схема переоформления ПБП, которой должен придерживаться каждый землепользователь:

  1. Заявка подается к собственнику участка, т. е. в местный муниципалитет или госорган с просьбой о предоставлении земли в собственность (в другом случае в аренду). Вместе с ней подаются и другие бумаги.
  2. Собственник земли рассматривает прошение и принимает решение: предоставить возможность переоформить ПБП или отказать заявителю. Если решение положительное, то собственник оформляет проект договора купли-продажи и высылает его землепользователю с предложением о заключении.
  3. Землепользователь заключает с собственником договор купли-продажи. Он обязан рассмотреть проект, подписать или отклонить предложение. Если он отклоняет проект договора, то составляет протокол разногласий и отправляет его собственнику, последний рассматривает отказ. Если стороны не смогут прийти к согласию по поводу текста договора, то вопрос им придется решать в судебном порядке. В другом случае, если собственник уклонится от ответственности и не вышлет проект соглашения, то землепользователь вправе обратиться с жалобой в суд.
  4. После сбора необходимых документов землепользователь оформляет право собственности.

Но ситуация может складываться и иначе, − у землепользователя отсутствуют бумаги на землю.

Поэтому перед тем, как сделать переоформление постоянного бессрочного пользования земельным участком потребуется:

  • запросить выписку о том, что земля в свое время была передана в бессрочное пользование, например, дачному кооперативу, членом которого является заявитель;
  • сделать межевание участка и поставить его на кадастровый учет;
  • подать заявление к собственнику земли и получить от него разрешение на переоформление ПБП;
  • с пакетом необходимых документов обратиться в Росреестр.

Комментарии к ст. 45 ЗК РФ

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Читайте также:  Как рассчитать срок исковой давности?

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Как выкупить землю из постоянного бессрочного пользования юридическому лицу?

Переоформление права бессрочного пользования участком проводится за четыре последовательных этапа. Для некоторых организаций законом предусмотрен предельный срок, когда они должны выкупить землю (до начала 2024 года), иначе им грозит штраф. Данное правило обозначено в п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. Производится выкуп по следующим правилам.

  1. Нужно собрать комплект документации на землю и недвижимость, расположенную на ней. Эти бумаги прикладывают к заявлению и направляют либо в местный муниципалитет, либо в орган гос. власти (зависит от формы собственности на участок). На рассмотрение ходатайства дается месяц.
  2. Чтобы оформить право собственности, юридическое лицо должно выкупить надел у органов власти. Стоимость сделки определяется ведомством, к которому относится конкретная территория.
  3. Когда уполномоченный орган рассмотрит заявление, выносится распоряжение о переоформлении. Данный документ направляют заявителю. В нем подтверждается, что на определенный участок переоформляется право использования на право собственности.
  4. Получив распоряжение, надо составить ходатайство в Росреестр. Заявление о гос. регистрации права собственности направляется через МФЦ или напрямую в управление Росреестра.

Что такое бессрочное постоянное пользование

По своей сути: постоянное бессрочное пользование — это аренда.

Как известно, при СССР частной собственности на землю не было, была только государственная собственность. Поэтому земля, предоставленная на таком виде права находится в собственности государства, а не в собственности гражданина. Значит, это право подразумевает не настоящую собственность, а только лишь пользование. То есть совсем не РАСПОРЯЖЕНИЕ, как разрешается при праве СОБСТВЕННОСТИ.

Правообладатель участка на праве постоянное бессрочное пользование по своей сути — временный арендатор. В любой момент собственник (государство) потребует свое имущество себе.

Например, вы — собственник кофемашины дали во временное пользование её своему другу. То есть дело обстоит так: вы — собственник, а друг — пользователь (арендатор), причем временный. Прошло какое-то время, и просите вернуть вашу кофемашину обратно: из рук друга (пользователя). И он вам её возвращает в первоначальном виде или с компенсацией естественного износа данной кофемашины. Возможно, что за каждый день нахождения кофемашины у вашего друга, вы брали с него арендную плату, ведь он использовал её для извлечения прибыли. Так же обстоят дела и с земельным участком полученным на праве бессрочного постоянного пользования.

Таким образом, для полноценного пользования и владения земельным участком нужно переоформить право с бессрочного (постоянного) на право собственности (в некоторых случаях допускается оформить договор долгосрочной аренды). Процедура выглядит следующим образом:

  1. Гражданин (или представитель юридического лица) обращается в местную Администрацию (или МФЦ) и подает пакет документов:
  • паспорт;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРН, если на территории есть капитальные строения, которые предполагается оформить в собственность;
  • документ, который подтверждает получения права бессрочного пользования;
  • в случае с юридическим лицом дополнительно предоставляется свидетельство о госрегистрации;
  • в случае с индивидуальным предпринимателем – свидетельство о регистрации ИП.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Может обратиться не только сам гражданин, но и его представитель – тогда нужно предоставить свой паспорт и доверенность, заверенную нотариусом.

  1. Исполнительный орган принимает соответствующее решение (не более 30 календарных дней) и выпускает распоряжение с разрешением на приватизацию или отказом.
  2. После этого вместе с указанным пакетом документов, а также с решением органа власти гражданин отправляется в Росреестр и осуществляет процедуру регистрации права собственности. В итоге он получает свидетельство, которое в настоящий момент заменено другим документом – выпиской из ЕГРН. Выписка удостоверяет право собственности, фиксирует факт отсутствия обременения (арест, залог и т.п.) и приводит детальные сведения об участке (площадь, адрес и др.).
Читайте также:  по каким причинам могут не отпустить в отпуск военнослужащего

Бывают также случаи, когда кадастровый паспорт еще не был получен – т.е. граждане пользуются землей, в отношении которой еще не было установлено официальных границ. Тогда нужно сначала провести процедуру межевания, после чего обратиться в Кадастровую палату (Росреестр) для получения кадастрового паспорта. Все расходы по межеванию, а также оплата госпошлины осуществляются за счет заинтересованного лица.

Общие сведения о бессрочном пользовании

Правом бессрочного пользования наделом земли называют своеобразную разновидность вещного права, подразумевающую возможность использования ресурсов земли бесплатно и неограниченно по времени, но невозможность отчуждения такой земли.

Особенностями бессрочного права использования земли являются:

Бессрочное право на землю в СССР заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землёй как своей. В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.

Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.

Исковое заявление о признании права постоянного бессрочного пользования земельным участком (образец)

В Федеральный суд Октябрьского района

г. Екатеринбурга

ИСТЕЦ:

М.

Ответчик:

Администрация города Екатеринбурга

г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24 а.

Исковое заявление

о признании права пользования земельным участком и права собственности на жилой дом

В августе 1969 году я, М. совместно с моим мужем М., приобрели жилой дом с постройками, расположенный по адресу г. Екатеринбург, пер. Вязовый, у гражданина А. На тот момент А. проживал в доме, был зарегистрирован в нем и фактически распоряжался им. После передачи денег за жилой дом с постройками, передал нам ключи от дома и построек и домовую книгу. Договор купли-продажи не сохранился. Определить место жительства продавца не представляется возможным из-за истечения сроков давности сделки.

В своё время гражданин А. приобрел дом у гражданина К., который, предположительно, и построил дом в 1955 году. Данный дом находится на территории старого района ЖБИ. В 50-е годы ХХ века, на строительстве завода ЖБИ г. Свердловска, в большинстве своем, работали иногородние граждане, (лимитчики), которые нуждались в жилье. Поэтому, для улучшения бытовых условий этих граждан, властями города Свердловска было разрешено строительство индивидуальных домов. Впоследствии, так как, в основе, проживающие во вновь построенных домах были иногородние граждане, и для облегчения поступления корреспонденции, была проведена нумерация домов, и обозначены улицы в данном жилом поселке.

Для обустройства поселка граждане, проживающие в нем, строили дороги, проводили электричество и освещение. Для этого устраивали субботники.

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.92г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», от 04.09.95г. № 876 «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю», Постановления Правительства Свердловской области от 15.06.93г. № 188-п «Об инвентаризации земель населенных пунктов» с целью организации учета, рационального планирования и использования земель городов и других населенных пунктов области, установления территорий, в границах, которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с «Программой инвентаризации земель городов и иных населённых пунктов на территории Свердловской области», утверждённой Постановлением правительства от 21.02.1996г. № 119-п, и п.2.2 Постановления главы города от 06.05.2000г. № 456 «Об утверждении программы расходования средств, поступающих от взимания земельных платежей, на 2000г. проведена инвентаризация земель Октябрьского района.

Постановлением главы города Екатеринбурга № 336 от 30.03.2001 года «Об утверждении материалов инвентаризации земель Октябрьского района г. Екатеринбурга» на Главное Управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений города Екатеринбурга (Вяткин М.Б.) была возложена обязанность выдать правоустанавливающие документы фактическим землепользователям, список фактических землепользователей к этому постановлению прилагается, в список фактических землевладельцев был включен и М. На тот момент мы находились в браке, следовательно, и я приобрела право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Основания для прекращения пользования земли

Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.

Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.

Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.

Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.

Однозначно можно сказать, что если деятельность лица, получившего право, наносит вред окружающей среде или самой почве, а также природным ресурсам, то в любом случае его лишат такой возможности.

К этому же следует отнести всевозможные ядовитые утечки, заражение земли отходами или строительными работами.

Сам же хозяйствующий субъект может отказаться от дальнейшей эксплуатации, не указывая причину такого решения, и имеет на это полное право.

Срок истечения права бессрочного земельного пользования

Срок истечения действия права бессрочного земельного пользования на законодательном уровне ограничен. После принятия Земельного кодекса крайняя дата пользования на условиях бессрочности установлена на начало 2014 года

. Именно до этого момента владельцы наделов должны были заявить в службы учета земельных ресурсов о желании переоформить на себя некогда выданные в бессрочную эксплуатацию участки.

По истечении отведенного времени народные избранники поправкой к Закону отсрочили граничный срок подачи заявлений для юридических лиц, и после этого землепользователям добавили год для выполнения требований государства.

Физических лиц, а также некоторые объединения граждан (садово-огородные сообщества и гаражные кооперативы) поправки не затронули, хотя с целью продажи или передачи другим владельцам земли и объектов, возведенных на ней, граждане по собственной инициативе активно стали переоформлять документы.

После проведения процедуры размежевания и оценки земельных участков всем обратившимся гражданам выдается документ с кадастровым номером. Такая процедура означает оформление полного перехода имущественных прав и отчуждение участка в пользу заявителя.

Площадь выкупаемого земельного участка

Госорганы не вправе изменять площадь выкупаемого участка

Когда определены субъекты договора купли-продажи, необходимо определить характеристики объекта купли-продажи — земельного участка. В основном проблемы возникают в процессе определения границ и площади земельного участка.
Так, на практике возможно возникновение двух ситуаций:
1. земельный участок, подлежащий выкупу, не прошел межевание и не поставлен на кадастровый учет;
2. имеется кадастровый паспорт на выкупаемый земельный участок.

В первом случае необходимо проведение процедуры межевания земельного участка, во втором — такая обязанность отсутствует. Рассмотрим каждую этих ситуаций в отдельности.
Если земельный участок не прошел кадастровый учет, законодательство предоставляет заявителю право требовать от уполномоченного органа предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015. п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
В случае отказа или уклонения от совершения данных действий они могут быть оспорены в судебном порядке (определение ВСРФот24.11.2014 поделу №А40-143594/13). Суды, рассматривая данные категории дел, исходят из необходимости отсутствия пересечений со смежными земельными участками, выхода за красные линии, а также отсутствия нарушения других установленных вышеуказанным пунктом условий (определение ВАС РФот22.05.2014 по делу №А73-4609/2013,

Земельная площадь фактически используемого земельного участка, право на который не оформлялось ранее, может быть существенно изменена.
Президиум ВАС РФ сформулировал позицию, согласно которой исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет.
. При составлении межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, либо площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (постановление от03.06.2014 по делу №А10-78/2013).

Читайте также:  Транспортный налог в Новгородской области

Что же касается выкупа земельного участка в порядке переоформления права бессрочного постоянного пользования, то представляется, что площадь таких земельных участков может быть уменьшена (фактически уточнена), только если какие-то части участка в силу закона не подлежат приватизации.
Если же земельный участок в установленном законом порядке прошел кадастровый учет, то любые действия уполномоченного органа, связанные с попытками уменьшения земельного участка, будут незаконными.
По закону земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта этого земельного участка, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Правовая позиция о предоставлении земельного участка в соответствии с планом этого участка (в тот период заменявших кадастровый паспорт) была сформулирована в постановлении ВАС РФ от17.08.2004 №4345/04.
Единственным возможным исключением будет случай неправильного определения границ, приведшего к наложению границ на смежные участки или заступом за красные линии, однако в указанном случае администрация обязана произвести действия по внесению изменений в кадастр (предъявить иск и т. д.).
В том случае, если действия, связанные с формированием спорного земельного участка и решением о постановке его на кадастровый учет в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны, уполномоченный орган не вправе ссылаться на нарушения при формировании соответствующего земельного участка .

Если уполномоченные органы принимали решения об утверждении проекта границ земельного участка, постановке его на кадастровый учет и тем более регистрации в ЕГРП, суды считают, что вопрос о размерах земельного участка уже исследовался в установленном порядке.
При этом они не принимают довод о необходимости заявителю доказывать возможность приобретения земельного участка именно в указанных в кадастровом плане размерах.

В отношении арендуемых земельных участков представляется, что характеристики такого земельного участка не могут быть изменены по иным основаниям, кроме вышеуказанных, поскольку такие характеристики, их обоснованность и соответствие законодательству должны были быть исследованы при предоставлении земельного участка в аренду.

Законодательство предусматривает единый порядок согласований как при предоставлении земельного участка в аренду, так и в собственность. Все необходимые процедуры по установлению границ и площади земельного участка, предусмотренные законодательством, уже осуществлены при предоставлении земельного участка в аренду. При этом закон не предусматривает процедуры повторных согласований при предоставлении земельного участка в собственность. Ведь практически в данном случае происходит лишь замена одного титула владения земельным участком (аренда) на другой (собственность).
Следовательно, любые требования уполномоченных органов об изменении границ земельного участка и его площади являются незаконными.

Бессрочное пользование земельным участком и правила регистрации данного права

Понятие права постоянного т. е. бессрочного пользования землей возникло в советские времена.

На территории СССР имущество не передавалось гражданам в частное владение, вся недвижимость и земельный фонд являлись государственными или муниципальными объектами.

Однако у жителей страны было право на бессрочное пользование земельным участком. Это значит, что люди получали землю и могли распоряжаться ею как личной собственностью — продавать, сдавать в аренду, менять и т. д.

После распада Союза ситуация изменилась. Радикальные нововведения были приняты в 2001 году, когда в силу вступил новый Земельный кодекс Российской Федерации. Как он повлиял на ситуацию, какие права были введены, а в отношении которых, произошло прекращение, понятно не всем жителям страны.

Чтобы разобраться в этих вопросах и понять, можно ли сегодня приобрести право постоянного пользования землей, надо вникнуть в основы действующей правовой системы. Альтернативным вариантом станет обращение за помощью к опытному юридическому эксперту.

Специалисты знают все установленные правила и порядки, поэтому смогут легко ответить на поставленные вопросы, решить сложные правовые задачи, составить индивидуальный алгоритм действий для соискателей. Тратить личные ресурсы на работу с платным адвокатом нет необходимости.

Чтобы заручиться профессиональными рекомендациями, достаточно располагать выходом в сеть. Онлайн-рекомендации выгодны и удобны, доступны каждому жителю страны.

Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:

  • добровольному отказу собственника;
  • принудительному изъятию.

Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.

Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ При добровольном отказе

(ст.53 ЗК РФ)

При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ)
Инициатор прекращения собственник административный орган
Основание прекращения заявление о добровольном отказе неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства
Кто выносит решение о прекращении исполнительный комитет местной администрации судебный орган
Перечень документов
  • заявление;
  • решение о выделении участка;
  • план межевания;
  • кадастровый паспорт;
  • государственный акт на право пользования
  • заявление о государственной регистрации прекращения БП;
  • копия решения об изъятии;
  • или копия вступившего в законную силу судебного акта об изъятии
Срок рассмотрения 30 дней с даты подачи документов в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу
Действия уполномоченного органа
  • регистрация заявления;
  • подготовка проекта прекращения права;
  • согласование и подписание проекта;
  • выдача решения заявителю
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии
Особенности административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела
  • такой порядок не применяется к участкам являющимися собственностью федерации и безвозмездно переданной муниципалитету либо субъекту РФ;
  • решение об изъятии может быть обжаловано в суде

Бессрочное пользование – что это такое?

Постоянное бессрочное пользование – это предоставление возможности извлекать выгоду от использования земли по целевому назначению неограниченное временными рамками. Это одно из юридических вещных прав, которое регулируется ст. 216, 268-270 Гражданского кодекса РФ.

Граждане, владеющие земельным участком по праву бессрочного пользования, могут распоряжаться наделом в пределах законодательной базы. Другими словами, владельцы вправе использовать земельный участок в пределах его целевого назначения. То есть, к примеру, недопустимо строительство жилого дома на участке сельхозназначения или организация свалки на земле, предназначенной под ИЖС.

Отклонения от прямого целевого назначения должны быть задокументированы посредством распоряжений и актов собственника земли – местной администрации. Важный момент – возведенные на таком участке дома, хозяйственные постройки и иные сооружения будут являться собственностью пользователя земли.

Сейчас правом на бессрочное постоянное пользование землей обладают только те граждане, которые получили его до вступления в силу обновленного законодательства. Местная администрация предпринимает действия по адаптации прав владения землей к новой нормативной базе. Бессрочным владельцам предлагается переоформление участков в аренду или собственность.

Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

Граждане страны, которые приобретают право владения на земельные территории на основании возможности бессрочного использования на постоянной основе, действующим законодательством рассматриваются в качестве землепользователей. Данные лица обретают все полномочия по владению и использованию земельных территорий.

Передача земельной территории из государственных или муниципальных активов в пользование частных лиц осуществляется при условии наличия решения ответственного исполнительного органа. В данном документе указываются:

  • точные кадастровые данные территории;
  • фамилия, имя, отчество гражданина, если земельная территория передается физическим лицам;
  • наименования учреждения, сведения о государственной регистрации юридического лица, если пользователем участка является юридическое лицо;
  • наименования органов государственной и муниципальной власти.

Лицами, которым предоставляются земельные участки на основании права бессрочного использования на постоянной основе, являются:

  • физические и юридические лица;
  • учреждения государственного и муниципального уровня;
  • казенные производства и предприятия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *