Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Причины подачи жалобы в ФАС
Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:
- наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
- выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
- обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
- подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
- навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
- принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
- нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником тендера, общественным объединением, объединением юридических лиц
до окончания установленного срока подачи заявок.
При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками, подать жалобу может только участник закупки, подавший заявку на участие в тендере.
Обжалование действий (бездействия):
- заказчика (организатора закупки), комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но
не позднее чем через десять дней
с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок;
- оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника тендера на электронной площадке, допускается
в течение тридцати дней
с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
- оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в сроки,
не позднее чем через десять дней
с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
- заказчика (организатора закупки), специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается
не позднее даты заключения контракта.
ЖАЛОБЫ В ФАС НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ.
- Жалоба в ФАС на отклонение заявки по формальным основаниям, не относящимся к предмету закупки.
- Жалоба на ошибочное отклонение заявки (Техническая ошибка заказчика)
- Жалоба на неправомерное отклонение по основаниям отсутствующим в законодательстве о закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
- Жалоба на неполное или неверное составление и размещение протокола оценки и/или сопоставления заявок участников закупки.
- Жалоба на отсутствие обоснования при отклонении заявки, в протоколе имеется только ссылка на статью закона.
- Жалоба на создание искусственных барьеров для подачи жалобы.
Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе рассмотрения заявок -жалоба в УФАС на неправомерное отклонение заявки участника закупки и противозаконный недопуск к закупке.
Решение Омского УФАС России от 25 июля 2019 г. № 055/06/69-630/2019 (закупка № 0152200004719000941)
Комиссией УФАС установлено, что в составе заявки на участие в электронном аукционе заявителем был представлен договор субподряда, который не может являться подтверждением наличия соответствующего опыта выполнения работ, установленного постановлением Правительства РФ № 99.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
П. 1 ст. 706 ГК РФ предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ – это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком.
Из указанных норм следует, что постановлением Правительства РФ № 99 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика. Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой и практикой УФАС.
Дополнительные требования в котировочной документации и практика их обжалования.
Заказчик может установить в котировочной документации и дополнительные требования, например, к последовательности пунктов и нумерации страниц заявки, простановке подписей и печатей. Но ему не следует забывать о том, что пословица «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» неприменима к сфере государственных закупок, в том числе, способом запроса котировок, где объем предоставляемой информации строго ограничивается частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. И попытки расширить его обрекаются на провал ФАСом или арбитражным судом.
В котировочной заявке на поставку надувной лодки участник пронумеровал документы дискретно, в то время как заказчику требовалась сквозная нумерация. Заказчик заявку отклонил. Участник обжаловал отклонение в ФАС и добился победы. Заказчик, в свою очередь, обжаловал решение ФАС в арбитражном суде. Однако суд принял точку зрения ФАС, пояснив, что котировочная заявка в полном объёме содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Заказчик сделал безуспешную попытку оспорить решение суда в вышестоящей инстанции, но апелляционный суд оставил данное решение без изменения.
Судебный порядок обжалования
Практика показывает, что обжалование решений ФАС в судебном порядке эффективнее других вариантов. Но у этого способа есть недочеты, и один из них – затраченное время. При этом досудебный порядок урегулирования необязателен. Обжалуются действия, бездействие, решения, предписания. Последние всегда приостанавливаются на период разбирательства. Действует общее правило территориальной подсудности. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Применяются правила рассмотрения искового производства, однако со своей спецификой. Так, если происходит обжалование решения ФАС в арбитражном суде, бремя доказывания законности возлагается на орган власти. Предусматривается оплата государственной пошлины. Ответчиками могут выступать не только отдельные лица, но и коллегиальные органы. Активная позиция заявителя и грамотное составление процессуальных документов играют ключевую роль. Процесс проводится с учетом общих принципов состязательности и равенства сторон. Могут подаваться возражения, ходатайства. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» поможет выстроить оптимальную стратегию защиты.
Рассмотрение дела по существу
Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).
Законодательство не содержит каких-либо норм оформления жалоб любого типа, в том числе и жалоб в ФАС. Составляя жалобу, следует руководствоваться правилами делопроизводства, а именно:
- оформлять жалобу на бланке и заверять ее печатью, если жалоба подается юридическим лицом;
- прилагать к жалобе документы, подтверждающие ее доводы;
- начинать жалобу с наименования территориального органа ФАС, которому адресуется жалоба;
- указывать полные сведения о заявителе. Анонимные обращения граждан ФАС не рассматривает и не принимает;
- последовательно излагать события, которые послужили основанием для жалобы;
- внятно изложить просьбу к ФАС.
Порядок рассмотрения жалоб в ФАС
При поступлении жалобы ФАС в течение 2-х рабочих дней после дня, когда жалоба поступила, размещает об этом информацию в ЕИС вместе с текстом жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику (иному лицу, если обжалуются не действия заказчика) о месте, дате и времени рассмотрения жалобы.
В назначенное время жалоба рассматривается на заседании комиссии контрольного органа.
При рассмотрении жалобы вправе присутствовать заявитель и заказчик, иные заинтересованные лица. При этом на заседание комиссии соответствующие лица будут допущены только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Также должны быть подтверждены полномочия представителей, в ином случае соответствующие лица смогут присутствовать, но не вправе будут давать пояснения.
Как происходит рассмотрение жалобы?
- Председатель комиссии открывает заседание и сообщает, какая жалоба будет рассматриваться;
- Разъясняются представителям сторон и заинтересованным лицам их права и обязанности;
- Далее определяется, в каком порядке будет рассматриваться жалоба. Сообщается о ведении аудиозаписи заседания и проведении внеплановой проверки соблюдения соответствующего законодательства РФ;
- Обеспечивается всестороннее и полное исследование доказательств и обстоятельств дела, разрешаются заявления и ходатайства;
- Заявитель сообщает о своих требованиях. При отсутствии заявителя доводы заявления сообщает сотрудник ФАС.
- По доводам жалобы заказчик вправе высказать свои возражения.
- Присутствующие заинтересованные лица могут дать свои пояснения.
- Комиссия, рассматривая жалобу, одновременно проводит внеплановую проверку.
- При необходимости может быть объявлен перерыв в заседании.
- По результатам рассмотрения комиссия принимает решение об обоснованности или необоснованности жалобы.
Подача жалобы в ФАС самостоятельно
Наиболее подходящее ведомство, куда жаловаться на ФАС, — это прокуратура, которая наделена полномочиями рассматривать обращения во всех сферах деятельности.
Работа с заявлениями прокуратурой ведется на основании 59-ФЗ и в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан, которая утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации №45 от 30.01.2013.
Участником закупок жалоба в прокуратуру на действия государственного заказчика подается в письменном виде или через интернет-приемную на сайте ведомства.
Уполномоченные в субъектах рассматривают жалобы от предпринимателей, которые зарегистрированы в этих регионах или их права были там нарушены.
Уполномоченный при президенте решает вопрос, когда на уровне региона проблему не урегулировать.
Работа с заявителями ведется на основании положений 78-ФЗ.
Предприниматель подает обращение к уполномоченному, когда нарушены его права при проведении тендера или после подписания контракта, чтобы ему оказали содействие в решении конфликтной ситуации. Подача документов возможна в письменном или в электронном виде.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Основные полномочия ФАС
Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и в Федеральном законе «О защите конкуренции».
Итак, согласно действующему законодательству, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:
- Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями, внебюджетными фондами и т.д.;
- Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- Осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
- Возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
- Обращение в органы в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- Обращение в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;
- Участие в судебном рассмотрении дел, связанных с применением и/или нарушение антимонопольного законодательства;
- Ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- Размещение в интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.
Закон №223 определяет порядок проведения государственных закупок за счёт бюджетов разных уровней. Правила не такие строгие, как в ФЗ № 44, но организатор тендера должен обеспечить равные условия для всех потенциальных контрагентов, честно определить победителя, на основании поданных заявок.
Вся информация о выполнении заключённых договоров находится в открытом доступе. На основании данных любое заинтересованное лицо вправе подать жалобу в ФАС. Если в результате проверки информация подтвердится, Административная ответственность наступит не за нарушение норм ФЗ № 223, а за незаконное ограничение конкуренции, завышение цен, преступный сговор. При этом результаты закупки могут быть отменены, приостановлены вплоть до устранения выявленных нарушений.
По результатам проверки административное наказание применяется не за нарушение Закона № 223-ФЗ. а за ограничение конкуренции, монопольный сговор, искусственное завышение цены.
Непосредственно по Закону № 223-ФЗ ФАС вправе отменить результаты закупки, вынести представление об устрани замечаний.