Статья 25.5 КОАП РФ. Защитник и представитель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 25.5 КОАП РФ. Защитник и представитель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, з ащитник оказывает юридическую помощь подзащитному (то есть лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях), а представитель оказывает юридическую помощь потерпевшему. Под юридической помощью понимается в основном разъяснение законов, консультации, составление процессуальных документов, ведение дел, представительство). И Защитник, и представитель имеют одинаковый объем процессуальных прав.

Комментарии к ст. 25.5 КОАП РФ

1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему — представителем.

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.

4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.

5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.

7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).

Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.

8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).

9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Доверенность по КАС РФ образец

  • Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
  • КАС РФ).
  • Доверенности, выдаваемые от физлица, удостоверяются нотариусом либо могут быть удостоверены уполномоченным должностным лицом соответствующей организации (например, по месту учебы, работы или прохождения службы доверителя, командиром воинской части, в администрации стационарной организации соцобслуживания и др.) согласно правилам п. 8 ст. 57 КАС РФ.
  • Доверенности от имени ИП могут удостоверяться способом, установленным как для организаций, так и для физлиц.

Доверенность на ведение административного дела: перечень полномочий КАС РФ довольно четко определяет перечень полномочий представителя в суде.

И защитник, и представитель имеют одинаковый объем процессуальных прав.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Перечень процессуальных прав защитника и представителя, указанный в ч. 5 ст. 25.5 не является исчерпывающим, они имеют и другие права, предусмотренные КоАП (например: обжаловать определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ст. 30.1 КоАП).

  • если поверенный передает полномочия по основной доверенности, то такая доверенность, выданная в порядке передоверия, подлежит нотариальному удостоверению.
  • Доверенность, предоставляющая право совершения от имени Доверителя иных процессуальных действий, может быть оформлена в простой письменной форме и не требует обязательного нотариального удостоверения. При этом важно учитывать, что при нотариальном удостоверении доверенности Нотариус проверяет личность доверителя, его Дееспособность, наличие у него волеизъявления на предоставление определенного объема полномочий по доверенности и соответствие доверенности волеизъявлению доверителя. Т.е.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ). Несмотря на то что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступления, ее положения в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются на все случаи совершения правонарушений. В частности, согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В этой связи участник производства по делу об административном правонарушении, в отношении которого составляется протокол о правонарушении, применяются меры обеспечения производства по делу и рассматривается дело, в КоАП РФ называется не нарушителем, как это было в ранее действовавшем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, законодатель подчеркнул незыблемость в производстве по делам об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Показания свидетелей являются источником доказательств по делу об административном правонарушении. Для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств совершения правонарушения наличие свидетельских показаний в ряде случаев бывает крайне необходимым, их отсутствие восполнить никакими другими доказательствами невозможно. Особенно часто свидетели выступают по делам, связанным с мелким хулиганством, мелким хищением, нарушениями Правил дорожного движения (особенно в случаях причинения материального ущерба или легкого вреда здоровью потерпевшего), неповиновением законному распоряжению сотрудника милиции, и некоторым другим делам.

Положение ст. 25.6 КоАП РФ о том, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, принципиально отличается от аналогичной нормы, действовавшей до принятия этого Кодекса — Законодатель опустил положение, существовавшее в ранее Действовавшем КоАП РСФСР о том, что в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, обладающее соответствующей информацией, и тем самым подчеркивалась незаменимость свидетеля.

Однако, согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Повторив в ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ это конституционное положение, законодатель определил в примечании к данной статье круг близких родственников. Ими являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Таким образом, свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков.

Статьей 51 Конституции РФ установлено также, что федеральным законом могут предусматриваться и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. В этой связи законодатель не счел правильным говорить о возможности вызова в качестве свидетеля любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу.

Закон не запрещает вызывать в качестве свидетелей супругов и близких родственников, их нельзя лишь заставлять давать свидетельские показания. Если же они сами желают выступать в качестве свидетеля по делу, родственные связи не могут служить основанием для отказа от привлечения данных лиц к производству по делу. При этом недопустимо также заранее установленное отрицательное отношение к достоверности их показаний, даже если они действительно вызывают сомнения в объективности. Эти показания должны быть оценены наряду с другими собранными по делу доказательствами.

В ст. 25.6 КоАП РФ в круг лиц, освобожденных от обязанности давать свидетельские показания, не включены опекуны и попечители. Они наряду с родителями и усыновителями правомочны в качестве законных представителей выступать в защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, которые либо являются недееспособными или ограниченно дееспособными, либо, будучи дееспособными, в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности. Законным представителям могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, как лично, так и со слов представляемых ими лиц, и в этой связи они отвечают основаниям привлечения в качестве свидетеля.

Однако в соответствии с конституционным положением о том, что никто не обязан свидетельствовать против близких родственников, законодатель определил таких лиц. Это, в частности, родители и усыновители. Вопрос же об аналогичном праве опекунов и попечителей, обладающих тем же процессуальным статусом, не урегулирован. Представляется, что опекуны и попечители должны, как и родители, усыновители, иметь право не свидетельствовать против представляемых ими лиц (в данном случае свидетельствование против представляемых лиц является в определенной степени свидетельством против себя самого).

Думается, что лица могут привлекаться в качестве свидетеля лишь по их собственной инициативе. Если же они сами желают выступать в качестве свидетеля по делу, их статус законного представителя не должен служить основанием для отказа от заслушивания их свидетельских показаний: этим лицам могут быть известны многие обстоятельства дела, подлежащие установлению. При этом недопустимо также заранее установленное отрицательное отношение к достоверности соответствующих показаний, даже если они действительно вызывают сомнения в объективности. Эти показания должны быть оценены наряду с другими собранными по делу доказательствами.

Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. К обстоятельствам, подлежащим установлению по конкретному делу об административном правонарушении, относятся фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные факторы, имеющие значение для правильного разрешения дела; к числу иных — данные о личности виновного, его имущественном положении, обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о причиненном ущербе и др. Лицо может быть вызвано в качестве свидетеля и для выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля может быть также знание им существенных для дела сведений, полученных из рассказов других лиц, из документов.

В качестве свидетеля могут быть вызваны работники милиции, другие лица, которые пресекли правонарушение, осуществляли задержание лица, в отношении которого ведется производство по делу, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, иные меры обеспечения производства. Допрос работников милиции в качестве свидетелей допустим, в частности, по вопросу об основаниях задержания и о том, обращались ли к ним другие лица с сообщениями о противоправных действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Свидетелями могут быть работники контрольно-ревизионных органов, надзорных органов, инспекций, собиравшие материалы, которые послужили основанием к возбуждению дела об административном правонарушении. Лица, входящие в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, могут давать свидетельские показания о личности, связях, условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего.

В качестве свидетеля может быть опрошен и потерпевший, хотя в этом видится серьезное противоречие в законодательстве, о чем уже шла речь в § 2 настоящей главы.

При наличии перечисленных в ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика, оно подлежат отводу и замене в этом качестве другим компетентным лицом. Между тем, если указанным лицам известны обстоятельства, подлежащие установлению по делу, они также могут быть опрошены в качестве свидетеля.

Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ст. 25.12 КоАП РФ).

Формулируя этот запрет, законодатель исходил из конституционного положения о том, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ). В этой связи защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лица не должны выступать защитником или представителем также и из-за их предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у них может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела.

Согласно ст. 25.12 КоАП РФ к участию в производстве по делу об административном правонарушении не допускаются также лица в качестве специалиста, эксперта и переводчика в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Законодатель не указывает в ст. 25.12 КоАП РФ, что следует понимать под родственными отношениями. Однако, как уже отмечалось в § 5 данной главы, в ст. 25.6 Кодекса определяются близкие родственники: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Хотя этот перечень для положений ст. 25.12 КоАП РФ, безусловно, не является исчерпывающим, видимо, нет нужды в его чрезмерном расширении. Дело в том, что в любой ситуации никакое лицо не может быть допущено к участию в производстве по делу, если имеются основания считать его прямо или косвенно заинтересованным в исходе данного дела.

При наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежат отводу.

Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Доверенность на участие в деле об административном правонарушении

Ряд граждан выступают в качестве представителя или защитника в соответствии с законом. Соответственно, оформление доверенности таким гражданам не требуется.

Законные представители гражданина: родители, усыновители, опекуны и попечители в отношении несовершеннолетних граждан, а также граждан, которые по своему физическому или психическому состоянию не могут реализовать права самостоятельно. Это может быть решение о признании недееспособным, ограниченно дееспособным, инвалидность и т.п. Законные представители пользуются правами и несут обязанности лица, чьи интересы представляют. На основании документов, которые подтверждают родственные связи (свидетельство о рождении, об усыновлении), постановление об установлении опеки или попечительства (удостоверение, если есть). Но суд или орган, которые рассматривают дело, могут признать обязательным присутствие при рассмотрении несовершеннолетнего.

Юридическое лицо не оформляет доверенность по административным делам, когда действует через руководителя. Или через иное лицо в соответствии с учредительными документами (уставом). Эти сведения отражаются в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Актуальная информация размещается на сайте Федеральной налоговой службы. Подтверждает полномочия приказ о назначении директора (генерального директора, иного руководителя). И, соответственно, выписка из ЕГРЮЛ.

К законным представителям закон относит родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, которые защищают в арбитражном суде права и законные интересы недееспособных граждан.

Законом установлены определенные ограничения прав законных представителей в интересах защиты несовершеннолетних детей и иных лиц, находящихся под опекой или попечительством. Статья 56 КАС РФ 2.

В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица.

Ходатайство о привлечении защитника или представителя заявляет соответствующий участник дела. На любой стадии – применения мер обеспечения (административное задержание, личный досмотр). Составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрения или обжалования вынесенного постановления.

Орган, рассматривающий дело (судья, должностное лицо), допускают защитника или представителя. И проверяют его полномочия.

Статья 25.5. КоАП РФ говорит о том, что защитник и представитель имеют право:

  • знакомиться со всеми материалами дела,
  • представлять доказательства,
  • заявлять ходатайства и отводы,
  • участвовать в рассмотрении дела,
  • обжаловать применение мер обеспечения производства по делу,
  • подать жалобу на постановление по делу,
  • пользоваться иными процессуальными правами.

На практике: уделите внимание формулировке права на обжалование. Так, “наделен полномочиями по ведению дел об административных правонарушениях во всех судах и у должностных лиц, а также правом обжалования, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ” суды признают является достаточным подтверждением права на обжалование решения суда по постановлению об административном правонарушении. Но, к примеру, формулировка “вправе пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса” – по мнению многих судей не дает защитнику полномочия подавать жалобу на решение суда по жалобе и дальнейшие акты.

Так как КоАП РФ специальных правил по оформлению доверенности не содержит, применяются общие требования. Право представителя (защитника) на подписание и подачу жалоб на постановление по делу, на решение по такой жалобе должно быть специально оговорено в доверенности по административным делам.

В случае, если у ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

КАС РФ.

  • Доверенности от имени ИП могут удостоверяться способом, установленным как для организаций, так и для физлиц.

Доверенность на ведение административного дела: перечень полномочий КАС РФ довольно четко определяет перечень полномочий представителя в суде.

Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым. 2.

  • на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
  • на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;
  • на изменение предмета или основания административного иска;
  • на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);
  • на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • на обжалование судебного акта;
  • на предъявление исполнительного документа к взысканию;
  • на получение присужденных денежных средств или иного имущества,
  • а также совершать иные действия, связанные с данным поручением.

КАС РФ). В т. ч.

  • Доверенность представителя в суде по кас рф образец

Кодекс Российской Федерации об Административном Судопроизводстве 4.

Представлять интересы перед государственными органами можно без специального указания на такую возможность.

Доверенность по делу об административном правонарушении на участие в составлении протокола или проведение иных действий должна отвечать общим требованиям. Если административный орган не допустит к участию в процессуальном действии, это станет самостоятельным основанием признать протокол, а также постановление недействительным (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10). Суд укажет на то, что должностное лицо нарушило права компании или ИП (определение ВС РФ от 27.09.2018 № 306-АД18-14448 по делу № А12-42971/2017, постановление Ас Московского округа от 06.02.2018 № Ф05-20773/2017 по делу № А40-113798/17).

Так, при составлении протокола присутствовал представитель компании. Он действовал на основании общей доверенности. Компания уполномочила лицо представлять от своего имени интересы общества:

  • во всех государственных, административных, правоохранительных и иных органах и организациях, в том числе
  • во всех судах судебной системы РФ;
  • в органах УВД и прокуратуры.

Росздравнадзор указал, что составитель не прописал в доверенности право на участие в производстве по конкретному делу об административном правонарушении и представление интересов организации как лица, привлекаемого к административной ответственности. Поэтому орган не допустил представителя к участию в составлении протокола. Компания обратилась в суд, который не согласился с доводами Росздравнадзора. Суд встал на защиту компании. Он указал на право предоставлять интересы по такой доверенности и необоснованный отказ административного органа допустить представителя дл участия в составлении протокола (постановление АС Уральского округа от 15.01.2019 № Ф09-8201/18 по делу № А07-12855/2018).

Споры, в которых сторона неправильно оформила доверенность для представления интересов по административному делу, касаются общих формулировок. Административный орган часто не предоставляет возможности участвовать в составлении протокола на основе общей доверенности. Однако, как показывает практика, такие нарушения можно оспорить в суде. Встречаются ситуации, когда лицо по каким-то причинам не предоставляет документ (решение Московского городского суда от 20.03.2017 по делу № 7-3665/2017).

Правила составления доверенности от должностного лица по административному делу

В доверенности содержится перечень данных, которые характеризуют юридическое действие по передаче прав и полномочий другому лицу. Поэтому при ее оформлении нужно указать все сведения, на основании которых можно понять суть выписываемого документа.

При помощи доверенности должностное лицо передает права на участие в рассмотрении ситуации своему представителю.

Важно! Сведения, которые должны быть указаны в документе, содержат следующие обязательные пункты:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • паспорт (серия и номер);
  • где и кем выдан;
  • дата выдачи и место прописки;
  • если в роли поверенного выступает юрист или адвокат, то необходимо указать их данные, а также место рассмотрения административного дела;
  • кроме того, важно указать названия учреждений и организаций, где поверенный будет предоставлять интересы должностного лица;
  • также нужно перечнем указать, какие действия уполномоченному лицу необходимо совершить в процессе рассмотрения административного дела;
  • после указывается срок действия документа и возможность передоверия полученных прав третьим лицам;
  • в конце документа обязательно ставится подпись доверителя.

Прекращение действия доверенности

Согласно действующему законодательству, в ряде случаев документ автоматически признается недействительным.

Доверенность теряет юридическую силу в случае:

  • наступления смерти доверителя;
  • признания доверителя недееспособным или ограниченным в дееспособности;
  • истечения срока действия доверенности;
  • выполнения прописанного в доверенности поручения;
  • отказа лица, на чье имя выписана доверенность, принять на себя полномочия;
  • смерти поверенного или прекращения работы организации, на которую выписана доверенность;
  • если доверитель отозвал доверенность по собственному желанию.

Для отзыва доверенности по собственному желанию следует просто оповестить об этом доверенное лицо и третьих лиц, имеющих отношения к рассматриваемому административному делу. После этого бланк доверенности должен быть возвращен доверителю.

В случае отзыва нотариально заверенного документа необходимо обратиться к нотариусу. При отсутствии в доверенности запрета на отзыв, нотариус должен составить распорядительный акт о прекращении полномочий.

Доверенность на участие в деле об административном правонарушении

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель ( ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитником или представителем может быть как адвокат, так и иное лицо ( ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ). При этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, а полномочия иного лица, которое оказывает юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом ( ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). Данная норма носит общий характер и распространяет своё действие на все стадии производства по делу об административном правонарушении, включая стадию обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (см. вопрос 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015).

КоАП РФ не содержит специальных требований к оформлению доверенности , необходимой для оказания юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении. В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой этот вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч. ч. 2 и 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя ( абзац второй п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, далее — Постановление N 5). Это означает, что, если доверенность защитнику (представителю) выдает гражданин, такая доверенность удостоверяется нотариально либо организацией, в которой работает или учится доверитель, или иными организациями, указанными в ч. 2 ст. 53 ГПК РФ. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати) ( ч. 3 ст. 53 ГПК РФ).

Доверенность от должностного лица по административному делу образец

Данное требование актуально в большинстве случаев при представительстве в суде (п. 1 ст. 185 ГК РФ), однако в некоторых ситуациях КАС РФ дает право заявить о полномочиях представителя и в устной форме. В этом случае соответствующее заявление представляемого должно быть озвучено во время судебного заседания и зафиксировано в протоколе (п. 5 ст. 57 КАС РФ), а указанное полномочие будет действительно только в течение данного судебного заседания (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

  • Доверенность, выдаваемая от имени юрлица, должна содержать подпись руководящего лица такой организации или иного уполномоченного субъекта (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). При этом обязательна печать юрлица (п. 6 ст.

Как оформить доверенность на представление интересов граждан по делам об административных правонарушениях?

Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу (другим лицам) для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ).

Гражданин, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, для оказания ему юридической помощи может привлечь защитника. Гражданин, являющийся потерпевшим, может привлечь представителя.

Защитником или представителем в производстве по делу об административном правонарушении может быть адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью (ч. 1 — 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

Примечание. Если гражданин в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле без представления соответствующей доверенности ( п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Чтобы оформить доверенность на представление интересов гражданина по делу об административном правонарушении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите кандидатуру представителя

Специальные требования к лицам, которые могут выступать в качестве представителей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, не установлены.

Прекращение действия доверенности

Согласно действующему законодательству, в ряде случаев документ автоматически признается недействительным.

Доверенность теряет юридическую силу в случае:

  • наступления смерти доверителя;
  • признания доверителя недееспособным или ограниченным в дееспособности;
  • истечения срока действия доверенности;
  • выполнения прописанного в доверенности поручения;
  • отказа лица, на чье имя выписана доверенность, принять на себя полномочия;
  • смерти поверенного или прекращения работы организации, на которую выписана доверенность;
  • если доверитель отозвал доверенность по собственному желанию.

Для отзыва доверенности по собственному желанию следует просто оповестить об этом доверенное лицо и третьих лиц, имеющих отношения к рассматриваемому административному делу. После этого бланк доверенности должен быть возвращен доверителю.

В случае отзыва нотариально заверенного документа необходимо обратиться к нотариусу. При отсутствии в доверенности запрета на отзыв, нотариус должен составить распорядительный акт о прекращении полномочий.

Прекращение действия доверенности

Согласно действующему законодательству, в ряде случаев документ автоматически признается недействительным.

Доверенность теряет юридическую силу в случае:

  • наступления смерти доверителя,
  • признания доверителя недееспособным или ограниченным в дееспособности,
  • истечения срока действия доверенности,
  • выполнения прописанного в доверенности поручения,
  • отказа лица, на чье имя выписана доверенность, принять на себя полномочия,
  • смерти поверенного или прекращения работы организации, на которую выписана доверенность,
  • если доверитель отозвал доверенность по собственному желанию.

Для отзыва доверенности по собственному желанию следует просто оповестить об этом доверенное лицо и третьих лиц, имеющих отношения к рассматриваемому административному делу. После этого бланк доверенности должен быть возвращен доверителю.

В случае отзыва нотариально заверенного документа необходимо обратиться к нотариусу. При отсутствии в доверенности запрета на отзыв, нотариус должен составить распорядительный акт о прекращении полномочий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *