Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если попал в яму на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если водитель повредил автомобиль из-за ямы — случай считается страховым, поэтому КАСКО обязана покрыть ущерб. Для получения выплаты необходимо оформить ДТП по стандартным правилам: вызвать на место происшествия страховщика или сотрудника ГИБДД, и подать заявление. К виновнику случившегося — как правило, дорожной службе, страховая компания обращается без участия пострадавшего. Не каждое дело требует подключения суда, иногда удается закрыть вопрос мирно.
Верховный Суд РФ разъяснил, когда водителя нельзя наказывать за попадание в яму на дороге
Верховный Суд РФ указал чиновникам, что они несут большую ответственность за обеспечение безопасного движения, чем водитель, который мог выбрать неправильный маневр на дороге.
Обязанность властей следить за хорошим состоянием дорог, вовремя ремонтировать дорожное полотно или хотя бы обеспечивать участки с большими ямами дорожными знаками стоит в приоритете, отмечает высшая инстанция.
Верховный Суд РФ подчеркивает, что при несоблюдении этих условий ни власти, ни суды не имеют права перекладывать вину за попадание машины в выбоины на водителя.
Так, Верховный Суд РФ разбирал спор жителя г.Омска с местным «Управлением дорожного хозяйства и благоустройства». Из материалов дела следует, что водитель ехал по затопленной водой дороге, на которой не было ни ограждений, ни предупреждающих знаков.
В итоге автомобиль провалился в яму, из-за чего двигатель перестал работать. Вызванные на место аварии инспекторы ГИБДД подтвердили, что вины автовладельца нет и вынесли определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Водитель посчитал, что чиновники должны выплатить ему компенсацию и обратился в суд. Куйбышевский суд г.
Автомобиль попал в яму на дороге – это ДТП или нет
Для многих определение дорожно-транспортной аварии неразрывно связано со столкновением двух или более машин, наездом на пешехода. Однако правила дорожного движения с юридической плоскости трактуют ДТП гораздо шире. Обратимся к пункту 1.2.
Он говорит о том, что под происшествием нужно понимать событие, в результате которого при движении автомобиля пострадали люди, транспорт или другое имущество. Поэтому если человек пробил колесо в яме на дороге, это также допускается совершенно спокойно расценивать как ДТП и вызывать на место полицейский экипаж.
Без него, как в случае с Европротоколом, обойтись нельзя, ведь потерпевшей является только одна машина. Другое дело, что сотрудники ГИБДД неохотно приезжают на вызовы когда ДТП касается дорожных ям. Поэтому нужно быть готовым к многочасовому ожиданию стражей порядка.
Как бы там ни было, следует соблюсти предписываемый при ДТП порядок действий:
- Водитель должен остановиться.
- Включить аварийные фары.
- Разместить на месте дорожного происшествия специальный знак.
Доказательства для суда
Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.
Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.
На фотографиях важно отобразить:
- координаты места аварии (название улицы, номер дома);
- пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
- все видимые механические повреждения;
- дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
- общее состояние дороги, тормозной путь;
- отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск подаётся в суд общей юрисдикции по месту нахождения организации-ответчика или её филиала. При этом потребуется оплатить госпошлину в размере, зависящем от стоимости иска, но не менее 400 рублей. Эта сумма, если дело будет выиграно, взыскивается с ответчика.
В заявлении указывается наименование судебного органа, персональные данные сторон процесса, обстоятельства произошедшего с описанием причинённого вреда, доказательства правомерности претензий, требования и цена иска.
К прошению необходимо приложить следующие документы:
- справку о факте ДТП из полиции;
- протокол, составленный сотрудником ГИБДД на месте происшествия;
- постановление об административном правонарушении;
- акт оценки полученного материального ущерба;
- копию досудебной претензии;
- фотографии повреждённого транспортного средства и дорожного покрытия;
- свидетельские показания;
- чеки на эвакуацию автомобиля, почтовые и иные расходы, квитанцию об оплате госпошлины.
В большинстве случаев, при достаточной доказательной базе, суд принимает сторону водителя. Ущерб, нанесённый транспортному средству, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы оплачиваются ответчиком. Но для того чтобы предотвратить ДТП, сохранить деньги и время на поиск справедливости важно соблюдать простые правила: следить за погодными условиями, снижать скорость перед лужами и участками с признаками ремонта и объезжать явные дефекты на дорожном полотне.
Судебная практика: попал в яму, повредил машину, взыскал в ущерб
Суды по-разному принимают решения по искам водителей к муниципалитетам и дорожным службам о возмещении вреда, причиненного наездом на яму. Часто суды первой инстанции отказывают в иске, а апелляция «поправляет» их, принимая решение в пользу водителя.
- Дело №33-888/2017 Ярославского областного суда. Суд первой инстанции отказал в иске автовладельцу, требовавшему взыскать с мэрии компенсацию вреда, причиненного наездом на яму. Суд сослался, что не установлена причинно-следственная связь между наездов и повреждением. Апелляция сочла доводы нижестоящего суда ошибочными и взыскала в пользу автовладельца заявленную сумму ущерба частично.
Какой размер ямы считается нормальным?
У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.
Нам нужен ГОСТ Р50597-201. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками).
Это на данный момент действующий документ, на который мы будем опираться, даже в суде.
Согласно пункту 5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В таблице 5.3, указано, что на дороге не должно быть выбоин, просадок и проломов длиной более 15 сантиметров, шириной более 1 метра и глубиной более 5 сантиметров.
Если хотя бы один параметр превышает цифры, указанные в ГОСТе, то это нарушение со стороны собственника данного участка дороги, так как нарушены допустимые пределы размера ямы, или выбоины. Собственник обычно, это местная администрация, или муниципальное образование.
Нормативы на допустимые размеры ям на дороге
Как это ни удивительно, но максимально возможный размер ям на дороге определен ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками)».
Согласно пункту 5.3 «Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», есть ограничения для повреждений покрытия, которые считаются нормой. По сравнению со старым ГОСТ требования к дорожникам по поводу качества покрытия ужесточились.
Максимально возможные длина и глубина повреждений дорожного покрытия в новом документе остались прежними — 15 см и 5 см соответственно. Требование же к ширине заменили на площадь — максимально допустимая 0,06 м2. Если провести простой расчет, то выходит, что максимальная ширина допустимой ямы теперь — 40 см, тогда как в старом стандарте было 60.
Срок устранения таких дефектов должен составлять от 1 до 12 суток — время зависит от категории дороги.
Если автомобиль попал в яму больше по размеру, чем указано в документе, есть все шансы получить с дорожных служб полную компенсацию полученного ущерба.
Неужели все так просто?
Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.
Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка. А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.
Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.
Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.
Машину можно сильно повредить даже из-за небольшой выбоины. Но если она хоть на сантиметр меньше лимита по госту, суд выиграть будет сложно.
Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.
Является ли попадание в яму ДТП
В п. 1.2 ПДД указывается, что ДТП – это процесс, образующийся во время передвижения автомобиля, при котором могут погибать или пострадать граждане, повреждаться машины, строения, грузы или наноситься вред иным путем.
1. Общие положения
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Так как при попадании машины в яму, она находится в движении, а также ей наносится определенный ущерб, связанный с механическими повреждениями, то такая ситуация причисляется к ДТП.
После такого происшествия, нужно вызывать инспектора ГИБДД.
Как избежать попадания в яму на дороге
Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить вероятность повреждения автомобиля:
- Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
- Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
- Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.
Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.
Определяем виновника ДТП с ямой
Полная ответственность за полученный ущерб транспортным средством, которое попало в яму с несоответствующими указанному в начале статьи размерами, возлагается на собственника участка данной дороги.
Каким способом можно выяснить информацию о конкретном собственнике определённой автодороги в городе или ином населённом пункте?
На самом деле ничего архисложного в этом нет. От водителя потребуется лишь связаться с отделением ГИБДД. Иными словами, информацию по собственнику дороги устанавливает не автолюбитель, а ГИБДД.
Все реквизиты и данные владельца дороги, на которой произошло ДТП, должны быть внесены в административный протокол, составляемый по статье 12.34.
Когда должностные лица автоинспекции по надуманным или абсолютно нелепым причинам пытаются отказать водителю повреждённого автомобиля в идентификации собственника дороги, тогда можно писать жалобу на такие действия в прокуратуру. Теперь владелец дороги будет точно установлен. Причём сделают это максимально оперативно.
Чтобы получить выплату от дорожников необходимо провести оценку полученного ущерба и стоимости восстановления машины в результате ДТП с ямой.
Для этого обратитесь в любую городскую организацию, которая занимается независимой оценкой. С представителем компании нужно договориться о месте, времени и дате проведения осмотра транспортного средства и затем предоставить эту информацию виновнику происшествия. Сделать это нужно обязательно в письменном виде.
Обязательно надо удостовериться, что на уведомлении будет проставлен штамп, содержащий входящий номер. Только так можно доказать, что виновник был приглашен на место проведения осмотра и оценки полученного ущерба.
Когда осмотр окончен, сотрудник компании, проводивший это мероприятие, в течение нескольких дней должен предоставить собственнику автомобиля отчёт, содержащий смету восстановительных работ автомобиля. Имея на руках такой документ, можно переходить к последнему этапу: идти в суд.
Какие доказательства необходимо собрать?
Найти ответственное лицо и зафиксировать ДТП — это только полдела. После этого нудно будет доказать свою правоту, что на деле не всегда оказывается простым делом. Даже если размеры ямы превышают все допустимые пределы, а повреждения на автомобиле видны невооруженным взглядом, потребуется собрать официальные доказательства.
Для начала, чтобы обратиться в суд и иметь возможность получить компенсацию, нужно показать, что причиной ДТП стало именно плохое состояние дорожного полотна. Сделать это можно только в том случае, если размеры ямы превышают предельно допустимые. Согласно ГОСТу, определяющему эксплуатационное состояние российских дорог, длина ямы не должна превышать 15 см, ширина — 60 см, а глубина — 5 см.
Обращение в дорожную службу
Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автодорог, ответственными за их состояние, являются исполнительные органы государственной власти, администрация муниципальных образований, юридические и физические лица.
Отвечать за причинение ущерба из-за некачественного дорожного покрытия могут также обслуживающие организации, работающие по контракту с федеральной или местной администрацией.
К установленному виновнику необходимо обратиться с претензией на возмещение ущерба, причинённого автомобилю по причине неудовлетворительного состояния полотна и уведомлением о проведении независимой экспертизы.
Допустимый размер выбоин на дорогах
Проезжую часть обычно невозможно представить себе идеально гладкой в течение долгого промежутка времени. Природа, погода делают свое, и бороться с этим дорожные строители пока не научились.
Поэтому, в РФ существуют стандарты в части максимально допустимого размера разрушений дорожного покрытия.
Так, с 1 сентября 2020 года вступили в силу положения ГОСТ Р 50597-2017, носящего название «Дороги автомобильные и улицы». Правда, в нем не описано, что считается ямой на дороге. Вместо этого используются такие понятия, как выбоина, пролом, просадка.
В пункте 5.1 рассматриваемого документа содержится таблица, определяющая размер вероятных дефектов. Если говорить о яме (в бытовом смысле этого слова), то она не должна превышать по длине 15 см., и в части глубины 5 см..
Комментарий эксперта
Селиванов Вечеслав Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.
Задайте вопрос
Если водитель столкнулся с такой неприятностью, он должен сам произвести необходимые замеры. И обязательно настаивать на том, чтобы это сделал экипаж ГИБДД. При этом все данные должны быть вписаны в протокол об административном правонарушении.
Что должны знать водители в РФ?
Независимо от постоянно поступающих от водителей жалоб на качество дорог в РФ, отвечающие за них службы не торопятся принимать меры. Разумеется, при езде по плохим дорогам автомобилисты должны быть осторожны. Приходится ездить на малой скорости и следить за ямами, стараясь их объезжать. Только в плотном потоке движения, особенно в час пик, это бывает невозможно.
Повреждение колеса
Нетрудно предсказать итог попадания колес в глубокую яму с острыми краями:
- погнется или треснет колесный диск;
- пострадает подвеска;
- испортится резина;
- деформируется полуось;
- выйдет из строя шаровая;
- порвется сайлентблок.
Ущерб может исчисляться тысячами рублей, в зависимости от стоимости запчастей для ремонта. Многие не знают, но если вы попали в яму на дороге и транспортное средство получило ущерб, вы можете получить компенсацию – это совершенно законно. Главное построить эффективную линию защиты. Попадая в яму на дороге, обращайтесь в страховую фирму с заявлением или направляйте его в суд. Разумеется, процедура запутанная и сложная, но без этого на компенсацию материального ущерба можно не рассчитывать.