Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коэффициент бонус-малус (КБМ) 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из значимых коэффициентов при расчете стоимости полиса ОСАГО является коэффициент Бонус-Малус (КБМ). Его размер зависит от количества лет безаварийной езды страхователя. Сейчас в российском страховании существует 15 классов, которые могут присваиваться водителям. Изначально, при отсутствии стажа присваивается 3-й класс, который равен 1.
Как вернуть переплату по ОСАГО после восстановления КБМ — DRIVE2
Далее при отсутствии аварий, класс водителя увеличивается ежегодно и стоимость полиса при этом снижается на 5 %.Максимальный класс водителя – 13-ый, а максимальная скидка при оформлении полиса составляет 50 %.Важно помнить, что скидка может потеряться или уменьшиться, если был перерыв в страховании более года, либо, если вы стали участником ДТП за прошлый период страхования.
В этом случае, КБМ будет увеличен на законных основаниях и водителю придется накапливать свою скидку заново.
Однако, существуют и другие причины, по которым может потеряться ваша законная скидка:— вы заменили водительское удостоверение в связи с окончанием срока действия, утерей или сменой фамилии;— представитель страховой компании допустил ошибку при оформлении предыдущего полиса (неправильно указал год рождения, ФИО и т.д.
);— страховая компания не подала сведения в АИС РСА;— страховая компания подала сведения в АИС РСА с ошибками.В вышеперечисленных случаях, вы можете восстановить КБМ несколькими способами:— через страховую компанию, которая совершила ошибку;— через РСА, направив соответствующий запрос;— через Центральный банк, отправив жалобу в письменной форме.
* На рассмотрение документов отводится срок до 30 дней. В течение этого периода получатель жалобы должен предоставить заявителю развернутый ответ в письменном виде о принятом решении.
— воспользовавшись одним из платных сервисов: Восстановить КБМ . Срок рассмотрения заявки от 1 до 5 рабочих дней.
После восстановления КБМ вы имеет право получить излишне уплаченную страховую премию (переплату) как по действующему договору ОСАГО, так и по предыдущим договорам, в которых было применено неправильное значение КБМ.
Важно: Срок исковой давности по таким делам составляет 3 года.Соответственно, вернуть переплату можно за 3 последних года.
Что собой представляет КБМ?
КБМ или коэффициент «Бонус-малус» — специальный показатель, который напрямую влияет на стоимость страхового полиса ОСАГО при его продлении на следующий год. КБМ может как снизить стоимость полиса, так и повысить ее. Основная его задача — поощрить водителей, которые не попадают в аварии.
Основные принципы действия КБМ:
- присваивается не автомобилю, а водителю/автовладельцу;
- льгота при первой покупке полиса составляет 0%;
- каждый год без ДТП добавляет 5% льгот;
- льготы суммируются, но не могут превышать 50%;
- при попадании в ДТП в качестве виновника, КБМ увеличивается;
- максимальный размер КБМ составляет 2,45.
Данная аббревиатура расшифровывается как коэффициент бонус-малус. Два последних слова позаимствованы из латыни и переводятся как «хороший-плохой». По сути, КБМ – это цифровой показатель персональной аварийности водителя. Страховые компании применяют его для того, чтобы на его основании выполнять расчет стоимости ОСАГО.
Чем более длительное время водитель обходится без участия в ДТП, тем ниже значение коэффициента и меньше расчетная стоимость вновь приобретаемого полиса. Максимальной скидки с цены в 54% можно достичь, если срок вашего безаварийного вождения составит десять лет.
КБМ выполняет двойную роль. Во-первых, он дает водителям стимул для более аккуратного и внимательного управления транспортным средством. Во-вторых, оказывает помощь страховщикам, давая им обоснованные практикой цифры в ходе расчета вероятных рисков.
Для чего используется КБМ при оформлении ОСАГО
Для начала разберёмся, что такое КБМ в страховке ОСАГО. Под этой аббревиатурой скрывается термин «коэффициент бонус-малус», который в переводе с латинского языка означает «хороший-плохой». Таким образом, КБМ является своего рода системой определения рейтинга водителей.
Кто не попадал в ДТП по своей вине, тот заслуживает скидку. А если водитель вследствие несоблюдения ПДД причинил вред автомобилям третьих лиц, у него высокий риск новых аварий, за которыми последуют страховые выплаты. Такие автомобилисты не только лишаются скидок, но и должны переплачивать за полис ОСАГО.
Таким простым способом устанавливается справедливость в отношениях между страхователем, страховщиком и государством:
- автомобилист получает мотивацию строго соблюдать ПДД;
- государству не нужно повышать базовые ставки по ОСАГО;
- страховщик получает вполне законный инструмент для повышения стоимости страховки, от чего зависит и сумма его выручки.
Выделяют несколько видов коэффициента:
- Начальный. Определяется для собственника или водителя ТС страховщиками при заключении нового договора полиса ОСАГО по таблице КБМ.
- Водительский. Определяется для каждого водителя, которого собственник допускает к управлению автомобилем и желает вписать в полис. Используется при расчете стоимости полиса с ограниченным количеством допуска водителей.
- Собственника ТС. Применяется в случае, когда оформляется полис с неограниченными условиями по количеству допущенных к управлению.
Следует отметить, что КБМ водителя невозможно превратить в КБМ собственника, но допустимо обратное.
- Расчетный. Окончательный коэффициент для итогового расчета страховой премии.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
Существует таблица коэффициентов, исходя из нее можно вычислить КБМ, который будет применен при расчете страхового полиса. Принцип определения следующий:
- В крайнем левом столбце выберите ваш текущий КБМ:
- для начинающих водителей выбираем коэффициент — 1, для других свой;
- опускайтесь по таблице на строку ниже за каждый безаварийный год;
- если в календарном году происходили ДТП по вашей вине, то в строке выше коэффициент определяется в зависимости от количества обращений за страховым возмещением.
- Результатом вычисления будет пересечение ячеек текущего КБМ и количества страховых случаев (ДТП).
Максимальный коэффициент (КБМ) равен 0,5. Он снижает стоимость полиса на 50% при 10-летнем безаварийном вождении.
Подать жалобу на КБМ по ОСАГО
Составлять жалобу стоит тогда, когда были выявлены нарушения при учёте КБМ. Например, если необходимо вернуть переплату по ОСАГО.
Жалоба может быть составлена от руки или в электронной форме, она должна включать следующую информацию:
- сведения об автовладельце;
- адрес проживания;
- контактная информация;
- описание претензии.
Подать жалобу можно в:
- РСА;
- ЦБ РФ;
- Специализированную компанию, которая занимается такими вопросами.
Если автовладелец решил написать жалобу в Центробанк на КБМ по ОСАГО, необходимо помнить о следующем:
- заполнять шаблон формально, без эмоций, в вежливой форме;
- предоставить доказательства, подтверждающие нарушение прав.
Применение неправильного, с точки зрения водителя коэффициента бонус-малус может быть вызвано:
- изменением количества и «классности» автомобилистов, включенных в страховку;
- оформлением полиса без ограничений по пользователям авто. Скидку по ОСАГО определяют по классу владельца авто. При отсутствии в базе сведений о собственнике применяют 3 класс (КБМ = 1);
- перерывом в водительском стаже длительностью более 12 месяцев. Это также меняет класс до базового значения 3, а КБМ – до 1;
- заключением договора менее чем на год. Скидка на последующий полис остается прежней;
- внесением изменений в полис ОСАГО (например, добавлением водителей). При аккуратной езде КБМ на следующий период не меняется;
- заменой прав, например, при смене фамилии. Чтобы исключить все возможные проблемы, о новом, полученном ВУ нужно сообщить страховщику и в «Особых отметках» полиса указать КБМ;
- ликвидацией страховой компании без представления сведений о клиентах в РСА. В стаже водителя появится пробел, который приведет к присвоению начального класса 3;
- неправильным внесением или невнесением в базу информации по клиенту и его истории вождения за истекший год;
- невнимательностью сотрудника СК или агента, особенно если водитель списан сразу в несколько страховок.
Что такое КБМ таблица
Принцип действия системы «бонус-малус» заключён в изменении класса водителя, в зависимости от наличия/отсутствия за прошлый страховой год в его активе ДТП. Если по его вине произошла авария, то рейтинг снижается на несколько пунктов. За каждый безаварийный год его класс наоборот, повышается на 1 позицию. Минимальный рейтинг, присеваемый злостным нарушителям, обозначается буквой «М». Такому водителю страховой полис обойдётся при покупке в 2,45 раза дороже его базовой цены. Высший класс КБМ – 13-й. Его обладателю оформление ОСАГО будет стоить дешевле базового значения на 50%.
Самостоятельно рассчитать, во сколько обойдётся оформление полиса на следующий год, может каждый водитель. Используется для расчёта КБМ ОСАГО таблица, приведённая ниже.
Слетел КБМ – причины
Итак, коэффициент бонус-малус – это одна из составляющих при расчёте стоимости страховки ОСАГО, влияющих на эту стоимость в большую или меньшую сторону.
Работает КБМ просто: чем дольше Вы не были виновником в ДТП, тем меньше Вам будет стоить полис. С каждым годом, если Вы не попадаете в ДТП, становясь виновником, общая цена страховки падает на 5%.
Важное условие для увеличения этого коэффициента – Вы должны быть не просто виновником в аварии, потерпевший должен обратиться в страховую. То есть по страховому случаю должна быть выплата или ремонт. Только тогда это влияет на удорожание ОСАГО.
Есть целый ряд причин, почему обнуляется КБМ. Давайте сразу разделим их на те, после которых «безаварийку» восстановить его невозможно, и те, когда КБМ подлежит восстановлению.
Проверка и восстановление КБМ
Проверить КБМ можно на сайте РСА или в личном кабинете на Пампаду. Наверняка всем встречались клиенты солидного возраста с большим стажем безаварийного вождения, но минимальными скидками. У меня в практике был случай, когда при пролонгации ОСАГО человек столкнулся с тем, что КБМ у него упал с 50% до 10%. Причем полис пытались продлить там же, где был оформлен предыдущий. На письменный запрос Страховщик ответил, что аварий не было, но скидка, согласно базе РСА, все равно стала на 40% ниже. Я помогла собрать документы и обратиться в Российский Союз Автостраховщиков. Итог: водителю вернули «законные» 50% скидки. Затраты на страхование автомобиля для него снизились. А я теперь страхую несколько авто, дом и коммерческую недвижимость, которые ему принадлежат. Стоит отметить, что в личном кабинете на Пампаду все намного проще. Вам нужно заполнить данные на клиента и оставить заявку на восстановление КБМ. Остальное сделают наши специалисты.
Как рассчитать КБМ при неограниченной страховке
«Бонус-Малус» при открытом страховании, то есть без ограничений по количеству водителей, равен значению КБМ собственника автомобиля. Изменяется он по тем же правилам, что и для обычного полиса, но скидка распространяется только на конкретную машину.
Допустим, вы владелец автомобиля Nissan и оформили на него открытое ОСАГО. Через несколько лет вы получили категорию 10 и скидку 35%. Несмотря на то, что транспортом могут управлять и лица с другими классами – меньшими или большими – для расчета стоимости взносов используется ваш показатель. Но при покупке второй машины, например, Renault зарабатывать скидку придется «с нуля», с третьего класса, независимо от того, какая категория была на Nissan.
При этом для открытого ОСАГО применяется и другой специальный множитель. В 2019 году он равен 1,87. Это значит, что неограниченная страховка будет на 80% дороже обычной (без учета других коэффициентов).
Расчет коэффициента бонус-малус происходит по правилам ЦБ РФ. Регулятор установил специальные нормы повышения-понижения КБМ, зависящие не только от наличия аварий, возникших по вине страхователя, но и предыдущего показателя.
Действующие нормы приведем в таблице (расчет КБМ следующего года в зависимости от прошлогодних значений и числа аварий за годовой период):
КБМ действующего полиса ОСАГО | КБМ в следующем полисе в зависимости от числа страховых случаев | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Пользоваться таблицей очень просто: соедините параметр текущего КБМ по горизонтали, с числом ДТП, в которых вы были виноваты за время действия имеющегося полиса ОСАГО по вертикали. На пересечении этих данных и будет лежать величина бонус-малус для следующей страховки гражданской ответственности.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) используется при расчёте стоимости полиса ОСАГО. Он представляет собой множитель, который обеспечивает автовладельцам скидку (при значениях меньше 1) или надбавку (при значениях больше 1) по отношению к базовому тарифу ОСАГО. Для уменьшения КБМ водитель должен ездить без аварий, а если он стал участником ДТП, то не должен быть признан виновным либо (в случае его виновности) по его полису не должно быть произведено выплат в порядке возмещения нанесённого им ущерба.
Значение КБМ варьируется в диапазоне от 0,5 до 2,45, что соответствует водительским классам от 13 (суперпрофессиональный, аккуратный автовладелец с многолетним безаварийным стажем) до М (недисциплинированный водитель). Начинающему водителю присваивается класс 3, которому соответствует первоначальный КБМ, равный 1. Таким образом, он первоначально оформит полис ОСАГО по базовой стоимости, а через год его КБМ может быть изменён (или оставлен без изменения) в зависимости от указанных выше обстоятельств.
Иногда автовладельцы сталкиваются с неприятным сюрпризом при проверке КБМ. Они обнаруживают, что показатель вырос либо обнулился (последним термином обозначают перевод его в первоначальное значение, равное 1).
Если водитель ездил без аварий по его вине, и соответственно страховая компания не выплачивала пострадавшим деньги, то и коэффициент будет понижен.
Если же аварии происходили, то в зависимости от их количества КБМ повышается, и страховка стоит дороже или дешевле соответственно.
При этом если водитель перешел в другую страховую компанию, разорвав отношения с прежней, то последняя может неправильно указать данные о безаварийности.
Кроме того, в расчеты может закрасться ошибка, которая обнулит КБМ и даже водитель с приличным стажем будет вынужден платить повышенную стоимость страховки.
Это сильно влияет на бюджет, поскольку часто сумма скидки составляет до 50% от всей стоимости. Поэтому, если такая ситуация произошла, следует начать разбирательство.