Разновидности правовой информации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разновидности правовой информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Существует несколько видом и классификация правовой информации по различным основаниям. В данной работе автор попытается рассмотреть некоторые из них. Для этого структура работы будет выстроена следующим образом: анализ понятия и структуры правовой информации, виды правовой информации, основания классификации.

Правовая информация опосредованного правового значения

Данная информация относится к юр. деятельности и связана с реализацией норм права. Документы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют спорные правовые положения, которые имеют нормы права.

По результатам обобщений судебной практики коллективным органом принимается соответствующий документ (постановление), которое направляется в суды для использования.

По результатам обобщений судебной практики вырабатываются проекты норм для того, чтобы дополнить или изменить уже существующие нормы.

Конечно, эти документы характеризуются как правовая информация и имеют юр. значение либо для формирования норм права, либо для правоприменения.

Вывод 3

Документы опосредованного правового значения формируют правотворческое сознание властвующего субъекта и относятся ко второму уровню правовой информации.

По конкретным юридическим делам тоже формируются документы, носящие правовой характер. Постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело без передачи его в судебные инстанции относятся к таким документам. Данные документы дают оценку деянию с правовой точки зрения, но так как причиненный вред является малозначительным, лицо, совершившее его, освобождается от уголовного или административного преследования. Если в гражданском судопроизводстве такие постановления используются, они имеют правовое значение.

В юр. деятельности часто используются экспертные заключения, они тоже имеют юридическое значение. Доктринальные толкования ученых, оформленные в виде заключений, можно с уверенностью отнести к правовой информации.

Правовая информация и ее свойства

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”.

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

3

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.Понятие «правовая информация»

4

Всю правовую информацию условно можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

5

1. Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная часть правовой информации, по сути, представляет собой совокупность нормативных правовых актов.

6

Нормативный правовой акт (НПА) – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ.

Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

9

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.

Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру.

Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

11

28 октября 2011

Вершинин А.П.

д.ю.н., профессор,

генеральный директор Президентской

библиотеки имени Б.Н. Ельцина

(статья первоначально опубликована в

журнале «Правоведение»

№ 10 за 2010 год)

Электронный Свод законов и правовая информатизация в России

В последнее время все чаще привлекает к себе внимание вопрос о необходимости создания Свода законов Российской Федерации. Общая систематизация российского законодательства была одной из первоочередных задач в связи с правовыми реформами и распространением информационных технологий в 90-е годы XX в. Некоторое ослабление внимания на практике к Своду законов Российской Федерации в конце прошлого — начале нынешнего века сопровождалось, тем не менее, широким изучением проблем систематизации законодательства. С учетом опыта 90-х годов, новых исследований и на основе новейших информационных технологий, а также накопленной в электронной среде правовой информации могут быть определены перспективы правовой информатизации Российской Федерации, в целом, и формирования Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.

Необходимость начать подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации — официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов Российской Федерации была признана в 1995 году в целях реализации положений ст. 15 Конституции Российской Федерации, упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.

На первом этапе подготовки к изданию Свода законов Российской Федерации Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации необходимо было осуществить инвентаризацию всех действующих, формально не отмененных федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, нормативных постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также нормативных актов Союза ССР, продолжавших действовать на территории Российской Федерации.

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом. Например, материалы подготовки законопроектов и других нормативно-правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Правовая информация – это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором» (т.е. от кого она исходит), и на что она направлена, можно разделить на три группы: официальная, неофициальная и информация индивидуально-правового характера (см. рис.).

1. Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Она делится на нормативно-правовую и иную официальную правовую информацию.

Нормативно-правовая информация – это совокупность нормативно-правовых актов во всем их многообразии.

Природу нормативно-правового акта характеризует, прежде всего, такой его признак, как государственность: государство, его органы устанавливают обязательные для всех правила поведения и обеспечивают их выполнение. Наличие в актах нормативных предписаний является хотя и не безусловным, но одним из характерных признаков нормативности. Для облегчения отграничения нормативных актов от индивидуальных нужно выделить внешние признаки нормативности предписаний: 1) неконкретность адресата (т.е. акт регулирует поведение неопределенного круга лиц); 2) возможность неоднократного применения предписания.

На практике при определении нормативности актов следует иметь в виду, что указанные признаки являются лишь внешними признаками нормативности, что главный признак — правотворческое значение акта, его направленность на установление, изменение или отмену норм права.

Иная официальная правовая информация включает официальные правовые акты, не носящие нормативный характер.

Акты общего характера создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением. Например, решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, Пленума Высшего арбитражного Суда РФ.

Тема 2. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Подобное обозначение, на первый взгляд, используется в правоведении не особо часто, но при этом оно является очень важным. Исходя из федерального законодательства, документированная информация — это такой вид свода определенных данных, которые занесены на материальный носитель с целью сохранности.

Также этот материал предполагает наличие реквизитов об имеющихся исходниках его происхождения, которые в целом позволяют определить характер этих данных или их носителя, независимо от формы представления. Без них понятие документированной информации фактически теряет смысл. Реквизиты по своей сути выполняют две основоположные функции — информационную и защитно-удостоверительную. Иными словами, с одной стороны, они содержат нужные данные, а с другой стороны, делают невозможной процедуру фальсификации документов.

Читайте также:  Как оформить отказ от наследства в 2020 году?

Устойчивость, как подвид свойств информации

В нашей стране развитие справочных правовых систем началось с 1975 года, когда руководством Советского Союза было принято решение о развитии правовой информатизации. При Министерстве юстиции в 1976 году был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), который занимался разработкой справочных правовых систем и государственным учетом нормативных актов.

Кроме того, важно видеть и границы реальных возможностей СПС, тем более что иногда пользователи преувеличивают их, ожидая от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами.

По данному основанию правовые акты можно подразделить на четыре большие группы: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и акты международных организаций.
Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация».

Если вопрос целиком понятен специалисту, то этот анализ он делает сам, в противном случае дополнительно привлекает дру­гих экспертов.

Если говорить образно, то попытку неспециалиста решать юридиче­ские вопросы с помощью СПС можно сравнить с попыткой человека, не имеющего специальных знаний, лечить больных по медицинским спра­вочникам. Да, в простейших случаях, например при легкой простуде, это возможно.

Существуют различные подходы к пониманию информации.

С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми.

Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов;

2) биологическая – создается живыми существами;

3) социальная – область человеческих отношений;

4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.

С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо.

Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Выделяются следующие юридические свойства информации.

1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.

3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе.

4. Распространяемость – тиражирование.

5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.

1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.

В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

2. По источнику создания:

А) недокументированная – остается за пределами правового регулирования;

Б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:

– нормативная правовая информация;

– ненормативная правовая информация;

В) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).

Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.

При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Среди основных методов информационного права можно выделить следующие.

1. Формально-догматический метод. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификация и систематизация явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

2. Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т. п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т. п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов.

3. Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права.

4. Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом.

Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

5. Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений.

6. Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, его элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования.

Классификация информации

1. По источнику создания:

  • недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
  • правовая (нормативная и ненормативная) – создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
  • неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

2. По степени доступа:

  • свободного доступа (открытая) (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов);
  • ограниченного доступа (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

3. По кругу лиц:

  • массовая (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы);
  • индивидуальная (является объектом гражданских прав).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ

В этих трудах информация представлена как некая фундамен­тальная субстанция, соизмеримая с такими понятиями, как материя и энергия.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так назы­ваемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и’постановлений Правительства РФ.

Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность таких данных о нем, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать.

До начала 1970-х гг. прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» практически не использовалось. Заметим, что термин «информация» до недавнего времени вообще не использовался в сфере общественных отношений.

Правовая информация и ее свойства

Правовая норма рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым правовая норма рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

В США первая полнотекстовая правовая система LEXIS (она до сих пор — одна из самых известных и популярных в стране, и называется теперь LEXIS-NTXIS) стала результатом совместной деятельности коллегии адвокатов штата Огайо и фирмы DATA Corp. Ее создание началось в 1967 году. В настоящее время есть доступ к этой базе в глобальной сети INTERNET.
Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее вмешиваются электронно-вычислительные машины, в частности автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые виды носителей правовой информации.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (РФ) от 11.11.1996 № 781-II ГД).

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Читайте также:  Что делать, если возник конфликт с соседями

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Система очень удобна в пользовании и предоставляет своим клиентам множество возможностей. Для учебных заведений распространяются бесплатные диски с подборкой документов для изучения возможностей системы. Поиск необходимой информации достаточно легок, для этого просто достаточно ввести правильные параметры поиска.

Современные СПС предоставляют пользователю широкие возможности поиска и анализа документов. Достоинства и недостатки различных видов поиска, типовые приемы и примеры поиска документов, а также работы с ними будут рассмотрены в ходе дальнейших занятий.

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте.

До начала 1970-х гг. прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» практически не использовалось. Заметим, что термин «информация» до недавнего времени вообще не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной деятельности постепенно стали появляться термины «информация», «информационная сфера», «информационные процессы» и др.; в систему правовых знаний также были привнесены новые понятия, связанные с информацией.

  • информация — это не любые сведения, а лишь те, которые несут нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;
  • информация существует вне ее создателя, это отчужденное от него знание;
  • информация является сообщением, она выражена на определенном языке в виде знаков;
  • информация неисчерпаема, она может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной.

Сообщение может быть записано на материальном носителе, таким образом, оно является формой передачи информации и может распространяться в каналах общественной коммуникации, воспроизводиться без участия автора, быть доступным для неограниченного круга субъектов. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

Она конструируется субъектом в соответствии с его потребностями, интересами, целями. Перенос информации на материальный носитель не материализует ее. Материален лишь носитель информации. Идеальный характер информации усложняет процесс правового регулирования информационных отношений, ограничивает возможность распространения на информацию института вещной собственности. Несмотря на то что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что, когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения).

Получение информации не может обеспечить полный объем вещных прав на нее — владение, пользование и распоряжение. Право собственности распространяется только на материальный носитель информации. При этом приобретатель получает возможность пользоваться и распоряжаться информацией, но и поставщик информации имеет возможность пользоваться этой же информацией, даже если договором будет установлено ограничение на ее распространение.

Также не всякая информация подпадает под понятие «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Перечень таких сведений определяет ст. 1225 ГК РФ.

Эти моменты поставили перед юристами задачу сформулировать особый правовой режим информации. Законодатели попытались выйти из положения, применяя термин «обладатель информации», сформулировав особый правовой режим информации, который нашел свое отражение в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (далее по тексту Закон «Об информации»).

Законом предусмотрено использование понятия «обладатель информации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне. Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя.

В Гражданском кодексе термин «обладатель» означает наличие каких-либо прав, а также материализованных свидетельств таких прав. Обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Ограниченность данного в законодательстве определения информации заключается в том, что качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение как объекта правоотношений, является ее потребительская стоимость, т.е. значимость для конкретного субъекта. Ценность информации не может ставиться в зависимость от стоимости ее носителя. Она выражается в стоимостных характеристиках тех последствий, которые следуют за получением информации.

1. общая информация о состоянии законности и правопорядка:

  • заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;
  • судебная, уголовная и прокурорская статистика;
  • информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);
  • социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

2. информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3. информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;

4. информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные

решения и т.п.);

5. информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

  • криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;
  • криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
  • Нормативные правовые акты федерального уровня
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральные конституционные законы Российской Федерации
  • Федеральные законы Российской Федерации
  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
  • Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
  • Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  • Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
  • оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты
  • оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-
  • наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.

Шпаргалка по информационному праву.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона об информации информационные технологии (ИТ) — это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Основными свойствами ИТ являются целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени. Рассмотрим данные свойства.

Можно классифицировать информационные технологии с различных точек зрения. Например:

— Информационные технологии можно различать по типу обрабатываемой информации. Разделение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах возможна и несложная расчетная деятельность, а табличные процессоры обрабатывают не только цифровую информацию, но и могут генерировать графики. Однако каждая из видов технологии в основном ориентирована на работу с информацией определенного вида. Модификация элементов, составляющих информационные технологии, дает возможность образования новых технологий в различных компьютерных средах.
— Информационные технологии можно разделить на обеспечивающие (ОИТ) и функциональные (ФИТ).

Обеспечивающие технологии — это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях. При этом они могут обеспечивать решение задать разного плана и разной степени сложности. ОИТ могут быть разделены по классам задач, в зависимости от класса ОИТ используют разные виды компонентов и программных средств. При объединении ОИТ по предметному признаку возникает проблема системной интеграции, т.е. приведение различных технологий к единому стандартному интерфейсу.

Функциональные информационные технологии (ФИТ) — это модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология. Предметные технологии и информационная технология влияют друг на друга. Например, появление пластиковых карточек как носителей финансовой информации принципиально изменила предметную технологию. При этом пришлось создавать совершенно новую информационную технологию. Но, в свою очередь, возможности, представленные новой ИТ, повлияли на предметную технологию пластиковых носителей (в области их защиты, например).

Информационные технологии классифицируются по типам пользовательского интерфейса. Можно выделить системный и прикладной интерфейс.

Прикладной интерфейс связан с реализацией функциональных информационных технологий. Системный интерфейс — это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой.

Можно классифицировать информационные технологии по степени их взаимодействия между собой. Например, дискретное и сетевое взаимодействие; взаимодействие с использованием различных вариантов обработки и хранения данных; распределенная информационная база и распределенная обработка данных.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных законодательством;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Правовая информация и ее классификации

Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере — это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере.

Гражданско-правовая ответственность отличается имущественным характером принудительных мер воздействия на правонарушителя. Это меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки и компенсацией морального вреда. Имущественные издержки нарушителя, являющиеся следствием применения данных мер, должны компенсировать или, говоря другими словами, эквивалентно восполнить имущественную сферу потерпевшего.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм информационного права причиняется вред предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда.

При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их здоровью, имуществу, собственности). С согласия сторон или по решению суда вред, может быть, возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенных прав и свобод за счет его сил и средств. Например, пресечение дальнейшего распространения информации, а также ее опровержение тем же способом, которым она была распространена и т.п.

Читайте также:  ИНН: как восстановить или получить впервые

В соответствии со ст. 151 ГК РФ субъект (истец) может требовать компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ст. 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации» гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

Гражданским кодексом РФ закреплены аналогичные правила защиты деловой репутации юридического лица.

За разглашение служебной или коммерческой тайны предусматриваются различные виды ответственности, в том и числе и гражданская. В п. 2 ст. 139 ГК РФ закреплено, что информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Дисциплинарную ответственность за проступки в информационной сфере несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Статьей 192 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Кроме того, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

  • информация — это не любые сведения, а лишь те, которые несут нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;
  • информация существует вне ее создателя, это отчужденное от него знание;
  • информация является сообщением, она выражена на определенном языке в виде знаков;
  • информация неисчерпаема, она может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной.

Сообщение может быть записано на материальном носителе, таким образом, оно является формой передачи информации и может распространяться в каналах общественной коммуникации, воспроизводиться без участия автора, быть доступным для неограниченного круга субъектов. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

Она конструируется субъектом в соответствии с его потребностями, интересами, целями. Перенос информации на материальный носитель не материализует ее. Материален лишь носитель информации. Идеальный характер информации усложняет процесс правового регулирования информационных отношений, ограничивает возможность распространения на информацию института вещной собственности. Несмотря на то что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что, когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения).

Получение информации не может обеспечить полный объем вещных прав на нее — владение, пользование и распоряжение. Право собственности распространяется только на материальный носитель информации. При этом приобретатель получает возможность пользоваться и распоряжаться информацией, но и поставщик информации имеет возможность пользоваться этой же информацией, даже если договором будет установлено ограничение на ее распространение.

Также не всякая информация подпадает под понятие «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Перечень таких сведений определяет ст. 1225 ГК РФ.

Эти моменты поставили перед юристами задачу сформулировать особый правовой режим информации. Законодатели попытались выйти из положения, применяя термин «обладатель информации», сформулировав особый правовой режим информации, который нашел свое отражение в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (далее по тексту Закон «Об информации»).

Законом предусмотрено использование понятия «обладатель информации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне. Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя.

В Гражданском кодексе термин «обладатель» означает наличие каких-либо прав, а также материализованных свидетельств таких прав. Обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Ограниченность данного в законодательстве определения информации заключается в том, что качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение как объекта правоотношений, является ее потребительская стоимость, т.е. значимость для конкретного субъекта. Ценность информации не может ставиться в зависимость от стоимости ее носителя. Она выражается в стоимостных характеристиках тех последствий, которые следуют за получением информации.

1. общая информация о состоянии законности и правопорядка:

  • заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;
  • судебная, уголовная и прокурорская статистика;
  • информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);
  • социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

2. информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3. информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;

4. информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные

решения и т.п.);

5. информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

  • криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;
  • криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
  • Нормативные правовые акты федерального уровня
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральные конституционные законы Российской Федерации
  • Федеральные законы Российской Федерации
  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
  • Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
  • Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  • Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
  • оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты
  • оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-
  • наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.

  • к нормативным правовым актам, затрагивающим права,
    свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (ч. 4 ст. 8 Закона об информации).

Информация как объект гражданских правоотношений — произведения науки и литературы, другие формы, отображающие информацию (например, карты, фотографии и т.п.), а также информация, содержащаяся в документах, закрепляющих авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патенты, свидетельства).

Массовая информация — информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и (или) через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям.

Официальные документы — законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в порядке законотворческой или иной правовой деятельности.

Слайд 6

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД). Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Слайд 16

Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на: договоры (сделки); жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов: носят индивидуально — правовой характер; направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *