Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проветривание помещений нормы САНПИН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важность проветривания должен понимать каждый человек. В учебных заведениях, школах и садиках скапливается большое количество людей в замкнутом пространстве и приводит к накоплению большого количества углекислого газа, снижению концентрации кислорода. Кислород нужен сердцу и головному мозгу для правильной работы.
Как правильно проветривать комнату
Есть несколько универсальных правил, которые помогут поддерживать качество воздуха в квартире:
- раскрывайте окна на максимально допустимый уровень; вертикальной форточки недостаточно для полноценного притока кислорода;
- если у вас линейная планировка квартиры, при которой все окна выходят на одну сторону, есть смысл открыть дверь и создать сквозняк, увеличив тягу;
- старайтесь не сидеть на пути движения воздуха, на время перейдите в другую комнату или прогуляйтесь. На сквозняке легко простудиться или получить невралгию;
- лучше всего проветривать ранним утром и поздним вечером, особенно если вы живете рядом с трассой. Это позволит уменьшить количество вредных веществ, попадающих в комнату от пыли и выхлопных газов;
- будьте внимательны, ограничьте доступ к открытым окнам для детей и животных.
В учебных зданиях можно использовать три режима вентиляции, в зависимости от времени года и объема воздухообмена. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности:
- Подача воздуха через небольшое окно в режиме вентиляции. Такое проветривание занимает менее пятидесяти минут и подходит для проветривания в свободное время или перед уроками. Однако этот метод очень холодный (хотя и полезен для влажности). Этот метод не следует использовать зимой.
- Освежайте воздух с открытым окном. Этот способ вентиляции намного короче (5-7 минут). Между перерывами полезно проветривать помещение. Потери тепла не так велики, как в первом случае, но все же имеют место.
- Шашки. Этот метод следует использовать редко и когда в комнате нет студентов. Такой способ вентиляции наполнит помещение свежим воздухом в течение нескольких минут.
Особенности организации проветриваний
Роспотребнадзор письмом № 02/3853-2020-27 от 10 марта 2020 года установил принципы предупреждения новых коронавирусных инфекций. К ним относится периодическое проветривание помещений.
В рекомендациях говорится, что процедуру следует проводить не реже одного раза в 2 часа в течение 15 минут. Свежий воздух поможет избежать концентрации вирусов в помещении. Если возможно, проветривание следует проводить чаще. Если помещение открыто 24 часа в сутки, его следует проветривать в течение этого времени. Методы могут быть разными: открытие окон, ставней, задвижек или приток свежего воздуха.
Для соблюдения процедур рекомендуется составить специальный график. Таким образом, можно узнать, когда и в какое время проводилась вентиляция. Это внутренний документ организации и не требуется для проверки. Она нужна только для соблюдения предписаний Роспотребнадзора и организации работы сотрудников.
Документ составляется на каждый день. В течение одного дня после проветривания сотрудник, ответственный за процедуру, должен подписать ее.
К вашему сведению! Также можно составить журнал вентиляции. Его структура не будет сильно отличаться от расписания.
В школах и учреждениях дополнительного образования классы должны проветриваться после каждого урока. В детских садах это должно происходить каждые полтора часа, во время прогулок детей и перед сном.
Какие бывают проветриватели на пластиковые окна
Вентиляционные механизмы различаются по типу конструкции, способу регулирования, установке и другим критериям. Они изготавливаются из металла, дерева или пластика. Четкого разделения на типы не существует.
Существуют различные типы оконных проветривателей:
Тип механизма | Конструктивные особенности |
Армирование | Подача воздуха через щель в раме. Самый низкий воздушный поток (5 м3/ч), но доступный по цене, с высокой звукоизоляцией. Мы рекомендуем 2 единицы на окно. |
Слот | Пользуются большим спросом у потребителей: широкий выбор моделей. Высокая производительность (от 20 м3/ч), пыле- и звукоизоляция, компактные размеры. Устанавливается в изоляционный зазор между створкой и рамой. Двойные блочные рамы требуют фрезеровки. |
Автоматический | Дополнен датчиком влажности воздуха в помещении, который регулирует открытие и закрытие диффузора. |
Руководство | Воздухозаборник регулируется вручную |
Встраиваемые | Механизм оснащен открывающимся клапаном. Он имеет повышенную производительность по воздуху (до 100 м3/ч) по сравнению с встраиваемым типом. Для установки по всей ширине стеклопакета. Может быть установлен на производстве или в доме со сменным стеклопакетом. |
Поверхностный монтаж | Аналогичен принципу узкого остекления. Самая высокая проницаемость, но нет звукоизоляции. Должны быть удалены из окна. В основном используется в технических помещениях |
Ручка с воздухозаборным клапаном | Устанавливается на место обычной ручки. Оснащены фильтрующими картриджами |
Акустика | Встроенная мембрана изолирует внешние звуки, поддерживая диапазон 30 – 40 дБ |
Также предлагаются амортизаторы дождя и ветра.
Искусственная вентиляция
Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.
Рекомендуем: Составление акта об уничтожении бухгалтерских документов
Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.
Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.
Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.
Как выбрать систему проветривания
При выборе проветривателя стоит обратить внимание на такие критерии:
- число жильцов, которые будут постоянно находиться в помещении – например, для спальни на 2 человек понадобится устройство производительностью от 60 куб. м/ч;
- уровень шума – параметр обычно указывается в технических характеристиках и не должен превышать 40 дБ (желательно – до 30 дБ);
- дополнительная функциональность – в первую очередь, нагрев воздуха, который позволит проветривать помещения даже зимой;
- тип и количество фильтров – желательно, чтобы проветриватель очищал воздух от большинства загрязнений.
Важный критерий выбора – стоимость проветривателя. Однако стоит знать, что высокая цена устройства компенсируется его большим эксплуатационным ресурсом и количеством функций. Если нужно сэкономить – выбирают оконные или стеновые клапана. Для получения большей функциональности – только механические приборы и бризеры.
Нормы проветривания рабочих кабинетов и офисных помещений
Что же касается следующего жизни человека, так это его рабочее место. Не важно, работает человек в офисе или же на заводе — поступление в пространство свежего кислорода необходимо всегда. Организмы взрослых людей всегда менее восприимчивы к стрессу от недостатка свежего воздуха. Также, не всегда взрослым требуется так часто проветривать воздушное пространство. Однако, при работе в офисе, с большим количеством сотрудников необходимо производить проветривание пространства как можно чаще. Конечно, минимальная потребность — это 20 минут перед работой и полчаса в обеденный перерыв. Естественно, с учетом температуры атмосферы на улице. Однако, чтобы после работы не возникало чувство сильной усталости, головная боль, ощущение депрессии и недовольства нужно делать такие перерывы и проветривания немного чаще. Каждые два-три часа во время рабочего дня.
Для чего нужно проветривать классы.
В застоявшемся, спертом воздухе, преобладает CO2 (углекислый газ), который негативно влияет на деятельность головного мозга.
Человек становится вялым, концентрация внимания падает.
Центральное отопление сушит воздух, при низкой влажности слизистые оболочки рта, носа пересыхают, возникает дискомфорт и создаются предпосылки к частым заболеваниям ОРВИ.
В не проветриваемом помещении увеличивается количество пылевых частиц, аллергенов, микроскопических клещей, создаются благоприятные условия для развития плесени на стенах.
Появляются неприятные запахи.
Получать знания или работать в таких условиях невозможно и запрещено по санитарно-гигиеническим правилам.
Чтобы стабилизировать температуру, влажность и концентрацию кислорода и проводят проветривание кабинета в школе по СанПин.
Способы проветривания в разные времена года
Как часто и сколько нужно проветривать помещение? Это зависит от времени года, но минимум раз в день нужно устраивать сквозное проветривание – открыв все окна в доме. Также обязательно нужно проветривать дом после сна, утром, и перед сном, ночью. Почему перед сном проветривают комнату? Во сне частота дыхания становится реже, а вдохи глубже, и недостаток кислорода при избытке углекислого газа влияет на работу мозга спящего человека, нарушая нормальный сон, иногда даже вызывая головную боль.
Жарким летом проветривать имеет смысл только тогда, когда уличная температура сравняется с внутридомовой – обычно ближе к закату или после захода солнца.
Тогда, конечно, можно нараспашку открыть все окна. Но удержитесь от искушения лечь спать на сквозняке, даже при безветрии и в теплую ночь – это все равно чревато простудой.
Зимой тоже нужно проветривать. Но сильно охлаждать помещение в мороз не хочется. Выход – открыть окно нараспашку, но на короткий промежуток времени – 5-10 минут. Если же открыть металлопластиковое окно на «микропроветривание», скажем, на полчаса – свежего воздуха вместо внутрикомнатного зайдет мало, а теплопотери будут почти столь же существенны, как и при полностью открытых ставнях окна.
Виды вентиляционных систем
Вентиляционные системы
Системы вентиляции производственных помещений бывают различных типов. В зависимости от метода движения воздуха, выделяют естественную или механическую вентиляцию. Очень часто оптимальным вариантов считается сочетание этих двух видов в смешанную вентиляцию. Учитывая цели вентиляции, зачем она работает, выделяют приточный, вытяжной или смешанный тип. Это разделение существует, чтобы отделять те системы, которые предназначены для доставки, для вывода воздуха из вентилируемого помещения или же для этих двух задач одновременно.
Вентиляция может быть местная или обще обменная, в зависимости от зоны воздействия. Второй вариант наиболее распространен и суть его заключается в том, что влажный, нагретый и непригодный воздух разбавляют чистым до тех пор, пока он не достигнет необходимых показателей. Такой тип вентиляции используется в случае, если в помещении, где происходит производство, загрязненный воздух распределяется во всех зонах одинаково. Такая вентиляция позволяет достигать постоянных и допустимых характеристик микроклимата равномерно по всему помещению.
Обмен воздуха можно уменьшить в объеме в несколько раз, если занимается отделением и удалением выбросов локально, то есть там, где они возникают. Для этого устанавливают определенные агрегаты на оборудование, которое выбрасывает вредные вещества. Такие устройства помогают отделять загрязненный воздух и удалять его. Такая вентиляция производственных помещений называется местная. Преимущество этого типа в том, что для ее эксплуатации и монтажа необходимо значительно меньше средств.
2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.
2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%. Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 град. С.
Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 град. С. В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.
Проветривание помещений: санитарные правила и нормы для разных категорий
Люди на протяжении жизненного цикла постоянно находятся в социальном обществе. Это происходит в замкнутых пространствах, таких как детский сад, школьный класс, рабочие кабинеты.
Общность людей приводит к тому, что рано или поздно свежего воздуха в помещении практически не остается. Всё заменяется на углекислый газ. Такое соотношение кислорода и углекислого газа негативным образом влияет на самочувствия.
Дети и взрослые начинают чувствовать сонливость, недомогание, головные боли. Маленькие дети начинают капризничать, школьники перестают усваивать материал, у офисных работников снижается результативность рабочего процесса.
Поэтому, чтобы избежать такого рода недомоганий был проведен расчет количества воздуха, необходимого для проветривания детских садов, школ, дошкольных учреждений, музыкальных залов, промышленных цехов, офисных помещений.
Свежий воздух в прочих помещениях
Для каждого человека важно знать, чем грозит спертый воздух. Он ухудшает работоспособности и повышает усталость
Существуют требования к аэроионному составу окружающей среды. Чистого и свежего воздуха должно быть достаточно не только в жилых помещениях
На его количество также следует обратить внимание в следующих комнатах:
Герметично закрытые пространства, внутри которых была создана искусственная среда обитания.
Параметры воздушной среды нуждаются в принудительной вентиляции, если для проведения ремонтных работ использовался синтетический материал
Он в своей структуре имеет свойство накапливать электростатику.
В цехах важно поддерживать баланс влажности и температуры, особенно в тех, где эксплуатируется большое количество электрического оборудования. Некоторые виды оргтехники(например, ламинатор) потребляют кислород и при активном его использовании не дают возможность комфортно работать людям.
Помещения, в которых активно эксплуатируются аэроионизаторы и другие специальные устройства
В результате процесса ионизации кислород насыщается ионами и этот процесс обязательно должен сопровождаться притоком свежего воздуха.
Закрытые пространства, внутри которых выполняются сварочные работы. Процесс производится с выработкой большого количества вредных для организма человека элементов, таких как окислы азота, окись углерода и другие. При недостаточном оттоке вредных газов с годами у сварщиков выявляются профессиональные заболевания органов дыхания.
Не следует забывать о том, что большое количество углекислого газа может нанести непоправимый вред организму человека. Лояльный работодатель должен беспокоиться о своем персонале и придерживаться ряда обязательных правил.
Памятка. Соблюдение режима проветривания и влажной уборки в образовательных учреждениях
В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных учреждениях для детей и подростков (школы, детские сады).
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.
Все помещения должны ежедневно проветриваться.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.
При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.
Влажная уборка в образовательных учреждениях, ее кратность, качество проведения также играет большую роль в профилактике ОРВИ.
Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.
Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)
Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.
Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.
Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся.
Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, в местах, недоступных для обучающихся.
Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации проводится генеральная уборка.
Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.
В помещениях пищеблока ежедневно:
— мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников.
— мытье стен с применением моющих средств, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти.
— генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Все помещения детского сада убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткая мебель и др.).
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой.
Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживается независимо от эпидемиологической ситуации.
Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств.
Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год (весной и осенью).
При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ среди детей резко снижается.
Проветривание в ДОУ по СанПиН: виды и график
Здоровый микроклимат – одно из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих детские сады. Для предотвращения развития заболеваний разработаны нормы СанПиН, которые являются обязательными для исполнения дошкольными учреждениями на всей территории РФ. Особое внимание в СанПиН уделено такой процедуре, как проветривание в ДОУ.
Регулярное проветривание позволяет сохранять в пределах нормы показатели влажности и температуры, а также предотвращает образование чересчур высоких концентраций углекислого газа. Если помещение не проветривать, то из-за большого количества людей, постоянно находящихся в нем, концентрация СО2 быстро повышается. Дети особо чувствительны к изменению состава воздуха, и у воспитанников детского сада могут появляться такие признаки недомогания, как головная боль, быстрая утомляемость, тошнота, сонливость, вялость.
Регулярное проветривание группы в ДОУ решает эти проблемы. Нормальная циркуляция воздуха обеспечивает должный приток кислорода и уменьшает концентрацию вредных веществ, а также позволяет избавиться от неприятных запахов, нормализовать уровень влажности и снизить вероятность размножения грибков и бактерий. Особое значение имеет проветривание в ДОУ при коронавирусе, поскольку приток свежего воздуха позволяет снизить активность вирусов и, тем самым, уменьшить риск заболеваемости. Наконец, тщательное проветривание улучшает сон детей, повышает их активность, нормализует работу всех органов и систем, насыщает клетки тканей кислородом и способствует здоровому обмену веществ.