Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Налоговая политика в 2021 – 2023 годах

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

Расчет налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:

  • в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
  • в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:

КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.

Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.

Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:

  • учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
  • учесть уплаченный НДФЛ;
  • не включать в расчет страховые взносы.

В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:

  • начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
  • выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).

Дата определения доходов и расходов

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Помесячная уплата авансов

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.
Читайте также:  Индексы-дефляторы Минэкономразвития

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Кто и зачем следит за налоговой нагрузкой

Налоговая нагрузка — это сумма налогов и сборов, которые организация или ИП выплатили за определённый период. Показатель отслеживают налоговая служба и Банк России с помощью кредитных организаций. Банки проверяют не только факт уплаты налогов, а также полноту и достаточность перечисляемых сумм в бюджет.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения

Любой банк следует нормам 115-ФЗ : анализирует операции компании и выявляет сомнительные, предполагаемая цель которых — обналичивание или вывод капитала за рубеж. Один из критериев оценки деятельности организации — как раз налоговая нагрузка, а именно доля уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет РФ от общей суммы расходных операций по расчётному счёту.

Если ваши платежи в казну несоизмеримы с вашим оборотом, это вызовет вопросы.

Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Группировка регионов Российской Федерации по показателям налоговой нагрузки

Удельный вес
сельского
хозяйства в
производстве
ВРП
 Налоговая нагрузка на экономику 
субъекта Российской Федерации
 высокая 
(более 20%)
 средняя 
(10 20%)
 низкая 
(менее 10%)
Высокий 
(более 15%)
Республики 
Алтай и
Адыгея;
Краснодарский
край;
Рязанская,
Ленинградская,
Калужская,
Пензенская,
Псковская,
Орловская,
Тульская и
Тамбовская
области
Республики Мордовия, 
Чувашская,
Карачаево - Черкесская,
Кабардино - Балкарская,
Марий Эл, Бурятия и
Дагестан; Алтайский
край; Белгородская,
Тверская, Кировская,
Костромская, Курская,
Ульяновская, Брянская
и Курганская области;
Усть - Ордынский
Бурятский АО
Средний 
(5 15%)
Республика 
Ингушетия;
Таймырский
АО;
Челябинская
область
Республики 
Калмыкия,
Татарстан,
Удмуртская и
Северная
Осетия -
Алания;
Хабаровский и
Ставропольский
края;
Калининград-
ская,
Свердловская,
Воронежская,
Пермская,
Владимирская,
Московская,
Волгоградская,
Новосибирская,
Ярославская,
Вологодская,
Астраханская,
Ростовская,
Ивановская,
Смоленская и
Новгородская
области
Республики 
Башкортостан, Хакасия и
Тыва; Красноярский
край; Саратовская,
Нижегородская,
Иркутская, Амурская,
Омская, Читинская,
Камчатская,
Архангельская,
Кемеровская, Самарская
области; Эвенкийский и
Коми - Пермяцкий АО;
Еврейская автономная
область
Низкий 
(менее 5%
г. Санкт - 
Петербург и
г. Москва;
Ханты -
Мансийский
АО
Республики Коми
и Карелия;
Сахалинская,
Липецкая,
Оренбургская,
Томская и
Тюменская
области
Республика 
Саха (Якутия);
Приморский край;
Магаданская и
Мурманская области;
Ямало - Ненецкий и
Чукотский АО

К первой группе регионов с относительно высоким удельным весом сельского хозяйства в ВРП (более 15%) относятся субъекты Российской Федерации с весьма низкими показателями собираемости налогов и сборов (см. табл. 3) и уровня налоговой нагрузки на экономику региона. В эту группу также были отнесены регионы (Республики Алтай и Адыгея) с действующим режимом специального налогообложения, где массовая регистрация предприятий привела к увеличению собираемости налогов и отношения собранных налогов к ВРП.

Уровень собираемости налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 1999 году

 Уровень 
налоговой
нагрузки
 Регионы 
Высокий 
(более 85%)
Республики: Адыгея, Ингушетия и Тыва 
Края: Краснодарский
г. Москва
Автономные округа: Ненецкий, Коми - Пермяцкий,
Ханты - Мансийский, Корякский и Агинский Бурятский
Выше 
среднего
(75 85%)
Республики: Карелия 
Края: Приморский и Ставропольский
Области: Вологодская, Волгоградская, Тюменская,
Липецкая, Калужская, Астраханская, Сахалинская,
Новгородская, Челябинская и Орловская
г. Санкт - Петербург
Еврейская автономная область
Средний 
(65 75%)
Республики: Саха (Якутия), Коми и Северная 
Осетия - Алания
Края: Хабаровский
Области: Ленинградская, Псковская, Иркутская,
Ростовская, Архангельская, Владимирская, Пермская,
Новосибирская, Московская, Ивановская,
Оренбургская, Брянская, Ярославская, Камчатская,
Смоленская и Тульская
Ниже 
среднего
(55 65%)
Республики: Удмуртская, Дагестан, 
Карачаево - Черкесская
Края: Алтайский и Красноярский
Области: Свердловская, Воронежская, Саратовская,
Томская, Калининградская, Кировская, Пензенская,
Тверская, Нижегородская, Мурманская, Рязанская,
Белгородская и Тамбовская
Автономные округа: Усть - Ордынский Бурятский
Низкий 
(ниже 55%)
Республики: Чувашская, Алтай, Марий Эл, Бурятия, 
Татарстан, Мордовия, Калмыкия, Башкортостан,
Хакасия, Кабардино - Балкарская
Области: Костромская, Ульяновская, Омская,
Амурская, Курская, Читинская, Магаданская,
Кемеровская, Курганская и Самарская
Автономные округа: Эвенкийский, Таймырский
(Долгано - Ненецкий), Чукотский и Ямало - Ненецкий

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Читайте также:  Можно ли подать на алименты, если брак с отцом ребенка не зарегистрирован?

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как рассчитать налоговую нагрузку по виду деятельности в 2018 году

Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Причем в расчет берите уплаченные в бюджет суммы, включая НДФЛ. Такие разъяснения ФНС дала в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589. Сравните свои данные со среднем уровнем налоговой нагрузки по видам деятельности. При расхождениях заранее подготовьте пояснения. Налоговики могут запросить их перед тем, как пригласить вас на комиссию и назначить выездную проверку. По налогам инспекторы также рассчитывают нагрузку по отраслям в своем регионе. Она может отличаться от федеральной. У компаний есть возможность сравнить свои данные только с федеральным уровнем. Если региональный показатель выше федерального, компания узнает об этом от налоговиков. Скорее всего, они потребуют пояснения. Определить показатель налоговой нагрузки организации, сравнить его со средним по отрасли и сделать вывод о том, есть ли у вашей организации риски вызова на комиссию и выездной налоговой проверки, поможет специальный расчетчик от экспертов Системы Главбух.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *