Особенности бухгалтерского учета субсидий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности бухгалтерского учета субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.

Как подать заявку на субсидию?

На сайте данного учреждения вы найдете документ, который называется «Правила (или порядок) предоставления субсидий для возмещения затрат на…»

В этом документе вы узнаете условия государственной поддержки. Такими условиями могут являться:

  • организационная форма предприятия, а также отнесение компании к малому, среднему или крупному бизнесу;
  • размер возмещения затрат (например, 50% от расходов на оборудование, но не более 500 000 руб.);
  • дополнительные условия: например, создание новых рабочих мест;
  • документы, необходимые для назначения выплаты, и сроки, в которые она будет производиться;
  • порядок рассмотрения заявок и причины их отклонения и т.д.

Документы, которые должна подать компания для предоставления субсидии на возмещение затрат, определяет организация, выделяющая деньги. Основными из них являются следующие:

  1. Заявление по форме, прописанной в «Правилах…».
  2. Копии ИНН, ОГРН, и устава юр. лица (для ИП копия паспорта).
  3. Финансово-экономическое обоснование проекта.
  4. Копии документов, подтверждающих затраты, которые подлежат возмещению.

Предоставление этих документов возможно и по почте (заказным письмом), и лично (в приемные часы гос. учреждения).

Особенности расчета НДС для «коронавирусных» субсидий

В связи с пандемией коронавируса государство предоставило субсидии компаниям малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей (постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576).

При любых закупках за счет субсидий по постановлению № 576 можно возмещать НДС без ограничений, а при последующей компенсации — восстанавливать налог не требуется (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 1. ст. 2 закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ). В данном случае формулировки, приведенные в решении о выдаче субсидии, значения не имеют.

Но есть еще одна «коронавирусная» субсидия, которая выдается на финансирование профилактических мероприятий (постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976).

Этот вид субсидии, по мнению Минфина, не подпадает под условия пп. 60 п. ст. 251 НК РФ, так как относится к другой категории налогоплательщиков (письмо от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Поэтому тем, кто получает средства из бюджета по постановлению № 976, лучше не брать к вычету НДС с затрат, возмещенных за счет государства. В противном случае весьма вероятны претензии налоговиков при проверке.

При каком доходе можно оформить субсидию

Распространено мнение, что на помощь от государства могут претендовать только малоимущие. Что касается субсидии на оплату ЖКУ, это не так, хотя такая возможность действительно связана с доходом. Даже если он выше прожиточного минимума, есть шанс получить субсидию. Это зависит от того, какова доля допустимых расходов на оплату ЖКУ.

Размер компенсации зависит от отношения дохода семьи к прожиточному минимуму и соответствия расходов на ЖКУ региональному стандарту стоимости коммунальных услуг. При расчете субсидии во внимание принимается не только зарплата, но и все надбавки и премии, а также доходы от продажи и сдачи в аренду имущества, доходы от инвестиций, продажи сельскохозяйственной продукции со своего огорода, проценты по депозитам, пособия на детей и алименты.

При расчете субсидии учитывается совокупный доход до вычета налогов всех членов семьи за шесть месяцев, даже тех, кто живет в другом месте. К членам семьи относятся супруги, родители или усыновители несовершеннолетних детей и сами несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные.

Что такое субсидия на оплату ЖКХ

Субсидия — возврат части потраченных на оплату коммунальных услуг средств. Выглядит это так: собственник жилья оплачивает квитанции, а государство перечисляет ему на карточку часть потраченных на это средств.

Субсидия полагается тем, кто тратит на ЖКХ больше определённой законом нормы. Выплаты определяет федеральный закон — он обязателен для исполнения всеми субъектами Российской Федерации. То есть, субсидию платят везде. Однако местные власти устанавливают свои правила и критерии назначения субсидии. Занимается этим отдел жилищных субсидий или, если называть его полностью, Городской центр жилищных субсидий (ГЦЖС). Впрочем, в некоторых регионах может быть другой уполномоченный орган. Например, Министерство социального развития.

Государственное субсидирование по кредитам

Нередко для развития бизнеса небольшим предприятиям не хватает собственного дохода, что заставляет их обратиться в финансовые структуры за кредитованием. Взятые на развитие долговые обязательства иногда становятся неподъемной ношей для начинающего свою деятельность предприятия.

Такие долговые обязательства могут привести к банкротству организации, что для государства крайне невыгодно, так как в казну перестают поступать денежные средства налогоплательщиков.

Правительство РФ выдало Постановление от 29.12.2012 № 1406, которое указывают на порядок выделения субвенции предприятиям для погашения имеющихся долговых обязательств перед кредитными организациями. Их действие распространялось для представителей среднего и малого бизнеса, которые воспользовались кредитными программами для целевого назначения или в целях инвестирования.

Читайте также:  Как в 2023 году вырастут минимальные больничные и детские пособия

Действие этого постановления позволило многим предприятиям за счет выделенных государственных денег погасить такие виды взятых ранее займов:

  • которые пошли на покупку оборудования или необходимой спецтехники;
  • строительство новых цехов;
  • обустройство имеющихся помещений;
  • ГСМ, которые использовались для сельскохозяйственных целей (посев, уборка и т. д.);
  • приобретение птицы или голов скота для разведения.

Какие основания для начисления

Субвенция на возврат затрат, которые понесло предприятие в результате своего развития, реализуется на основании соглашения. Последнее имеет свои особенности.

Оно должно включать в себя информацию о размере субвенции и о величине затрат для частичного возмещения средств, заложенных предпринимателем. Также в этом документе указывается, на что именно пойдет выданная субсидия (предмет субсидирования).

В обязательном порядке должны быть выполнены следующие требования и предоставлены:

  • заключенное правоотношение с местными органами самоуправления. Здесь важно, чтобы было учтено условие, что выплаты предоставляются только субъектам РФ средствами, выделенными на финансирование одноименных программ по возмещению затрат мелкому или среднему бизнесу;
  • данные о возможном субсидировании ранее;
  • дата и схема выдачи документации, отчетности, которые подтверждают выполнение обязательств уполномоченными организациями;
  • выписка-подтверждение того, что в бюджете заложены денежные средства на выдачу субвенции;
  • отчеты о расходах, которые были понесены предприятием и на которые оно планирует получить субсидирование (в обязательном порядке должны быть обговорены Министерством РФ);
  • отчет, который подтвердит, что запланированное предприятием развитие было достигнуто путем использования кредитных средств.

Субсидии, полученные обычными организациями, учитываются во внереализационных доходах. Порядок же такого учета поставлен в зависимость от вида субсидии (п. 4.1 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2016 № 03-03-05/27752).

Обратите внимание: право вообще не учитывать в составе доходов государственные деньги имеется, только если субсидия предоставлена на финансирование (целевое финансирование) капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Понятно, что воспользоваться этим правом могут только специализированные организации, осуществляющие управление жилым фондом. При этом такие компании не учитывают в составе расходов стоимость имущества (работ, услуг), приобретенных за счет такой субсидии (п. 17 ст. 270 НК РФ).

Как подать заявку на субсидию?

Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.

На сайте данного учреждения вы найдете документ, который называется «Правила (или порядок) предоставления субсидий для возмещения затрат на…»

В этом документе вы узнаете условия государственной поддержки. Такими условиями могут являться:

  • организационная форма предприятия, а также отнесение компании к малому, среднему или крупному бизнесу;
  • размер возмещения затрат (например, 50% от расходов на оборудование, но не более 500 000 руб.);
  • дополнительные условия: например, создание новых рабочих мест;
  • документы, необходимые для назначения выплаты, и сроки, в которые она будет производиться;
  • порядок рассмотрения заявок и причины их отклонения и т.д.

Документы, которые должна подать компания для предоставления субсидии на возмещение затрат, определяет организация, выделяющая деньги. Основными из них являются следующие:

  1. Заявление по форме, прописанной в «Правилах…».
  2. Копии ИНН, ОГРН, и устава юр. лица (для ИП копия паспорта).
  3. Финансово-экономическое обоснование проекта.
  4. Копии документов, подтверждающих затраты, которые подлежат возмещению.

Предоставление этих документов возможно и по почте (заказным письмом), и лично (в приемные часы гос. учреждения).

В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом с использованием части средств гранта «Агростартап», внесенных крестьянским (фермерским) хозяйством в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:

  • оборудование для производственных объектов сельскохозяйственного потребительского кооператива, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);
  • оборудование в области аквакультуры (рыбоводства), по номенклатуре, определенной Минсельхозом России;
  • сельскохозяйственная техника, специализированный транспорт, фургоны, прицепы, полуприцепы для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членам данного сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:

  • сельскохозяйственные животные (кроме свиней) и птица;
  • рыбопосадочный материал;
  • специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции (кроме свиноводческой продукции);

    Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

  • специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для промышленного производства овощей в защищенном грунте, в том числе мини-теплицы площадью до 1 га;

    Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется уполномоченным органом.

  • посадочный материал для закладки многолетних насаждений, включая виноградники;
  • племенная продукция (материал), за исключением племенной продукции (материала) племенных свиней.
Читайте также:  Как рассчитать выходное пособие сокращаемому работнику

Налоговые последствия при получении бюджетных субсидий

78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть субсидия носит безвозмездный характер и отвечает требованиям п. 8 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, предоставленная строительной компании субсидия на возмещение затрат на уплату первого взноса по договору лизинга должна включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на дату поступления денег на расчетный счет организации (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Данные выводы подтверждаются разъяснениями финансового ведомства (Письма от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63).

Обратите внимание! Минфин придерживается следующей позиции: полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться (Письмо от 14.08.2009 N 03-03-05/156).

Порядок предоставления субсидий возмещение затрат

Ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим или юридическим лицам, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (ст. 69.1 БК РФ). Бюджетными ассигнованиями признаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). Исходя из этого, сделать однозначный вывод о том, что субсидии — это бюджетные средства, не представляется возможным.

В то же время к бюджетным ассигнованиям среди прочего относятся ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (ст.

69 БК РФ). А бюджетными инвестициями являются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

По аналогии, считаем, поскольку субсидии выделяются из соответствующего бюджета, их можно назвать бюджетными средствами. Тем более что до того, как ст. 6 БК РФ была изменена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, вступившим в силу с 28.04.2007, субсидиями признавались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В последующем формулировки Бюджетного кодекса изменились, а Налогового — нет.

Следовательно, субсидии не могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль на основании абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ как использованные не по целевому назначению. Поэтому налоговым органам нет смысла проверять использование полученных субсидий по назначению. Они этим и не занимаются, тем более что АУ не отражают в листе 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» налоговой декларации по налогу на прибыль данные по субсидиям. Об этом сказано в п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приведен в Приложении 2 к Приказу Минфина России от 05.05.2008 N 54н).

Механизм выделения и получения субсидий

Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:

  • организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
  • подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
  • сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
  • после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.
Читайте также:  Как оформить сверхурочную работу?

Какие основания для начисления

Субвенция на возврат затрат, которые понесло предприятие в результате своего развития, реализуется на основании соглашения. Последнее имеет свои особенности.

Оно должно включать в себя информацию о размере субвенции и о величине затрат для частичного возмещения средств, заложенных предпринимателем. Также в этом документе указывается, на что именно пойдет выданная субсидия (предмет субсидирования).

В обязательном порядке должны быть выполнены следующие требования и предоставлены:

  • заключенное правоотношение с местными органами самоуправления. Здесь важно, чтобы было учтено условие, что выплаты предоставляются только субъектам РФ средствами, выделенными на финансирование одноименных программ по возмещению затрат мелкому или среднему бизнесу;
  • данные о возможном субсидировании ранее;
  • дата и схема выдачи документации, отчетности, которые подтверждают выполнение обязательств уполномоченными организациями;
  • выписка-подтверждение того, что в бюджете заложены денежные средства на выдачу субвенции;
  • отчеты о расходах, которые были понесены предприятием и на которые оно планирует получить субсидирование (в обязательном порядке должны быть обговорены Министерством РФ);
  • отчет, который подтвердит, что запланированное предприятием развитие было достигнуто путем использования кредитных средств.

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

Д/т

К/т

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Восстановлена сумма субсидии

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

Основные требования к получателю субсидии:

а) организация является производителем, или аффилированным лицом производителя, или уполномоченным лицом (организация, осуществляющая поставку продукции от имени производителя);

б) организация зарегистрирована на территории РФ;

в) по состоянию на дату не ранее чем за 30 календ. дней до дня подачи заявки на участие в квалификационном отборе, а также заявления о предоставлении субсидии:

  • организация не является иностранным ЮЛ, а также российским ЮЛ, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных ЮЛ, местом регистрации которых являются офшорные зоны, в совокупности превышает 50%;
  • у организации отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
  • у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
  • организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, деятельность организации не приостановлена;
  • организация не получала средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на возмещение одних и тех же затрат на транспортировку продукции на внешние рынки;

г) организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по договорам на поставку продукции;

д) транспортировка и отгрузка продукции (от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения) осуществлялись в период с 1 августа года, предшествующего году подачи заявления на предоставление субсидии, по 31 июля года, в котором подается заявление о предоставлении субсидии. В качестве даты осуществления транспортировки принимается дата отгрузки продукции организацией с целью доставки продукции покупателю в рамках договора поставки;

е) в отношении поставленной продукции получены действующие на дату представления организацией заявления о предоставлении субсидии:

  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции (за исключением продукции, указанной в разделе II приложения к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719, а также сборочных комплектов продукции);
  • для продукции, указанной в разделе II приложения к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719, — заключение о подтверждении производства промышленной продукции с совокупным количеством баллов не менее 1000 баллов в 2019-2021 годах и 1400 баллов — с 2022 года;
  • для сборочных комплектов продукции — сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом РФ, по которому РФ является страной происхождения сборочного комплекта продукции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *