Кто такой бенефициарный владелец юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой бенефициарный владелец юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Организации обязаны располагать данными о своих бенефициарных владельцах. Их необходимо актуализировать не реже одного раза в год и хранить 5 (пять) лет. Также необходимо их раскрывать в случае запроса из налоговых органов или Росфинмониторинга (ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Организация обязана знать своего бенефициара

Исключения:

  • учреждения в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, госкорпораций, а также организаций, у которых более 50 процентов акций (долей) в капитале принадлежит государству, субъектам РФ либо муниципальным образованиям;
  • эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • иностранные организации, у которых ценные бумаги прошли процедуру листинга на иностранной бирже из перечня Центробанка;
  • международные организации.

«О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Изменения затрагивают не только обязанности субъектов «антиотмывочного» закона, но и всех юридических лиц.

С 21 декабря 2016 г. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ регулирует, в том числе и отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. А это значит, что новые обязанности появились не только у организаций, которые перечислены в статье 5 указанного закона.

Напомним, что под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. Таким образом, юридические лица, обязаны установить своих бенефициаров.

О бенефициарных владельцах юридического лица российской федерации

Каждый предприниматель при открытии расчетного счета в банке сталкивался с требованием о предоставлении информации о своих бенефициарных владельцах. Однако, не каждый предприниматель до конца представляет себе кто это такие и по какой причине банки интересуются этими лицами.

Впервые определение бенефициарного владельца было закреплено в Федеральном законе №115-ФЗ 3,5 года назад в июне 2013 года, когда вступил в силу широко известный Федеральный закон от 28.06.2013 г.

№134-ФЗ, который внес массовые изменения и в Закон №115-ФЗ и в Налоговый кодекс РФ: «Бенефициарный владелец – физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».

После указанных изменений все субъекты Федерального закона №115-ФЗ начали активно заниматься выявлением бенефициарных владельцев у всех клиентов без исключения, в том числе у клиентов – физических лиц.

Однако, через два года в июне 2015 законодатель добавляет к действующему определению бенефициарного владельца положение о том, что клиент – физическое лицо является «сам себе бенефициаром»: «Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо». Представляется, что причиной указанных дополнений послужило то, что в XXI веке никто не может контролировать действия физического лица, так как крепостное право отменено еще в 1861 году, а рабство в России, согласно нормам Конституции РФ, вне закона.

И вот 21 декабря 2016 года законодатель снова возвращается к вопросу о бенефициарных владельцах. Теперь, законодатель требует, чтобы каждое юридическое лицо в России располагало актуальной и достоверной информацией о своих бенефициарных владельцах. Сразу нужно оговориться, что на физических лиц и индивидуальных предпринимателей новая обязанность не распространяется.

В случае же если организация не установит своих бенефициарных владельцев, то за неисполнение данной обязанности ей будет грозить административный штраф в соответствии с новой статьей 14.25.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Цитата из КоАП РФ:

«Статья 14.25.1. Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».

Но давайте в первую очередь ответим на самый главный вопрос, который возникает у многих налогоплательщиков – юридических лиц в связи с вступлением в силу 21 декабря 2016 года Федерального закона от 23.06.2016 г. №215-ФЗ, который установил данную обязанность.

Действительно ли, обязанность по установлению своих бенефициарных владельцев распространяется на всех российских юридических лиц и распространяется ли она на субъектов Закона №115-ФЗ. Да, данную обязанность должны исполнять все без исключения юридические лица независимо организационно-правовой формы.

Также данную обязанность должны исполнять и организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ. Это обусловлено тем, изменяется сфера действия Федерального закона №115-ФЗ. Так, с 21 декабря 2016 г.

статья 2 указанного закона будет изложена в новой редакции, согласно которой Закон №115-ФЗ «регулирует отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц».

Теперь, после того, как мы определились с кругом обязанных лиц, предлагаю более подробно рассмотреть новую обязанность, предусмотренную новой статьей 6.1 Федерального закона №115-ФЗ.

Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона №115-ФЗ юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений:

  • фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),
  • гражданство,
  • дата рождения,
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность,
  • данные миграционной карты, документа подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,
  • идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Читайте также:  Как стать самозанятым в 2023 году?

Во-вторых, юридическое лицо обязано:

  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах не менее пяти лет со дня получения такой информации.

В-третьих, самое важное, юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений будут определены Правительством Российской Федерации.

Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти утверждены постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 г. №913.

Эксперт прокомментировал нововведения, касающиеся бенефициарных владельцев

Контекст

Совфед обязал юрлиц раскрывать данные о бенефициарах

21 декабря нынешнего года вступит в силу ФЗ N215 от 23 июня 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принятие данного закона стало очередным шагом Правительства РФ в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики. Нормативно-правовой акт коснется всех без исключения организаций, включая субъектов малого и среднего бизнеса. О том, чем обернутся для российских предпринимателей указанные нововведения, рассказала руководитель проекта Департамента налоговой практики и бухгалтерского учета IPT Group Елена Порохова.

Согласно ФЗ N215, юридические лица будут обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии). Данная информация должна быть документально зафиксирована. Кроме того, ее необходимо обновлять не реже одного раза в год и хранить не менее 5 лет со дня ее получения. Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Во исполнение обязанности о раскрытии информации о бенефициарных владельцах, юридические лица вправе запрашивать у своих учредителей и участников (как физических, так и юридических лицах) информацию, необходимую для установления бенефициаров. Учредители и участники юридического лица в свою очередь обязаны представлять имеющуюся у них информацию. Кроме того, законом определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

По запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, организации обязаны представлять имеющуюся у них документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению требуемых сведений. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению сведений в отношении таких бенефициарных владельцев должно определить Правительство РФ.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Если юридическое лицо не располагает необходимой информацией о своих бенефициарных владельцах, то оно должно представить подтверждение, что предприняло «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев» необходимых сведений. В этом случае организация будет освобождена от штрафов. Стоит обозначить, что указанная формулировка закона достаточно неопределенна, поэтому трудно предположить, что будет признано в сложившихся обстоятельствах обоснованными и доступными мерами по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

Согласно новому закону организация может запросить требуемую информацию о бенефициарных владельцах у своих учредителей или участников, а те в свою очередь обязаны предоставить юридическому лицу запрашиваемую информацию. Стоит учитывать, что данная норма работает, если ваш учредитель – российская организация.

А как реализовать данную норму закона, если учредителем является иностранная организация? Если она оставила направленный вами запрос без ответа? Признает ли налоговый орган, что организация предприняла меры по установлению необходимой информации о своих бенефициарных владельцах? Думаю, что на данный вопрос сейчас ни у кого нет однозначного ответа.

Можно предположить, что реализацию нового закона, как и прежде, будет формировать судебная практика.

Эксперт отметила, что ФЗ N215требует документального подтверждения полученной информации, но что понимать под данной формулировкой – не раскрывает.

Достаточно ли будет получить письмо – ответ на запрос, в котором отражена вся необходимая информация о бенефициаре в соответствии с законом, или необходимо получить заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ? В каком виде должна быть представлена документально подтвержденная информация от иностранных организаций? Это еще один пункт, который, на наш взгляд, не раскрыт в данном законе в полной мере.

Форма, порядок и сроки представления организациями, имеющейся у них в распоряжении документально подтвержденной информации, по запросу налоговых органов или иных контролирующих органов, имеющих право на получение такой информации, должны быть разработаны Правительством РФ.

Согласно ФЗ N215, информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» в финансовой отчетности организации должна быть раскрыта информация по связанным сторонам, а если организация проводила операции со связанными сторонами (включая бенефициарных владельцев), то и раскрыта информация по каждой такой операции.

Данные сведения раскрываются в пояснительной записке отдельным разделом. Вместе с тем действие Положения не распространяется на организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, т.е. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

Важно отметить, что ФЗ N215 не ограничивает своего применения в отношении субъектов малого предпринимательства. Таким образом, все без исключения российские юридические лица обязаны располагать и предоставлять по запросу уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах, даже если они не раскрывают ее в своей отчетности.

Читайте также:  Чернобыль сейчас: живут ли люди в зоне отчуждения в 2021 году

Следует напомнить, что российский бизнес уже не в первый раз сталкивается с темой раскрытия бенефициарного владельца.

Государство на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Анализ совокупности внесенных изменений в законодательство за последние несколько лет свидетельствует о планомерной политике государства по реализации программы деофшоризации российского бизнеса, приостановления бегства капитала за рубеж и возврата капитала в Россию.

Первой такой попыткой стало поручение председателя Правительства РФ от 28 декабря 2011 года N ВП-П13-9308.

В начале 2012 года многие предприятия (преимущественно компании с государственным участием) стали направлять своим контрагентам запросы о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров.

Такие требования в отношении государственных организаций и организаций с государственным участием содержало указанное выше Поручение. Суть его можно изложить в четырех пунктах:

  • 1) обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров;
  • 2) при заключении новых договоров обеспечивать получение от контрагентов указанной информации;
  • 3) разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми контрагентами, которые не представили информацию;
  • 4) регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава – также сообщать об этом.

Можно долго дискутировать о юридической грамотности и правовой основе данного Поручения, поскольку представление подобной информации было не предусмотрено ни одним из действующих на тот момент законов.

Как бы то ни было, тенденция очевидна – государство уже на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Следующим шагом стало принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 года N134-ФЗ, в соответствии с которым банки стали обязаны самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Замечу, что это первый серьезный шаг государства на пути решения вопроса бенефициарного собственника.

Бенефициар – это лицо, которое владеет имуществом и получает доходы от его использования. В публичном пространстве этот термин чаще используется применительно к бизнесу, когда речь идет о реальном владельце компании, даже если формально ее собственником является другое лицо. В законодательстве понятие бенефициара отражено в законе № 115-ФЗ от 07.08.2001. В данном документе указано, что бенефициарным владельцем признается лицо, имеющее долю в собственности свыше 25% и контролирующее действие юрлица через заключение договора с ним.

Слово «бенефициар» пришло к нам из Средних веков – бенефицием тогда назывался феодал, который за полученный от принципала надел земли (и, соответственно, за доходы с этого надела) служил благодетелю. Впервые в современном значении термин «бенефициар» как «получатель выгоды» использован в дополнительном протоколе к Income Tax Treaty (договор между США и Великобританией) в 1966 году. В последующие годы нормативная база расширялась: появились описания функций посредников, работающих по поручениям бенефициара, формализовался процесс управление собственностью, введено более четкое определение конечного владельца. Сейчас в большинстве стран, в том числе в России, законодательство о бенефициарах основано на Третьей директиве Европарламента 2005/60/EC. В указанном документе бенефициар определен именно так, как сделано абзацем выше.

Кто такой бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо (ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Не всегда просто определить бенефициарного владельца. Бывают спорные или неоднозначные ситуации. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Контролирует общество через договор. Пример1 — Если лицо, которое прямо или косвенно не владеет долей (акциями) в обществе, но на основании договора или другой сделки (например, договор залога) имеет право его контролировать и давать указания органам управления обществом, то оно будет являться бенефициарным владельцем;
  • Распоряжается голосами других владельцев по доверенности. Пример2 — Если в составе юридического лица нет участников, которые прямо или косвенно владеют долей более чем 25%, но есть физическое лицо, которое может распоряжаться голосами (долями) других владельцев (например, по доверенности), то такое физическое лицо будет являться бенефициарным владельцем;
  • Доли размыты. Пример3: Если в обществе участвуют как физические, так и юридические лица, и каждому из них принадлежит менее 25% доли (акций), то стоит установить владельцев этих юридических лиц. Если будет установлено, что какое-либо физическое лицо (владелец) является также владельцем входящего в состав общества юридического лица, то необходимо сложить принадлежащие ему проценты в уставном капитале. Если совокупный размер будет более 25% уставного капитала, то такое физическое лицо является бенефициарным владельцем.

Кто такие контролирующие лица

Современное понятие контролирующих лиц было введено в законодательство в связи с деятельностью иностранных компаний, реальными владельцами которых были российские бизнесмены. Речь идет, прежде всего, об офшорах.

Итак, контролирующее лицо иностранной организации – это:

  • физическое или юридическое лицо, владеющее свыше 25% акций или долей контролируемой компании;
  • лицо (физическое или юридическое), владеющее 10% акций или долей в фирме, при условии, что более 50% таких акций или долей (в общей сложности) владеют резиденты РФ;
  • лицо, не подпадающее под первые два пункта, но контролирующее иностранную компанию в своих интересах либо в интересах супруга или несовершеннолетних детей.

Как определить бенефициара

Бенефициарами могут быть как один, так и несколько фактических владельцев фирмы. Отличительный признак таких собственников – наличие возможности различной степени влияния на деятельность компании. Установить бенефициаров, как правило, сложно. Дело в том, что информация о таких владельцах может вовсе не фигурировать в документах фирмы. Также сведения о собственниках могут содержаться в официальных бумагах, но степень их участия может быть занижена. Отсутствие информации о бенефициарах может быть связано с этими причинами:

  • Наличие оффшоров.
  • Уклонение от налоговых платежей.
  • Легализация денег, полученных преступным путем (отмывание).

Для сокрытия бенефициаров используются различные схемы. Для установления скрытых владельцев нужно знать все эти схемы. Как правило, для сокрытия сведений используется особый метод оформления имущества и правоустанавливающих документов. К примеру, лицо получает доступ к счетам фирмы по доверенности. Доверенность предоставляется «подставным» руководителем. В итоге бенефициар фактически наделяется правом собственности на акции на предъявителя. Вместо «подставного» директора могут фигурировать номинальные владельцы ценных бумаг.

Читайте также:  Кому спишут долги через внесудебное банкротство физических лиц

ВАЖНО! Существует также термин «конечный бенефициар». Что он обозначает? В процессе установления фактических владельцев выявляется цепочка выгодоприобретателей. Данная цепочка завершается основным получателем выгоды – конечным бенефициаром. Это лицо, получающее доход от работы фирмы.

Когда готовят сведения о собственниках

Представители СМП (малого и среднего предпринимательства) — это небольшие компании или ИП, у которых один владелец. Крупными предприятиями владеют несколько организаций. Кроме того, в перечне владельцев крупного бизнеса есть и физические лица, и акционеры, и долевые участники. Весь список владельцев компании — это и есть информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров, которая поможет заказчику узнать, у какого юридического или физического лица больше вложений в уставный капитал. Такие сведения поставщик обязан предоставить по запросу заказчика.

Под бенефициарами понимаются получатели выгоды от финансово-экономической деятельности компании (115-ФЗ от 07.08.2001). Первым владельцем в цепочке выступает юридическое лицо, затем перечисляются все остальные собственники из числа российских и иностранных юрлиц. Конечный бенефициар в перечне — физическое лицо.

Организация обязана (п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ):

  • располагать информацией о своих бенефициарных владельцах;
  • обновлять ее не реже одного раза в год путем направления запросов своим участникам (акционерам).

Для исполнения этой обязанности акционерные общества могут получать информацию у держателя реестра, номинального держателя или лица, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги в соответствии с п. 1 ст. 8.6-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Собирать информацию о бенефициарах в целях исполнения Федерального закона N 115-ФЗ не надо (п. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ):

  1. государственным корпорациям или организациям, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
  2. эмитентам ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
  3. иностранным организациям, ценные бумаги которых прошли листинг на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
  4. иностранным структурам без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа;
  5. международным организациям.

В отношении бенефициаров организации нужна следующая информация (п. 1 ст. 6.1, пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ):

  • Ф.И.О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность (данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России);
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Что такое бенефициарный владелец юрлица

Статьей 3 выше упомянутого закона №115-ФЗ понятие бенефициарного владельца юридического лица применяется в отношении физического лица, которое на прямую или через третьих лиц владеет более 25% в уставном капитале юридического лица либо имеет возможность контролировать его действия. Бенефициаром физлица является само физлицо, проще говоря каждый гражданин самостоятельно блюдет свои интересы, принимает решение и несет за них ответственность. Впрочем, законом предусмотрены и исключения: бенефициарным владельцем физлица может быть иное физлицо.

Но вернемся к понятию бенефициаров юрлица. Каждая организация обязана хранить сведения о своих бенефициарных владельцах. Образец таких сведений должен содержать ряд обязательных данных, как то ФИО, дата рождения, гражданство, паспортные данные, а также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание или проживание в России, адрес места жительства и, в случае его наличия, ИНН. Данный перечень установлен пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, а статья 6.1 того же нормативного акта обязывает юридическое лицо не только единоразово собрать и запротоколировать данные сведения, то и регулярно и ежегодно обновлять информацию о своих бенефициарах. Причем запрашивать данные для этого организация может непосредственно у своих владельцев, а они в свою очередь обязаны ей их предоставить.

Иммунитет от предоставления информации о бенефициарах

По общему правилу, компании обязаны (п.3 ст.6.1 Закона №115-ФЗ):

  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, не менее 5 лет со дня получения такой информации.

Эти требования не распространяются на:

  • на учреждения органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, госкорпорации, компании, в которых более 50 процентов акций (долей) в капитале принадлежит государству;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • иностранные компании, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень ЦБ РФ;
  • международные организации;
  • иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца (п.2 ст.6.1 Закона №115-ФЗ, информационное сообщение Росфинмониторинга б/н от 30.01.2017 г.).

Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.

Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы госвласти;
  • предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по делу № 1-00-1338/77-15).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *