КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.

Дело в том, что, согласно другой статье КоАП – 4.8 (“Исчисление сроков”) – течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями кодекса не установлен иной порядок исчисления сроков. Принципиально это не вступает в противоречие с положением ст. 4.5 (поскольку “иной порядок” ей и установлен), однако пленум Верховного суда в 2005 году установил, что срок давности должен исчисляться по общим правилам со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При этом, в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие), допускалась возможность исчисления срока давности и со дня совершения административного правонарушения. В сам же КоАП нормативных оснований для такой дифференциации внесено не было. Это, по мнению КС, привело к тому, что судебная практика в данном вопросе не отличается единообразием, несмотря на “генеральную линию” пленума ВС.

Исходя из этого Конституционный суд обязал законодателя незамедлительно принять меры по устранению указанной неопределенности.

Впредь до этого КС постановил исчислять срок давности начиная со дня совершения административного правонарушения, то есть согласно ст. 4.5 КоАП РФ.

Дело заявительницы подлежит, таким образом, пересмотру.

Ходатайство о прекращении административного дела в связи с истечением срока

Окончание срока для привлечения к административной ответственности является безусловным обязательным основанием для прекращения административного дела.

Заявить о наличии такого основания прекращения дела может лицо, в отношении которого рассматривается дело или дознаватель, иное должностное лицо рассматривающее дело.

Закон предусматривает, что рассматривающее дело должностное лицо прекращает дело до передачи его в суд, если истекли сроки привлечения к ответственности. Если дознаватель, или иное лицо, в чьем производстве находится административное дело, не замечает такого основания или ошибается в исчислении срока привлечения, необходимо подать письменное ходатайство о прекращении дела. После рассмотрение лицом, рассматривающим административное дело, такого ходатайства или по его инициативе выносится постановление.

Если дело рассматривается судом, то такое ходатайство могут заявить все лица. После рассмотрения ходатайства судом выносится соответствующее определение о прекращении административного дела.

Специальных требований к ходатайству нет, не предусмотрено специальных форм для него.

Ходатайство должно содержать:

  • Наименование суда, органа, должностного лица
  • Наименование (имя) лица, от имени которого подается
  • Реквизиты дела о нарушении
  • Просьба суду или должностному лицу рассматривающего дело органа
  • Обоснование просьбы – истечение срока привлечения, являющего основанием для прекращения дела
  • Личная подпись гражданина, подпись представителя гражданина или юрлица.

Административным правонарушения ГИБДД

Оплата штрафов по административным нарушениям ГИБДД должна производится в течение 2-х месяцев со дня получения постановления. Если погашение санкции происходит в первые 20 дней, то сумма сокращается в два раза. Неуплата сопровождается открытием исполнительного производства. Должнику предоставляется 5 дней на внесение суммы штрафа. Злостное уклонение от санкции дает право суду обратить взыскание на имущество должника.

Штраф свыше 10 тысяч автоматически делает гражданина невыездным за пределы РФ до его погашения.

Срок давности административных правонарушений ДТП составляет 2 месяца. Для наказания штрафам, назначенным через суд – 3 месяца. Обжалование судебных взысканий может быть осуществлено в течении 60 дней, штрафов инспектора через начальника автоинспекции – в 10 дней. Принятие жалобы на рассмотрение означает приостановление срока до вынесения нового судебного решения.

Читайте также:  Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ в 2022 году

Если нарушитель не был привлечен за совершенное на дороге правонарушение в течение 2-х месяцев – срок исковой защиты истекает.

В случае, когда постановление о нарушении было вынесено, срок давности его исполнения составляет 2 года. Этот период может быть приостановлен, если виновное лицо намеренно скрывается и препятствует применению санкции.

Срок исковой давности по лишению водительских прав в части исполнения наказания начинает течь с момента вынесения постановления. Скрываться от уведомления о назначенной санкции не имеет смысла, так как электронная база ГИБДД будет содержать все данные о наложенном взыскании.

Критерии применения исковой давности по КоАП

Исковая давность по КоАП РФ напрямую связан с видом правонарушения. Так, общий срок давности привлечения правонарушителя к административной ответственности составляет 2 мес. (если дело ведет суд — 3 мес.) с даты совершения самого правонарушения.

Срок давности в 1 год, в частности, установлен за несоблюдение законодательства РФ:

  • о госконтроле экспорта при внешнеэкономических сделках;
  • в сфере обработки и защиты персональных данных;
  • о патенте;
  • о Российском континентальном шельфе;
  • о названиях городов, сел и других аналогичных объектов РФ;
  • о зоне ИЭЗ РФ;
  • антимонопольного;
  • в области природопользования, охраны природы;
  • о повышении энергоэффективности;
  • об охране здоровья российских граждан;
  • о среды обитания граждан (эпидемиология);
  • о защите несовершеннолетних от вредоносной информации, размещенной в СМИ, газетах, интернете;
  • о ПДД;
  • о СМИ;
  • об IT-технологиях;
  • об авторском праве;
  • о налогообложении, сборах;
  • в сфере защите прав потребителей;
  • о госрегулировании тарифов (цен);
  • о товарном знаке;
  • о пользовании ж/дорогами, водопроводами и др.;
  • о потребительском кредите;
  • в сфере регулирования тарифов ЖКХ со стороны гор. водоканала, энергосбыта и др.;
  • об осуществлении деятельности и госрегулировании в сфере производства, сбыта и передачи электроэнергии;
  • о тепло- и газоснабжении;
  • о холодном и горячем водоснабжении;
  • о проведении лотерей;
  • о вступлении в долевое строительство жилого многоэтажного дома;
  • о госрегулировании деятельности букмекеров, тотализаторов;
  • о физкультуре, спорте;
  • о рекламе;
  • об АО, ООО;
  • о проведении выборов;
  • о страховании;
  • о клиринге;
  • об инвестфондах;
  • о пенсионных фондах, которые не входят в систему ПФР (о негосударственных);
  • о кредитных потребкооперативах;
  • о МФО;
  • о госрегулировании деятельности ломбардов;
  • о государственных мерах по выявлению участников рынка, которые манипулируют им, и их наказании;
  • о платежной нацсистеме РФ;
  • об оформлении договоров на открытие счета в банке;
  • по ТК РФ;
  • о запрете разглашения инсайда;
  • об иммиграции;
  • о правилах проживания в России иностранцев;
  • о процедуре проведения торгов;
  • о деятельности компании-иноагента;
  • о гособоронзаказе;
  • о защите информации;
  • об оформлении контрактов в сфере закупок для обеспечении нужд госорганов и муниципалитетов;
  • о закупках отдельными юрлицами;
  • о реализации товаров в розницу;
  • о госрегулировании оборота спиртосодержащих напитков, алкоголя и их производства;
  • по обеспечению пожарной безопасности;
  • о безопасности плотин, зданий ГЭС, насосных станций и иных аналогичных сооружений;
  • о деятельности в сфере градостроительства;
  • о техрегулировании;
  • о проведении манифестаций, митингов;
  • о безопасности производственных опасных объектов;
  • о кассе (ККТ);
  • об охране культурного наследия РФ;
  • о производстве ФССП;
  • о зарубежных инвестициях;
  • об оружии;
  • о противодействии со стороны государства отмыванию или незаконной легализации прибыли, полученных незаконно, то есть, при совершении преступления;
  • о госрегистрации юрлиц, ИП;
  • о противодействии экстремизму;
  • в сфере порядка управления — при непредставлении сведений или пропуска срока их представления или предъявления ложной информации в ФАС, ФТС или ЕАИС;
  • в области охраны земельного участка, авторских прав, имущества или иной собственности.

Давность привлечения: определение

Этот термин означает период времени, по завершении которого с момента осуществления неправомерного действия не может быть вынесен результат по настоящему вопросу.

Важно! День выявления несоблюдения закона будет считаться отчетным.

В ст 4.5 Кодекса РФ о несоблюдении закона отмечается, что период зависит от 2 нюансов. Первый — это учреждение, которое занимается тяжбой о нарушении закона. Второе — разновидность нарушения.

Обратите внимание! Общее положение гласит, что если тяжбу о нарушении рассматривается не в суде, срок давности равен 2 месяцам.

Срок привлечения к административной ответственности — в 2019 году, исковая давность, нарушение ПДД

Административные правонарушения имеют не менее распространенную тенденцию среди населения, что и любой другой вид. В каждом отдельном случае предусматривается определенный вид наказания в зависимости от тяжести преступления, а также существуют виды истечения сроков привлечения к административной ответственности. Этот нюанс также зависит от совершенного деяния.

Читайте также:  Последствия отказа наследника от наследства

Срок привлечения к административной ответственности описывается в ст. 4.5-4.6 КоАП РФ. Эти моменты необходимы для того, чтобы вовремя привлечь к наказанию нарушителя, иначе многие административные дела могли бы растянуться на несколько лет.

Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.6 КоАП РФ. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Сроки давности нужны также для того, чтобы обвиняемый в правонарушении знал период окончания, в течение которого его могут привлечь за совершенное деяние. Стоит отметить, что далеко не для всех административных преступлений предусматривается срок давности, что также расписывается в законодательных актах.

Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности

Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении.

Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции.

Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ. Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ. Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.

Комментарии к статье 4.5 КоАП РФ, судебная практика применения

Давность привлечения к административной ответственности — это срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для вынесения судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает несколько признаков, отличающих эти противозаконные деяния от прочих преступлений. Среди общих критериев неправомерного поведения следует отметить его общественную опасность. Ответственность за незаконные деяния регламентирует не только Кодекс РФ об административных правонарушениях. В ряде региональных законов также предусматривается наказание за проступки. К категориям неправомерных деяний в рассматриваемой сфере относят:

  1. Нарушения в области транспортных перевозок.
  2. Несоблюдение установленных правил по охране природы.
  3. Посягательства на здоровье и права граждан.

Особенности исчисления

Как правило, срок давности административного правонарушения начинается с момента совершения. Если проступок совершается неоднократно, то он считается длящимся. Например, единожды неуплаченный штраф — разовое нарушение. Если же субъект постоянно совершает проступки, не исполняя обязанности, то оно будет длящимся.

Данную разницу следует понимать при исчислении срока давности. Если проступок разовый, то он начинается с момента его совершения, вне зависимости от того, когда он был выявлен. Если же он длящийся, то исчисление срока давности начинается с даты, когда было зафиксировано последнее нарушение. При этом повторность будет считаться отягчающим обстоятельством.

Если же административное правонарушение выразилось в форме бездействия, то срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем для исполнения соответствующей обязанности.

Читайте также:  Возможно ли увольнение на испытательном сроке беременной женщины

В силу части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа – в последние сутки этого месяца.

ООО «Росгосстрах» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения ФСФР России в ЦФО о привлечении Общества к административной ответственности со ссылкой на недоказанность события административного правонарушения.

Как установлено судом, указанная страховая организация должна была на основании запроса регионального отделения ФСФР России предоставить последнему информацию, необходимую для осуществления страхового надзора на основании подп. 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Исполнить данную обязанность организация должна была в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса, а последним днем для исполнения данной обязанности является 17 августа 2012 года.

Неисполнение указанного в запросе требования в установленный срок послужило основанием для вынесения административным органом постановления от 18.10.2012 о привлечении ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 500 тыс. руб.

Арбитражный суд г.Москвы при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что ООО «Росгосстрах» совершено указанное административное правонарушение, однако признал, что постановление вынесено административным органом за пределами двухмесячного срока давности привлечения организации к административной ответственности.

При этом суд первой инстанции руководствовался следующим. В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 (в редакции от 10.11.2011) и п.14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5, административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Следовательно, поскольку вменяемое заявителю правонарушение не является длящимся, исчисление срока давности должно начинаться именно со дня совершения вменяемого заявителю административного правонарушения.

Непредставление заявителем истребуемых ответчиком в запросе документов является бездействием.

Наказания за административные правонарушения

Согласно букве закона, за интересующие нас поступки, входящие в категорию преследуемых по закону, предусмотрен конкретный перечень наказаний. Давайте рассмотрим их.

1. Самый первый и одновременно безобидный с точки зрения тяжести последствий пункт нашего списка отдан такому наказанию, как предупреждение. В этом случае нарушителя в официальном порядке «предупредят» о том, что при повторении искомой ситуации наказание будет куда более ощутимым. Однако, во всех остальных смыслах, при получении предупреждения гражданин никаких потерь не понесет.

2. Второе, более существенное наказание за умышленно совершенное деяние административной категории – денежный штраф. Мера крайне неприятная, особенно при условии, что сумма штрафа окажется внушительной. Осуществлять выплату преступник должен будет из собственного кармана. Обычно такая мера остужает пыл правонарушителей, если не навсегда, то надолго.

3. Арест – третий пункт в нашем списке наказаний за совершенные административные нарушения. Мера уже абсолютно неприятная, однако, также временная: максимальный срок административного ареста на территории России составляет 30 дней, то есть месячный срок.

4. Следующая мера наказания за совершение рассматриваемого нами правонарушения – дисквалификация. Искомое наказание может иметь длительность различную, однако, обязано укладываться в следующие временные рамки:

  • от 6 месяцев;
  • до 3 лет.

Юридические факты начала исчисления давностного срока

День совершения административного правонарушения должен быть подтвержден протоколом, или, в тех случаях, когда наказание назначается без составления такового (ч. 1 ст. 28.6 КоАП), он устанавливается на основе других предусмотренных КоАП обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (ст. 26.2 КоАП). Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом.

К длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени. К ним относятся нарушения правил публичного санкционирования в сфере экономической деятельности, в частности безлицензионная деятельность или нарушения лицензиатом условий лицензирования (см. ч. 2-4 ст. 14.1, ч. 1-3 ст. 19.20 КоАП). Нарушение указанных правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *