Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать земельный налог в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Земельный налог: что это такое
Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.
Налог на землю является местным. Его платят зависимо от условий, что приняты в регионе, где этот участок находится. В местном диапазоне рассчитывается ставка, сроки уплаты и льготы.
Кто должен платить налог на землю
Рассчитав время владения участком, плательщики земельного налога должны оплачивать платеж за один год после получения уведомления с квитанцией из налоговой службы.
Налог на землю платят собственники земли, а также владельцы, которым принадлежат участки земли на таких правах как: пожизненное наследуемое владение либо постоянное пользование участком.
В случае принадлежности участка физическому лицу по договору аренды, сбор платить не нужно.
Стоимость участка по кадастру, применяемая при расчете платежа, напрямую зависит от количества соток, принадлежащих собственнику.
Площадь земельного участка, которая не облагается налогом – это, согласно налоговому законодательству, шесть соток от участка налогоплательщика, который относится к следующим категориям:
- герои-инвалиды I, II групп;
- дети-инвалиды;
- ветераны ВОВ;
- герои СССР и т. д.
Эти 6 соток — и есть необлагаемая налогом сумма земельного налога для лиц, которые могут пользоваться данными льготами.
Почему может не прийти квитанция?
Существует много причин, по которым может не прийти данное уведомление. Не приходит налог на землю – что делать? Надо разобраться в причинах и нужных действиях для их устранения. Наиболее часто отсутствие квитанций в установленный срок обусловлено такими причинами:
- сами работники инспекции в нужные сроки не получают актуальные данные о том, какие земли принадлежат определенному гражданину, поэтому у них просто нет информации обо всех объектах, по которым надо составить уведомления;
- нередко причина обусловлена техническими сбоями в работе ФНС;
- часто отсутствие квитанции связано с халатностью работников инспекции;
- виновниками могут быть даже сотрудники почты;
- уведомление может похищаться непосредственно из почтового ящика.
Независимо от того, по какой причине отсутствует квитанция, уплата налога на землю должна производиться в установленные сроки, а иначе к налогоплательщику могут применяться определенные меры наказания, представленные крупными штрафами.
Как рассчитать платеж за земельный с/х участок?
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ физические лица не обязаны самостоятельно рассчитывать земельный налог. Это входит в обязанности налогового органа.
Однако гражданам следует знать, как рассчитывается налог, чтобы не допустить ошибки налоговиков.
Для расчёта налога на сельхоз земли необходимо руководствоваться формулой:
Н = (КС – В) * НС, где:
- Н – сумма налога.
- КС – кадастровая стоимость участка.
- В – налоговый вычет.
- НС – налоговая ставка.
Пример 1.
Ставка земельного налога и эффективность использования земли
Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.
Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.
Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).
И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».
У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.
Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.
Налоговая ставка: земельный налог общие положения
Для того, чтобы четко определить все значимые положения по данному вопросу, составим таблицу:
Элемент | Плательщик | |
Физическое лицо | Юридическое лицо, ИП | |
Определение налогоплательщика | Любой человек, у которого в собственности есть земля. | Любое предприятие, пользующееся земельным участком. Исключение: если участок передан предприятию на бесплатной основе, на четко определенный, короткий период времени. Из юридической практики: до 5 лет. |
Ставка земельного налога | 1,5% за исключением земель, приобретенных для садового или сельского хозяйства, в этих категориях 0,3%. | 0,3% за исключением земель под личное пользование, для них 1,5%. |
Льготы по налогу | Для некоторых категорий | Не предусмотрены |
Как рассчитывается налог | Налоговыми органами | Самостоятельно |
Когда оплачивается налог | До 1 ноября года, который следует за отчетным. | С 1 января по 1 февраля года, который следует за отчетным. |
Порядок оплаты налога | Единоразово в полном объеме | Ежеквартальные авансы |
Оценка земельного участка по кадастру | Делается сотрудниками кадастровой службы | Определяется руководством предприятия в соответствии с данными кадастровой службы |
Отчетность по налогу | Не предоставляется | Подается до 1 февраля года, который следует за отчетным. |
Теперь рассмотрим каждый пункт более детально в отношении конкретного субъекта.
Изменение земельного налога в 2015
Несмотря на то, что с 1 января 2015 вступает в силу новый НК, положения в отношении налогового обложения земельных участков не изменились. Позитивная сторона документа в том, что он систематизирует разрозненные нормы и пояснения министерства финансов.
Новая редакция стала более простой и понятной. Сразу же прописаны спорные моменты. Но это, если говорить о документе в целом. Касательно земли главное нововведение – расширенный список лиц, имеющих право на льготу в 10 000 руб. Уменьшился земельный налог для пенсионеров, военнослужащих, а также их семей, лиц, проходящих службу во внутренних восках и МВД.
Подытоживая вышесказанное, стоит отметить несколько вещей:
- изменение кадастровой стоимости земли происходят раз в пять лет, поэтому расчеты пригодны к использованию долгое время, но перепроверять цифры все же стоит;
- платить лучше сразу после новогодних праздников, во-первых, меньше людей, во-вторых, не пропустите сроки;
- декларацию нужно подавать в полном соответствии с установленными законом требованиями, если личного опыта нет, изучите приложенные инструкции и практикуйтесь.
Каждый землевладелец (физическое лицо или юридическое) обязан платить налог. Многие граждане и предприятия в нашей стране недовольны этим фактом. Но, к сожалению или к счастью, государственные законы обсуждению не подлежат. И если существуют налоги, то, чтобы не нарушать закон, их следует оплачивать вовремя в полном объеме. Как же понять, сколько необходимо внести в бюджет денежных средств за свою землю?
Налоговые ставки по земельному налогу для юридических лиц – особенности уплаты налога в 2021 году на примере муниципального образования – г. о. Подольск Московской области
Организации, так же, как и граждане обязаны платить земельный налог. В отличие от физических лиц – организации должны рассчитывать размер налога самостоятельно, подавать декларацию и уплачивать либо раз в год, либо поквартально — в виде авансовых платежей.
Земельные налоги для организаций, как правило, на порядок выше, чем для физических лиц. Их размер определяется налоговыми ставками по кадастровой стоимости земли, и зависит от категории земель.
Пример.
В городском округе Подольск МО, действует местный подзаконный акт – Решение Совета депутатов об установлении земельного налога № 7/7 от 30.11.15 (с изменениями от 31.10.2018)
В этом документе содержатся ставки земельного налога по кадастровой стоимости для юридических и физических лиц, а также сроки уплаты.
Так, для организаций предусмотрены следующие ставки земельного налога:
0,3 % | если это земли сельхозназначения – для ведения фермерского хозяйства, или участки, занятые жилым фондом (но если земли по назначению не используются, то ставка увеличивается до 1,5%) |
0,2% | если участки для хозяйственных целей, животноводства, сенокошения, СНТ, ОНТ и т.д. |
0,75 % | для земель под размещение гаражей (но для индивидуального гаражного строительства – 1,5%) |
1,5% | в остальных случаях |
Как правильно рассчитать налог на землю?
Земельные участки (ЗУ) относятся к различным категориям земель и выполняют различные функции, что определяется как целевое назначение. Исходя из этого, устанавливается удельная кадастровая стоимость земель. Кроме этого, свойства земель и их разрешённое использование влияет на установленную ставку налогообложения, что регулируется статьёй 394 НК РФ .
Как правило, физические лица используют участки из числа:
- земель населённых пунктов (под ИЖС);
- земель сельскохозяйственного назначения (под ЛПХ).
Для этой категории земель устанавливается ставка земельного налога для физических лиц, которая не превышает 0,3% общей кадастровой стоимости. Предусмотрены также льготы для пенсионеров — подробнее тут .
Юридические лица пользуются землями:
- для промышленности и производства;
- городских застроек, в том числе – торговых кварталов;
- как прилегающая к офису территория.
В этом случае ставка земельного налога может резко увеличиться – до 1,5% кадастровой стоимости.
Если предприниматель или компания занимаются сельскохозяйственным бизнесом. то их налоговая ставка будет приравнена к той, которая установлена в регионе для данного вида земель, не превышая 0, 3%. При строительстве жилых домов ставки могут увеличиваться по усмотрению администрации города.
Существует перечень, согласно которому (ст. 395 НК РФ ), как физические, так и юридические лица освобождаются от уплаты налогов. Соответственно, установленные ставки не играют роли по отношению к ЗУ, принадлежащих им.
Некоторые земли не используются. Вменение в их отношении налоговой ставки зависит от причины, по которой массив или надел не использован:
- В отношении земель, изъятых из оборота федеральным или муниципальным распоряжением, налоговая ставка не устанавливается до момента его введения в оборот.
- Если участок является бесхозным – ставка установлена в том же объёме, как для прилегающих участков в соответствующем кадастровом квартале. Не уплаченный налог спишется только тогда, когда участок перейдёт в собственность муниципалитета. Если объявится наследник или иное лицо заявит о своих правах на недвижимость – ему придётся выплатить налоговую недоимку за весь период задолженности. с учётом установленной налоговой ставки.
За неиспользование ЗУ ставка снижаться не может. администрация вправе отменить уплату налога, если бремя налоговой ответственности возложится на неё.
Однако, если недобросовестный землепользователь пользуется ЗУ, но нарушает положение о целевом назначении земель сельскохозяйственного назначения или предназначенных под ИЖС, решением административного органа, в числе прочих санкций, может применяться увеличение налоговой ставки.
Она может повышаться до 1,5% — аналогично массивам, не относящимся к данной категории.
Что такое ставка земельного налога и как определить ее размер?
Налогов в России довольно много, их выплата производится на обязательной основе каждым гражданином и юридическим лицом.
Во многом, благодаря этим выплатам происходит функционирование многих государственных структур, и страны в целом.
Для того чтобы налог имел законную силу, обязательно наличие всех его составляющих, одной из которых является налоговая ставка.
Что касается Земельного налога, его ставка представляет собой некую величину, выраженную в процентах и исчисляемую исходя из кадастровой цены на конкретный участок земли. Когда рассчитывается сумма налога, за основу берется налоговая ставка.
Право определять налоговую ставку для муниципального образования принадлежит его администрации, в соответствии с местным законодательством. (п.1 ст.394 НК РФ). Однако ее максимальный размер не должен превышать уровень, указанный в Налоговом кодексе.
Если в муниципальном образовании нет установленного уровня налоговой ставки на Земельный налог, то при его расчете за основу берется ставка, указанная в НК РФ. (п.3 ст.394 НК РФ).
П.2 ст.394 НК РФ говорит о дифференцированной налоговой ставке.
Расчет суммы налога производится на основании 396 статьи НК РФ.
Налоговые ставки по земельному налогу для юридических лиц – особенности уплаты налога в 2021 году на примере муниципального образования – г. о. Подольск Московской области
Организации, так же, как и граждане обязаны платить земельный налог. В отличие от физических лиц – организации должны рассчитывать размер налога самостоятельно, подавать декларацию и уплачивать либо раз в год, либо поквартально — в виде авансовых платежей.
Земельные налоги для организаций, как правило, на порядок выше, чем для физических лиц. Их размер определяется налоговыми ставками по кадастровой стоимости земли, и зависит от категории земель.
Пример.
В городском округе Подольск МО, действует местный подзаконный акт – Решение Совета депутатов об установлении земельного налога № 7/7 от 30.11.15 (с изменениями от 31.10.2018)
В этом документе содержатся ставки земельного налога по кадастровой стоимости для юридических и физических лиц, а также сроки уплаты.
Так, для организаций предусмотрены следующие ставки земельного налога:
0,3 % | если это земли сельхозназначения – для ведения фермерского хозяйства, или участки, занятые жилым фондом (но если земли по назначению не используются, то ставка увеличивается до 1,5%) |
0,2% | если участки для хозяйственных целей, животноводства, сенокошения, СНТ, ОНТ и т.д. |
0,75 % | для земель под размещение гаражей (но для индивидуального гаражного строительства – 1,5%) |
1,5% | в остальных случаях |
Ставка земельного налога и эффективность использования земли
Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.
Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.
Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).
И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».
У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.
Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.
О земельном налоге. /Алексей Сухоруков, юрист Консалтинговой группы «УралИНКО»/
09.10.2003
Основными нормативными актами, регулирующими отношения по уплате земельного налога являются: Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1, а также Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1.
Целью настоящей работы является анализ новелл действующего законодательства, регулирующего отношения по уплате земельного налога, с точки зрения выявления существующих противоречий в правовом регулировании, означающих в первую очередь реальную возможность для снижения платежей по земельному налогу для различных категорий налогоплательщиков. Учитывая, что наиболее многочисленными являются плательщики земельного налога в отношении земель несельскохозяйственного назначения – акцент в настоящей работе делается именно на нормативное регулирование отношений по уплате налога именно за земли несельскохозяйственного назначения.
С учетом указанного обстоятельства, настоящая работа не претендует на полный и всесторонний анализ действующего законодательства, ограничивая круг исследуемых отношений лишь рядом направлений, направленных на достижение цели указанной выше.
Какими налоговыми льготами можно воспользоваться
Законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога:
Освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков;
Исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом;
Снижение налоговой базы по налогу;
Применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.
Муниципальные образования вправе определять налоговые ставки и налоговые льготы для плательщиков, поэтому чтобы понять, кто не платит земельный налог в России, одних норм НК РФ недостаточно, и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований.
Содержит перечень лиц и организаций, освобождаемых от обложения земельным налогом.
Представительные органы муниципальных образований устанавливают дополнительные налоговые льготы по своему усмотрению. В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего, это связано с необходимостью поддержать социально незащищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов и малоимущих граждан. При этом могут быть установлены льготы и для других налогоплательщиков.
Базовые понятия и основные особенности
Налоги на землю относятся к т. н. имущественным сборам. В таком случае налицо факт обладания физическим или юридическим лицом земельным участком.
Главная особенность заключается в том, что земельный налог – это т. н. «местный налог». Вот почему решающая роль в его установлении ложится на органы местной власти, и он оплачивается в местные бюджеты.
Объект налога – земельные участки, находящиеся в конкретном муниципальном образовании или же в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
Как раньше, так и теперь земля остается наиболее важным источником поступлений в казну. Поэтому сам процесс налогообложения осуществляется сепаратно от других видов налогов на имущество, например, от налога на недвижимость. Не следует их путать.
Важность земельного налога напрямую связана с тем, что участки занимают довольно большие территории даже в границах одного административного образования, и они представляют собой большое количество объектов для налогообложения.