Профстандарт специалиста по закупкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт специалиста по закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.

Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;

  • утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).

Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.

Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.

К сведению:

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.

В приказе отражается:

  • информация о лице, которое назначается руководителем;

  • список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;

  • срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.

Госзакупки — популярная тема

На сегодняшний день, сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей.

Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов.

Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью.

Особенности работы контрактного управляющего в организации среднего размера.

У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.

Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.

Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.

В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.

Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.

Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.

Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.

Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.

В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.

Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.

К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.

В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам.

Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.

Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.

На это есть 2 причины:

1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;

2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.

Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.

Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»

О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.

КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?

Специалист по госзакупкам

Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.

Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).

Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.

Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.

В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.

Читайте также:  Что необходимо для шиномонтажа легковых автомобилей: список нужного оборудования

Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.

Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).

Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.

Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.

Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».

Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.

Кто такой специалист по закупкам 44-ФЗ в 2023 году?

Специалист по закупкам 44-ФЗ — это сотрудник, в обязанности которого входит планирование, подготовка и участие в торгах.

Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.

В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.

Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.

Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.

При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.

Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.

Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.

Где пройти обучение госзакупкам?

Мы рекомендуем посещать семинары и конференции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Кроме того, для тех кому некогда, есть удобный формат — вебинары. Узнать всю актуальную информацию из мира закупок с применением на практике можно не выходя из дома или не вставая с рабочего места. Кстати, участники в режиме онлайн могут задавать вопросы на интересующие их темы.

Если вы решили повысить свою квалификацию и получить соответствующий документ, то вам подойдут курсы электронных торгов. В интернете достаточно большой выбор таких образовательных программ. Но, обратите внимание, курсы для заказчиков и поставщиков могут сильно отличаться. Например, специалистов в сфере госзаказа обучают планированию закупок, составлению планов-графиков и планов-закупок, размещать сведения и работать в ЕИС, заключать контракты и т.д. Программа курсов для поставщиков может включать в себя информацию об ЭЦП, обучение по прохождению аккредитации на площадках, составление заявок на участие, выбор, оценка и участие в тендерах, получение банковской гарантии, способы отстаивания своих интересов.

Наши специалисты подготовили программы обучения для заказчиков, а также для поставщиков. Есть программы как для новичков, которых надо обучить с нуля, так и для тех, кто в закупках не первый год.

Как учиться на курсах в Школе электронных торгов — смотрите в видеоролике.

По профессиям и специальностям

Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации для некоторых профессий и должностей

Специальности и должности Периодичность повышения квалификации Основание Примечание
Педагогические работники Каждые 3 года ч. 2 п. 4 ст. 47 № 273-ФЗ Учителя начальной школы должны проходить курсы каждые 5 лет, учителя 5–11 классов и преподаватели СПО – каждые 3 года
Аудиторы Каждые 12 месяцев после того, как пройдет 1 год с момента получения квалификационного аттестата п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ) Обучение проводится по программам, утверждаемым саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов, в которой состоит специалист. Минимальная длительность курсов – 20 часов в год
Оценщики Каждые 3 года ч. 3 Требований к повышению квалификации в области оценочной деятельности
Судьи Каждые 3 года ч. 2 ст. 20.1 Закона РФ № 3132-1 При назначении на должность впервые судьи обязательно проходят профпереподготовку, только затем – повышение квалификации
Государственные гражданские служащие Каждые 3 года

Ст. 31 ФЗ № 79 от 27.07.04

Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68

Работники железнодорожного транспорта Каждые 3 года

Ст. 25 гл. 5 ФЗ № 17 от 10.01.03

Постановление Правительства РФ от 21.03.12 №221

При перевозке опасных грузов
Сфера авиационной безопасности

Каждые 3 года

(сотрудники)

Ст. 52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 Руководители – 1 раз в 5 лет
Бухгалтеры Каждые 3 года

Приказ Минтруда и соцзащиты РФ

от 21.02.2019 N 103н

Главные бухгалтера повышение квалификации не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не меньше 20 часов ежегодно

Служащие органов внутренних дел

По плану ДПО МВД России, который ежегодно составляется для каждой категории служащих

Ст. 12, 76 ФЗ № 342 от 30.11.11

Приказ МВД России от 05.05.18 № 275

Водители и работники автомобильного и городского наземного электротранспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения Федеральные нормативы не установлены Ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.95 Решение о периодичности повышения квалификации принимает руководство предприятия

Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть сокращена по производственной необходимости или по заявлению работника, желающего досрочно повысить разряд (категорию).

Срок действия удостоверения, выданного на курсах повышения квалификации законодателем не устанавливается. Документ бессрочен, как и диплом об образовании, и подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей народного хозяйства каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность, даже если государственные стандарты четко не устанавливают частоту повышения квалификации.

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.

Что нужно для победы

Как участвовать

Аукцион

Наименьшая цена

Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.

Конкурс

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Запрос котировок

Наименьшая цена

Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.

Запрос предложений

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Читайте также:  Налог на дарение квартиры в 2023 году

Обновление функционала ЕИС

Личный кабинет участника закупок претерпел ряд важных изменений, призванных упростить процесс участия в тендерах.

В частности, начиная с версии 13.0 единой информационной системы, оптимизирован процесс обработки документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, или оказанной услуги.

Также реализована проверка участника закупки по исполненным контрактам или договорам, при направлении им жалобы:

  • на положения извещения об осуществлении закупки и документации о закупке;
  • на действия или бездействия контролирующих органов, совершенные после окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • на действия, совершенные контролирующими органами при заключении контракта после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика.

Работники учреждений физкультуры и спорта могут получать дополнительные выплаты за определенные достижения

За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.

Комиссия рекомендовала устанавливать стимулирующие выплаты следующим работникам:

— тренерам этапа начальной подготовки и тренировочного этапа — за сохранность контингента, сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку;

— тренерам, которые трудоустроились в организацию, где они проходили спортивную подготовку в качестве спортсменов на этапах спортивной подготовки;

— тренерам осуществляющих спортивную подготовку организаций, расположенных в сельской местности;

— тренерам и иным специалистам, участвующим в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ГТО.

Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

Об изменениях Закона № 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года

Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.

Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:

Статья 38. Контрактная служба. Специалист по Госзакупкам

  1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

  2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

  3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

  4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

  1. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

  2. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Госзакупки 2021: изменения и дополнения в нормативной базе

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

ВАЖНО!

Для организаций с долевым участием государства свыше 50% Постановлением Правительства № 584 от 27.06.2016 предусмотрели поэтапное применение квалификационных требований в срок до 01.01.2019.

Профстандарт контрактного управляющего с 2021 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.

Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2021 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2021 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению специалистов:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:

  1. Нет.
  2. Не менее 3 лет.
  3. Не менее 4.
  4. Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает единую форму должностной инструкции, компании располагают широким спектром вариантов её составлению. Однако есть формальные стандарты, по которым в инструкцию включают четыре основных раздела, при необходимости добавляя к ним несколько (1-3) дополнительных пунктов.

Читайте также:  За сколько подают заявление в ЗАГС для регистрации брака

Типовые разделы:

  1. Общий раздел.
  2. Функции.
  3. Права.
  4. Ответственность.

К обозначенным разделам можно добавить и те, которые описывают должностные связи или, например, условия труда.

Инструкция распечатывается на корпоративном бланке. Её оформление стандартно: в правом верхнем углу помещаются данные компании и её директора, по центру указывается наименование инструкции, в нижней части оставляют место для подписи работника и её расшифровки, а также подписей иных лиц, если того требуют правила документооборота компании.

В разделе прописываются те обязанности, которые возлагаются на сотрудника в первую очередь. К составлению их списка стоит подойти с максимальной ответственностью, дабы не перегрузить специалиста второстепенными задачами. Кроме того, важно учесть сферу деятельности компании и вытекающие из нее особенности работы закупщика.

Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Изменение цены контракта по 44-ФЗ в 2021 году

Закон о контрактной системе ввел такое понятие, как контрактный управляющий. Информация и ажиотаж в отношении этой темы в средствах массовой информации и личном общении создает впечатление, что контрактный управляющий — это высокооплачиваемая должность, работа в госзакупках несложная, очень престижная и разобраться в этой теме можно достаточно быстро. А как все обстоит на самом деле?

Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.

Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.

Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль.

При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.

Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.

Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:

Статья 38. Контрактная служба. Специалист по Госзакупкам

  1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

  2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

  3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

  4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

  1. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

  2. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Навыки и обязанности специалиста по закупкам

Специалисты по управлению закупками должны быть подкованы во многих областях:

  • разбираться в теории управления товарными запасами;
  • обладать хорошими аналитическими способностями;
  • быть знакомыми со средствами автоматизации управления товарными запасами;
  • уметь работать с учетными системами: 1С, SAP, Oracle и т.д.
  • быть хорошими переговорщиками;
  • разбираться в методологиях управления запасами и отслеживать последние тренды c ними связанные;
  • понимать методы маркетинга;
  • уметь брать на себя ответственность и самостоятельно принимать решения;

Взаимодействие специалиста по закупкам с другими отделами

Специалисты по закупкам могут работать совместно с рекламным отделом над рекламной кампанией продуктов, которые они закупают. Важной частью этой работы является дальнейший контроль, так как их ответственность не заканчивается в момент покупки товара. Например, специалисты должны контролировать то, что товары, которые они закупили, расставлены так, чтобы привлечь покупателя. В этом случае может быть полезен контроль по статистике – анализ неслучайного отсутствия спроса и инструменты планограммирования.

Специалисты по закупкам должны отслеживать как потребности клиентов в новых товарах, так и то, как хорошо они распродаются, сколько их нужно закупить, чтобы не было дефицита и хватило места для хранения на складе. При этом необходимо учитывать финансовые возможности компании. Для этого важно наладить взаимодействие с другими подразделениями компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *