Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медсправку отменили, права подорожали — 7 важных изменений в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.
Что нужно знать о практическом экзамене
Например, параллельная парковка теперь называется в регламенте «постановкой транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом» и должна выполняться на дорогах с небольшим трафиком, где есть размеченные для парковки места. Если такие условия отсутствуют, то упражнение выполняют на учебной площадке.
Категории водительского удостоверения
Одним из самых важных моментов, с которыми должны ознакомиться лица, оформляющие водительское удостоверение – категории водительских прав. В России их целых десять. Причем есть не только полноценные категории, но и подкатегории, которых на данный момент насчитывается около шести. Подробнее с действующими категориями и подкатегориями можно ознакомиться в таблице.
A | мотоциклы |
A1 | мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт |
B | автомобили (за исключением ТС категории «A»), РМС (разрешенная максимальная масса) которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая РМС такого состава ТС не превышает 3500 кг |
B1 | трициклы и квадрициклы |
C | автомобили, за исключением автомобилей категории «D», РМС которых превышает 3500 кг; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг |
C1 | автомобили, за исключением автомобилей категории «D», РМС которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг |
C1E | автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая РМС такого состава ТС не превышает 12 000 кг |
D | автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг |
D1 | автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, РМС которого не превышает 750 кг |
D1E | автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, РМС которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая РМС такого состава ТС не превышает 12 000 кг. |
BE | автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг, при условии, что общая РМС такого состава ТС превышает 3500 кг |
CE | категория «C», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг |
DE | категория «D», сцепленные с прицепом, РМС которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы |
Tm | трамваи |
Tb | троллейбусы |
M | мопеды и легкие квадрициклы |
Получение водительского удостоверения
Замена водительского удостоверения или получение первого документа происходит в том же отделении ГИБДД, где был сдан экзамен. Проще всего получить документ, записавшись в онлайн очередь, используя портал Госуслуги, поскольку получение водительского удостоверения и есть «госуслуга». Причем эта госуслуга довольно популярная.
Запись через Госуслуги позволит избежать людных очередей и сократить сроки ожидания. Вы придете в назначенное время и заберете свои документы. Кстати, если воспользоваться порталом Госуслуг, можно получить ещё одно преимущество – 30% скидку на пошлину.
Чтобы подтвердить свою личность и забрать водительский документ, в отделение нужно взять паспорт (в том числе, если выполняется простая замена документа). Предварительно делать фото на права не нужно. Его сделают в отделении. А вот чтобы получить права нужно немного подождать. Срок ожидания в 2022 году зависит от того, на какую категорию водительского удостоверения претендуете. Дольше всего придется ждать категории B, C, D, BE, CE, DE, поскольку они оформляются 30 дней (причем рабочих). А быстрее всего по срокам оформляют водительское удостоверение Tm и Tb. Такой водительский документ готовят пять рабочих дней. Что касается категорий А и М, они оформляются 15 дней.
Получить юридическую помощь по вопросам как получить водительское удостоверение можно на нашем сайте.
Каких медицинских специалистов нужно пройти
Основным является заключение терапевта (врача общей практики), а для него, в свою очередь, могут понадобиться мнения других докторов. В разных медучреждениях различный перечень, «минимумом» является посещение:
- окулиста;
- нарколога;
- психолога.
Иногда также просят записаться к:
- хирургу;
- ЛОРу;
- неврологу.
Как подобрать первый автомобиль
Если вы уже закончили обучение и разобрались, какие документы надо для получения водительских прав и как их оформить, самое время определиться с машиной. Несколько рекомендаций:
- средний ценовой сегмент. Авто должно быть достаточно безопасным в случае аварии, но и не чрезмерно дорогим, поскольку в первый год вождения велика вероятность участия в небольших ДТП;
- удобные габариты. Если вам комфортно в малолитражке, это подходящий вариант. С парковкой и перестроениями будет гораздо проще;
- Схожесть с автомобилем из автошколы. Если вы учились на переднеприводной механике, лучше купить именно механическую трансмиссию с передним приводом.
Порядок получения удостоверения водителя в первый раз выглядит следующим образом:
- ожидание исполнения возраста, установленного для соответствующей категории (ч. 2 ст. 26 ФЗ № 196);
- заключение договора с автошколой и обучение в ней на выбранную (-ые) категорию (-и);
- прохождение медицинского осмотра, получение справки (о порядке ее получения подробнее см. Приказ Минздрава № 344н от 15 июня 2015 года, далее — Приказ);
- подготовка документации, необходимой для сдачи экзаменов, получения прав (см. п. 18 Правил, где сказано, что документы для получения прав подаются только один раз — то есть и для сдачи экзаменов, и для непосредственно оформления удостоверения);
- ожидание назначения должностным работником ГИБДД даты, времени, места проведения экзаменов (п. 20 Правил);
- сдача тех экзаменов, которые предусмотрены для соответствующей категории ТС (см. п. 9 Правил);
- далее, после успешной сдачи экзаменов — получение готового удостоверения в территориальном подразделении ГИБДД.
Досрочное получение водительских удостоверений военными водителями
4. Лица, проходящие военную службу, после соответствующей подготовки допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.
4. Лица, прошедшие соответствующее профессиональное обучение в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов, а также лица, проходящие военную службу, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами:
- категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «C1», «С1Е» — по достижении семнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» — по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, возраста двадцати одного года для получения права на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» или до истечения двенадцатимесячного срока наличия права на управление транспортными средствами категории «С» и подкатегории «С1» для получения права на управление транспортными средствами категории «СЕ» и подкатегории «С1Е» выданные им по результатам сдачи
экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категорий «D», «СЕ» и подкатегорий «D1», «С1E», принадлежащими Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.
Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.
Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.
В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.
Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.
Новые условия для отстранения от экзамена в ГИБДД
1 марта 2023 года вступает в силу актуализированный перечень оснований для приостановления проведения экзаменов. Также указаны причины для проставления выдачи российского и международного водительского удостоверения и проставления обмена иностранного водительского удостоверения. Вот список оснований:
- истечение срока действия паспорта;
- истечение срока действия или иного документа, удостоверяющего личность;
- истечение срока действия медзаключения;
- неявка на экзамен или для получения водительского удостоверения.
Также актуализирован перечень оснований, по которым могут аннулировать действующие права. Это может случиться в случае:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Если в ГИБДД узнают, о том, что у водителя обнаружено заболевание, которые не было выявлено при медосмотре, водителю предложат заново пройти обследование с получить права уже с учётом нового состояния. К такой ситуации, например, можно отнести порчу зрения.
Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так
На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.
Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.
Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года.
Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена.
Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.
Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт.
Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.
Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:
- пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
- в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
- в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.
В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.
Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.
Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».
Получение водительского удостоверения: как и где получить права, порядок и процедура
Без ВУ водитель не сможет свободно передвигаться по трассе. Пропускной пластик необходимо предоставлять сотрудникам полиции при проверке, а также можно использовать, как одно из средств, удостоверяющих личность.
В зависимости от образца карточка будет иметь соответствующие размеры. Но внешний вид одинаков:
- углы обрезаны полукругом;
- на лицевой стороне карты – плавная градация от голубого цвета к розовому оттенку, сзади наоборот;
- нанесена фоновая сетка, которая служит защитным знаком;
- спереди размещается информация о владельце: инициалы, дата и место рождения, личная подпись, регион проживания и т.д.;
- сведения об удостоверении: срок выдачи, орган, в котором было оформлено ВУ (где и кто выдает права на машину, знает каждый – обычно это ГИБДД);
- фотография собственника, сделанная в филиале автоинспекции – без нее ВУ будет недействительно.
Согласно законодательству, закрывать лицо на изображении запрещено. Даже если религиозные убеждения не позволяют снять головной убор, необходимо обеспечить полную видимость головы – ото лба до подбородка. Гражданам, которые носят очки постоянно, можно фотографироваться в них. В таблице на оборотной стороне предоставляются следующие сведения:
- срок вождения определенного ТС;
- дата окончания предыдущего разрешения, если таковое было;
- ограничения, предусмотренные на выбранную категорию или подкатегорию;
- дополнительные данные о собственнике документа.
Что нужно для получения, а также какие, как и где можно получить водительские права на автомобиль для вождения в России:
- Национальные – имеют десятилетний срок и действуют только в пределах РФ.
- Международные – оформлены на родном языке, подходят для перемещений в странах Венской и Женевской конвенции.
- Чтобы получить возможность ездить в иных местах, не входящих в перечень выше, требуется оформить ВУ нового образца. За езду в чужом государстве без него будет выписан Штраф в размере, предусмотренным местным законодательством.
Как получить справку для водительского удостоверения
Чаще всего инструкторы и учителя автошкол сами советуют определенную клинику для прохождения медосмотра. Более того, во многие автошколы приходят врачи и у некоторых молодых водителей складывается ощущение, что право на осмотр имеют только они. Это не так. Водитель, не важно по какой причине ему нужна справка, не обязан проходить обследование только в тех клиниках, которые советуют автошколы.
Пройти медицинский осмотр можно в любом медучреждении – государственном, муниципальном или частном, у которого имеется лицензия на «медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средствам». Но обратите внимание, что в частной клинике нельзя получить заключение психиатра и нарколога. Этих двух специалистов придется пройти в государственной или муниципальной поликлинике по месту жительства. Список таких организаций легко найти на сайтах регионального министерства здравоохранения.
Именно поэтому вам сначала надо получить справки от нарколога и психиатра, а затем с ними уже идти в любую клинику для прохождения основного медосмотра.
Каждый врач выдает свою справку, кандидат их собирает, а затем на финальном приеме несет к терапевту. Терапевт уже заполняет общую справку.
Порядок получения заключения
Алгоритм процедуры:
- Обращаются в поликлинику. Здесь оформляют медкарту. В нее внесен перечень профессионалов, которых придется посетить. В бланке врачи ставят отметки с результатами обследований. В некоторых учреждениях эту бумагу не предоставляют. Каждый доктор выдает гражданину справку, в которой вписывают заключение о результате диагностики.
- Проходят осмотр у врачей.
- Обращаются к психиатру, наркологу.
- Повторно обращаются в поликлинику, где оформлялась медицинская карта. Посещают терапевта. Он проверяет, все ли врачи пройдены, какие заключения вынесены. Если претензий к документу нет, у гражданина отсутствуют проблемы со здоровьем, препятствующие управлению ТС, врач оформляет справку. Именно ее предоставляют в ГИБДД, чтобы получить водительское удостоверение.
Размер госпошлины за права в 2023 году
В соответствии с Налоговым Кодексом за выдачу национального водительского удостоверения предусмотрено взимание пошлины.
Нормативно уплата госпошлины за права в 2023 году закреплена 333.28 и 333.33 статьями НК.
Дополнительно в Кодекс предусматривает внесение пошлинной платы за выдачу удостоверения с чипом (образец нового поколения) в размере 3000 руб. (без скидки). Документ с носителями информации находится на стадии разработки, поэтому сейчас подать заявку на получение прав нового образца не удастся. Он аналогичен заграничному паспорту, содержащему зашифрованные данные о владельце. Когда проект будет реализован, граждане смогут выбрать понравившийся вариант.
Когда водитель обращается впервые за выдачей удостоверения, необходимо учитывать ограничения по периоду пересдач. Когда теория сдана, а за практику не удается получить положительную оценку, дается 3 раза с интервалом в неделю для пересдачи в соответствии с частью II Постановления Правительства РФ N1079 от 24.10.2014 г. (редакция от 14.08.2018 г.) «О допуске к управлению ТС».
Последующий шанс предлагается спустя месяц. Никаких доплат за услуги не взимается.
Сколько действует квитанция?
Так как госпошлина за выдачу водительских прав в 2023 году характеризуется целевым назначением, установлены сроки действия совершенных платежей. Полученная квитанция имеет юридическую силу в течение 1 календарного года. Поэтому рекомендуется обратиться за изготовлением удостоверения в указанный период, чтобы повторно не вносить обязательный платеж.
Срок рассчитан с условием внесения возможных изменений в Налоговый Кодекс.
При наступлении нового года возможно изменение реквизитов или размера пошлины, что отражается на силе действия имеющейся квитанции. Может потребовать произвести доплату или прибегнуть к процедуре возврата с проведением нового платежа для выдачи прав.
Законодательно заявить о праве получения прав с квитанцией, выданной в течение последних трех лет можно с условием написания заявления о перерасчете. Порядок регулируется ст.333.40 пунктом 6 Налогового Кодекса.
Когда происходит смена реквизитов или размера госпошлины за получение водительских прав, потребуется обратиться в то подразделение, куда были перечислены средства. Гражданин пишет заявление о возврате с указанием данных об имеющемся платеже. Не стоит рассчитывать на быстроту перечисления средств, так как порядок предусматривает проверку квитанции и повторное проведение операции оплаты.
В 2023 году получение прав по причине утери, порчи или замены возможно в филиалах «Мои документы». Заявитель обращается с пакетом необходимых бумаг, после чего в отделении его фотографируют и приглашают спустя некоторое время на выдачу удостоверения.
Средний срок изготовления через МФЦ составляет 9 дней. Поэтому рекомендуется заранее обращаться в отделение, чтобы вовремя получить документы.
Когда человек записывается через электронный порталы, дата посещения предлагается исходя из выделенного времени на оказание услуг и загруженности окон. В некоторых регионах попасть на следующий день не удастся, поэтому заранее следует просчитать дату отправки заявления.
Согласно пп. 2 п. 1 ст.7 ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требовать предъявления подтверждающих оплату услуг запрещено. Заявитель по собственной инициативе решает показать платежную квитанцию.
Когда водительские права находятся в отделении ГАИ по причине нарушения правил дорожного движения срок их действия продолжается. Поэтому при возврате стоит проверить остаток периода, чтобы предотвратить привлечение к ответственности.
Желая получить права для управления транспортным средством, следует обязательно соблюсти порядок предоставления услуги. Неотъемлемой частью является оплата госпошлины за получение ВУ. Гражданин сам определяет способ внесения средств.
Реквизиты соответствуют тому подразделению, где планируется подача обращения. Если удостоверение получается впервые или по окончании срока действия, необходимо учитывать затраты на оформление медицинской справки.