Обучение врачей и медицинских работников онлайн

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучение врачей и медицинских работников онлайн». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Медицина является динамично развивающейся отраслью. Каждый день создаются новые фармацевтические препараты, разрабатываются инновационные методы лечения, меняются подходы к диагностике и терапии ряда заболеваний. Поэтому одной из главных задач для медицинских работников является постоянное самообучение и стремление улучшить свои теоретические и практические навыки. Именно для этого была разработана и внедрена “в жизнь” система непрерывного медицинского образования.

Зачем нужна аккредитация и система НМО (непрерывное медицинское образование)

Она позволяет специалисту постоянно без отрыва от трудовой деятельности проходить обучение, необходимое для повышения квалификации удобным для него способом. Работник сам составляет индивидуальный учебный план, включая в него очные и заочные занятия (мероприятия, семинары, конференции и т.д). За пять лет (до очередной аккредитации) врачу необходимо набрать 250 баллов (1 балл = 1 час дополнительного профессионального образования). Каждый год рекомендуется посвящать обучению не менее 50 часов.

Чтобы стать частью системы НМО, доктор (или медицинская сестра) должен зарегистрироваться на её официальном портале и создать свой личный кабинет. В последнем будет отображаться вся необходимая информация (индивидуальный план обучения, отчёт и т.д.), позволяющая пройти первичное или периодическое повышение квалификации. Благодаря возможности участвовать в вебинарах (заочная форма получения знаний), улучшать свой профессиональный уровень могут не только медики крупных городов, но и специалисты удалённых населённых пунктов. Также дистанционное обучение может проводиться в виде полноценных курсов повышения квалификации (от 18 до 36 часов).

Законы Российской Федерации обязуют проходить аккредитацию всех студентов, получивших диплом специализированного высшего или среднего учебного заведения, и практикующих медицинских работников, у которых закончилось действие сертификата специалиста. Все разъяснения есть в следующих документах:

  • Приказ Минздрава РФ от 25.02.16 №127н;
  • Приказ Минздрава РФ от 2.06.16 № 334н;
  • Приказ Минздрава РФ от 6.06.2016 №352н.

Также правовые аспекты, касающиеся повышения и подтверждения квалификации работников, прописаны в Трудовом кодексе России, Федеральном законе №323 от 21.11.2011 “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” и других специальных актах. Как правило, ответственность за профессиональную подготовку сотрудников и их своевременную аккредитацию возлагается на работодателя (вне зависимости от формы собственности). Последний обязан следить за сроком давности свидетельств (сертификатов специалиста) своего персонала и оплачивать дополнительное образование, подтверждающее квалификацию.

Повышение квалификации у врачей — что это?

В России право на оказание медицинской помощи имеют люди с высшим или средним профессиональным медобразованием. Также специалисты должны совершенствовать свои знания и умения на курсах дополнительного образования. Врачи получают право на ведение медицинской деятельности на 5 лет. По истечении этого срока им нужно пройти периодическую аккредитацию.

Чтобы сделать это, медработник должен участвовать в программах повышения квалификации. Что сюда входит?

  • Конференции и семинары как дистанционной, так и очной формы обучения.
  • Тренинги и мастер-классы.
  • Курсы КПК очные, заочные или дистанционные.

Учебный план врач может составить себе самостоятельно. Для этого он регистрируется на портале НМО, здесь в личном кабинете представлен список учебных мероприятий, в которых можно поучаствовать и получить заветные баллы.

Также специалист может сам выбрать подходящие курсы в учебном заведении с лицензией на ведение образовательной деятельности. После получения сертификата, доктор вводит данные на портале, где проставляются баллы за повышение квалификации.

Правила приема на обучение по программам ДПО

Зачисление на обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) проводится в соответствии с ежегодно утверждаемыми образовательными и научными организациями правилами приема (п. 6 Приказа № 66н).

В силу п. 8 Приказа о дополнительном профессиональном образовании медицинских работников № 66н обучение по программам ДПО работников, имеющих среднее и (или) высшее медицинское образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более пяти лет, организуется 1 :

Группа Стаж работы по специальности Нормативное количество часов
1 Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности десять лет и более При любой форме обучения — от 100 до 500 часов аудиторных занятий
2 Для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от пяти до десяти лет При любой форме обучения — свыше 500 часов аудиторных занятий

Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делали те, кто уже не мог получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО. Сомневались, нужно ли вообще вступать в НМО?

Читайте также:  Со скольки лет можно учиться в автошколе на категорию в 2023 году

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав был намерен внести поправки в данный нормативный акт. Предполагалось, что медицинские и фармацевтические работники могли бы выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

Напомним, что согласно системе аккредитации специалист должен зарегистрироваться на сайте НМО и прослушать 36-часовой или два 18-часовых курса + 14 часов очных мероприятий. За год специалист должен набрать 50 зачетных единиц (ЗЕТ): из которых очные мероприятия должны составлять не более 14 ак. часов (или 14 ЗЕТ).

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Повышение квалификации – вид дополнительного образования медработников

Повышение квалификации медицинских работников – обязательная процедура, предусмотренная действующим законодательством. Эта процедура позволяет медработникам получать новые навыки и умения, обновлять уже имеющиеся знания в течение всей профессиональной деятельности.

В ст. 73 ФЗ «Об охране здоровья» повышение квалификации медицинского персонала является прямой обязанностью сотрудников медучреждения.

Повышение квалификации является отдельным видом дополнительного образования медработников.

Так, медработник может дополнительно обучаться в разных формах:

  • в виде стажировки;
  • в виде профессиональной подготовки, которая необходима в том случае, если медработник меняет вид своей деятельности на новый;
  • в виде систематического повышения квалификации.

Условия зачисления на программы дополнительного профессионального образования

Условиями зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования являются:

  • Личное заявление работника;
  • Наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским образованием (квалификационным требованиям к медработникам);
  • Наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более 5 лет (для медицинского персонала по таблице).

Повышение квалификации в различных ситуациях

Если образование работника не соответствует квалификационным характеристикам и требованиям… Это возможно в силу положений, содержащихся в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В частности, в нее включены должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, в том числе должность биолога.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ биологи клинико-диагностических лабораторий относятся к категории медицинских работников, в должностные обязанности которых входят осуществление медицинской деятельности, выполнение клинико-диагностических лабораторных исследований.

Согласно Единому квалификационному справочнику требованиями к квалификации специалиста, занимающего должность биолога, являются наличие высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология» или «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. В разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики биолога установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность.

В Письме Минздрава России от 17.04.2013 N 16-5-12/11 отмечено: лица, имеющие высшее профессиональное образование по перечисленным выше специальностям, прошедшие соответствующее обучение по программам дополнительного профессионального образования, могут осуществлять профессиональную деятельность в должности биолога и периодически повышать свою квалификацию. Однако отсутствие высшего медицинского образования не позволяет выдавать им сертификат специалиста.

Также чиновники указали, что специалисты, принятые на работу до 01.10.1999 на должность врача-лаборанта, могут продолжить профессиональную деятельность в этой должности без сертификата специалиста .

Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется в Номенклатуре для специалистов, принятых на эту должность до 01.10.1999.

Напомним, что в соответствии с п. 8 Порядка N 66н повышение квалификации работников, имеющих среднее и (или) высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование, не соответствующих квалификационным характеристикам и требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более пяти лет, организуется следующим образом.

Действительность сертификатов и ответственность за нарушение моратория

Самый критичный вопрос для медицинских работников — это действительность образовательных документов, а также сертификатов специалистов, выданных по результатам дистанционного обучения в 2020 году.

На сегодняшний день четкого порядка признания или аннулирования таких документов не существует. На первый взгляд, это хорошо, однако, де-факто, отсутствие должной нормативной регламентации, наоборот, дает очень широкий простор для контролирующих органов. В России существует обширная практика, когда документы об образовании из-за нарушения порядка их выдачи аннулируются в суде по иску прокурора. Поэтому, если в будущем по результатам проверки будет выявлено, что медицинский работник получил сертификат специалиста в период моратория дело вполне может закончиться аннулированием документа. Особенно, если обучение и сдача экзамена были организованы в дистанционной форме.

С другой стороны, в сертификате специалиста не указывается форма обучения (очная или дистанционная). Поэтому доказать тот факт, что сертификат был выдан по результатам дистанционного обучения достаточно сложно. Однако нельзя забывать, что в сертификате указывается дата его получения. При этом, возможно, в ближайшем будущем будут внесены изменения в нормативно-правовую базу, которые прямо установят недействительность сертификатов, выданных в период моратория.

Кроме того, факт проведения сертификации в период действия моратория может повлечь для образовательной организации целый ряд негативных последствий.

Читайте также:  Порядок уплаты и взыскания алиментов в 2023

Например, сейчас у многих возникла ситуация, когда договор на обучение был заключен до введения моратория. В таком случае некоторые образовательные организации переводят обучающихся на дистанционный формат взаимодействия. Однако в договорах, заключенных с обучающимися, а также в образовательных программах может быть не предусмотрено дистанционное обучение. Подобные действия могут быть квалифицированы как оказание услуг ненадлежащего качества (статья 14.4 КоАП РФ), нарушение прав потребителей на информацию (статья 14.8 КоАП РФ), обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ) и т.д. Ответственность по статьям 14.4 и 14.8 относительно невысокая, а вот по части 2 статьи 14.7 размер штрафа на юридических лиц может достигать 500 000 рублей.

Кроме того, многие образовательные организации распространяют информацию о возможности и легальности получения сертификатов специалиста в период моратория, что также может быть квалифицировано по статьям 14.7 и 14.8 КоАП РФ.

На сегодняшний день риски привлечения к ответственности невелики, однако, если в будущем контролирующие органы «возьмутся» за сертификаты специалистов, выданные в 2020 году, риск привлечения к ответственности образовательной организации из гипотетического вполне может превратиться в реальный.

Более того, помимо административной ответственности, образовательная организация может получить вал исков со стороны медицинских работников. Проведение обучения с выдачей недействительных документов вполне можно признать некачественной услугой. В свою очередь, Закон о защите прав потребителей наделяет обучающихся в таком случае целым рядом прав-требований к исполнителю услуги, в том числе, о компенсации морального вреда и уменьшение цены за оказанную услугу. В данном случае – это будет означать обязанность образовательной организации произвести возврат оплаты за обучение.

Есть еще вариант: образовательные организации могут выдать документ «задним» числом, указав ненастоящую дату получения сертификата. Но в таком случае ответственность может быть уже уголовная. Для работника образовательной организации – по статье 292 УК РФ за подлог, то есть внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а для медицинского работника – по части 5 статьи 327 УК РФ за использование заведомо подложного документа.

Таким образом, выдавать сертификаты в период действия моратория мы все-таки не рекомендуем. Неизвестно, как это в дальнейшем будет расцениваться контролирующими и правоохранительными органами.

Вместе с тем, возникает парадоксальная ситуация, когда провести сертификационный экзамен и выдать сертификат нельзя, но требование о прохождении квалификации никто не отменял. Более того, медицинские работники обязаны пройти ПК и за невыполнением данной обязанности также может последовать ряд негативных последствий как для самого медицинского работника, так и для медицинской организации.

При составлении персональных должностных инструкций специалистов стоит использовать не только методическую литературу и справочники, но и законодательно-правовые документы, к числу которых относятся квалификационные требования к медицинским работникам.

Состоят они из трех разделов, в первом устанавливается полный список определенных служебных обязанностей для непременного выполнения.

Во втором указываются нормативно-правовые акты, инструкции, положения, которые должен знать работник и применять на практике.

Последний пункт включает в себя степень необходимых знаний для выполнения порученных ему обязанностей. Обязательно работниками, имеющими высшее медицинское образование, указывается стаж работы на занимаемых аналогичных должностях и уровень профессиональной подготовки. Непременно надо обозначить наличие сертификата.

Обучение медицинских работников

До 1.01 2016 года заниматься медицинской деятельностью в России вправе только те граждане, которые получили высшее или среднее медицинское образование российского стандарта и сертификат специалиста (п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ). При этом медицинское образование может быть получено и за рубежом при условии признания документов об образовании в РФ, сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста. С 1 января 2016 года сертификаты будут заменены на свидетельство об аккредитации специалиста (ч. 1 ст. 69 Закона № 323-ФЗ).

Для продления сертификата врач проходит повышение квалификации не реже одного раза в пять лет (абз. 4 п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 66н). Если срок действия сертификата специалиста закончился, работник не имеет права заниматься медицинской деятельностью.

Необходимость профессиональной подготовки, переподготовки кадров и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Однако на нем лежит обязанность направить медицинского работника на повышение квалификации, если это является условием выполнения сотрудником определенного вида деятельности, а также оплатить такое обучение (ч. четвертая ст. 196 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ).

Периодичность прохождения курсов повышения квалификации по ТК РФ / КУПОЛ

На сегодняшний день залогом успешности и востребованности на трудовом рынке является регулярное повышение своего рабочего статуса, иными словами – повышение квалификации.

Повышение квалификации – это обучение работников, целью которого является совершенствование теоретических познаний и практических навыков сотрудников в области, в которой они работают. Необходимость подобной меры связана с изменением и усложнением производственного процесса, возникновением иных профессиональных задач, из чего вытекает потребность в новых методах их разрешения.

В некоторых случаях необходимость повышения квалификации обусловлена законодательно.

В частности, некоторые виды деятельности подразумевают периодическое повышение квалификации, и работодатель обязан направлять сотрудников на обучение. Для подобных профессий обязанность регулярного повышения квалификации прописана в законодательстве – в частности, это относится к медицинским работникам, педагогам и некоторым другим категориям сотрудников.

Следует отметить, что обучение может проводиться с отрывом от производственного процесса либо без него, а также с частичным отрывом; в процессе могут быть использованы технологии дистанционного образования, электронного обучения, также возможны формы индивидуальной подготовки.

Читайте также:  Можно ли возить ребенка в автокресле на переднем сиденье?

Фармация, повышение квалификации для среднего медицинского персонала в АМО

Фармация является прикладной дисциплиной, которая изучает как фармацевтические, так и клинические аспекты производства лекарственных препаратов. Представители этой профессии занимаются разработкой, тестированием, изготовлением, стандартизацией, хранением и реализацией медикаментов, берут на себя задачи по организации лекарственного обеспечения различных медицинских структур.

Фармацевт обычно работает в сфере создания, подготовки и продажи лекарств, выступая в роли помощника провизора. Он уполномочен выполнять такие функции:

  • санитарно-просветительская работа с населением;
  • проверка сроков годности лекарств;
  • контроль качества препаратов на разных стадиях их производства;
  • приемка, фасовка, распределение и непосредственно отпуск медикаментов в торговой точке.

При необходимости фармацевты проверяют рецепты и определяют правильность их оформления, оказывают помощь населению в выборе продукции для решения определенных проблем со здоровьем.

С целью поддержания высокого уровня компетенции данных специалистов требуется регулярное посещение ими курсов повышения квалификации. Записаться на подобный сертификационный цикл удобнее всего через сайт нашей академии.

Мы готовы сотрудничать со специалистами по фармацевтике, которые нуждаются в обновлении своих профессиональных знаний.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Типовой учебной программы повышения квалификации по курсу «Фармация»

№ пп Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Самост. работы
1 2 3 4 5 6
Ботаника 5 3 2 Зачет
Органическая, аналитическая химия 5 3 2 Зачет
Основы маркетинга 5 3 2 Зачет
Управление качеством лекарственных средств 5 3 2 Зачет
Правовое обеспечение профессиональной деятельности 5 3 2 Зачет
Лекарствоведение 6 4 2 Зачет
Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента 5 3 2 Зачет
Технология изготовления лекарственных форм 5 3 2 Зачет
Контроль качества лекарственных средств 5 3 2 Зачет
Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений 5 3 2 Зачет
Организация и управление фармацевтической деятельностью 5 3 2 Зачет
Прикладная фармакология 5 3 2 Зачет
Консультирование потребителей фармацевтических услуг 5 3 2 Зачет
Итоговая аттестация по учебному курсу 6 6 Зачет
Всего часов: 72 40 32

С какими проблемами сталкивается внедрение системы непрерывного медицинского образования?

Основная сложность внедрения системы непрерывного медицинского образования и аккредитации медработников и фармацевтов связана с тем, что не все медицинские работники и провизоры имеют возможность выполнять свой индивидуальный план обучения.

Прежде всего, это работники сельских медпунктов и аптек. Во-первых, зачастую они не могут надолго оставить свое место работы, чтобы пройти обучение по программе дополнительного образования или принять участие в семинаре или конгрессе. Во-вторых, не во всех селах имеется бесперебойный доступ к интернету (а это является обязательным условием участия в непрерывном медицинском образовании). В-третьих, в сельских медпунктах и аптеках работают преимущественно представители еще советской медицинской школы, которым очень сложно перейти на новый формат повышения/подтверждения своей квалификации.

Еще одна проблема заключается в том, что на сегодняшний день в системе непрерывного образования присутствуют далеко не все учебные семинары, конференции и конгрессы, позволяющие «заработать» баллы. Дело в том, что баллы начисляются только за участие в аккредитованных образовательных мероприятиях, о которых специалисты зачастую просто не знают. Одновременно с этим уже сегодня активно рекламируются конгрессы и саммиты, которые привлекают специалистов объявлениями о том, что они якобы дают баллы. И участники непрерывного медицинского образования физически не имеют возможности проверить, действительно ли то или иное учебное мероприятие позволит им получить баллы или это просто рекламный ход нечистоплотных организаторов.

Зачем необходима система НМО?

Причиной создания системы стала необходимость контроля за качеством обучения медицинских и фармацевтических работников. Раньше, чтобы продлить разрешение на работу, специалистам достаточно было пройти курс повышения квалификации раз в 5 лет и получить сертификат. Теперь медработникам нужно будет ежегодно набирать баллы в течение всего пятилетнего цикла.

Специалисты могут самостоятельно определять, как набирать баллы. Можно выбрать одну программу повышения квалификации объемом 36 часов или два курса длительностью 18 часов. Дополнительно нужно пройти 14 часов обучения по образовательным модулям — вебинарам, семинарам и так далее.

В июне 2017 года Минздрав постановил, что за пять лет медицинские специалисты должны пройти минимум 250 часов обучения, за которые работникам начисляют баллы. Их необходимо зарегистрировать на официальном портале НМО для учета сведений и получения разрешения на прохождение аккредитации.

Форматы образовательных курсов для медработников:

Вы сами выбираете, как проходить курс повышения профессиональной квалификации медицинских работников на нашем факультете — очно в Москве или дистанционно.

Удаленный формат доступен в любом городе России. Это удобно, если не хочется прерывать врачебную практику на время прохождения курса.

Для дистанционного обучения по программам повышения квалификации медицинских работников понадобится компьютер и стабильный доступ в Интернет.

Вы получите доступ к личному кабинету на образовательной онлайн-платформе. Мы загрузили туда конспекты лекций и другие учебные материалы. Вам также станет доступна онлайн-библиотека МЦПО с видеозаписями вебинаров и практических занятий от наших преподавателей и ведущих специалистов России в области медицины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *