Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устанавливаем ненормированный рабочий день». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кому из рабочих устанавливать такие надбавки, решает наниматель. Однако исходя из сложившейся практики такие надбавки устанавливаются рабочим, имеющим 3-й разряд и выше. При определении размеров таких надбавок можно ориентироваться на размеры, установленные для организаций, финансируемых из бюджета, а именно: для рабочих 3-го разряда —12% его тарифной ставки, 4-го — до 16%, 5-го — до 20%, 6-го — до 24%, 7-го — до 28%, 8-го — до 32% тарифной ставки. Надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряженность труда устанавливаются руководителям, специалистам и служащим.
Ненормированный рабочий день
Существует перечень должностей, для которых предусмотрен ненормированный режим работы. Однако работодатель имеет право сам определить такой режим работы для отдельных должностей в его организации и закрепить его в локальных актах.
Признаки ненормированного рабочего дня:
-
должность работника или выполняемая работа входит в перечень должностей с ненормированным рабочим днем;
-
работник подписал дополнительное соглашение о выполнении работы в ненормированном» режиме. При этом переработка по собственной инициативе сотрудника не считается ненормированной;
-
работник работает сверх установленной для него продолжительности рабочего времени не более 3 раз в неделю.
Нельзя привлекать к ненормированному труду работников, которые указаны в части 1 статьи 92 и в статье 94 ТК РФ, а именно:
-
несовершеннолетних сотрудников;
-
инвалидов I или II группы;
-
работников, условия труда которых отнесены к вредным 3 или 4 степени или опасным по результатам СОУТ;
-
работников, которые заняты на опасных или вредных работах с установленным сокращением рабочего дня.
Ненормированный рабочий день часто путают со сверхурочной работой. Сверхурочной считается работа за пределами установленной продолжительности рабочего дня, а также работа за пределами нормального количества рабочих часов за учетный период, если установлен суммированный учет рабочего времени.
Признаки сверхурочной работы:
-
работник трудится за пределами установленной продолжительности рабочего времени;
-
для порученной работы установлена норма выработки;
-
работник выполняет работу по приказу или распоряжению работодателя и подписал письменное согласие на сверхурочную работу.
Признаки ненормированного рабочего времени
Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Такая формулировка дается в ст. 101 ТК РФ. Проще говоря, ненормированный рабочий день, как и сверхурочная работа, является работой, выполняемой за пределами рабочего времени.
При этом в Письме от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616 (далее – Письмо № 14-2/ООГ-8616) Минтруд разъяснил, что работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).
Ненормированный рабочий день не изменяет установленную для работника норму рабочего времени, а допускаемая переработка не должна приводить к превращению ненормированного рабочего дня в удлиненный.
Установление ненормированного рабочего дня также не означает, что на работников не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Для них, как и для остальных работников, сохраняются и дни еженедельного отдыха, и праздничные дни. Поэтому к работе, например, в выходные и праздники они привлекаются в общем порядке.
Один из основных признаков ненормированного рабочего дня – такая работа за пределами рабочего времени осуществляется эпизодически, то есть нерегулярно. Если она будет происходить систематически, то контролирующие и судебные органы могут посчитать ее сверхурочной.
Режим труда и отдыха водителя по ТК
Правовому регулированию работы водителей посвящено несколько нормативных актов.
В Трудовом кодексе этому вопросу посвящена целая глава — 51-я. В ней три статьи:
- Статья 328 устанавливает правила трудоустройства.
- Статья 329 регламентирует рабочий график: продолжительность рабочего дня водителей, перерывы, периоды отдыха. В ней же сказано, что особенности условий труда шоферов регулируются Минтрансом.
- Статья 330 посвящена трудовой дисциплине работников, связанных с управлением транспорта.
Штрафные санкции за ошибки в работе кадровика становятся все строже, а изменений в законодательстве — все больше. Пройдите дистанционный курс и вы сможете подготовиться к проверке, заранее определив возможные нарушения. |
Доплата за классность водителям и ее особенности
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.
Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г.В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.
Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г. В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.
К сведению! Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ. В графике сменности обязательно указываются время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников. Согласно п.
В таких случаях речь идет о ненормированном рабочем дне.
Данная тема регламентирована трудовым законодательством РФ.
Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г.В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г. В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.
Какую надбавку можно оплатить водителю за ненормированный рабочий день
Единственной формой компенсации при этом является предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, и она не может быть менее трех календарных дней.
Коммерческие организации вправе определять правила и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу в режиме ненормированного рабочего времени, разрабатывать перечни должностей, в отношении которых может применяться режим ненормированного рабочего времени, самостоятельно. При этом разработанные и принятые правила и условия предоставления отпусков могут быть изданы отдельным приказом по организации, а продолжительность отпусков, согласно требованиям ст.
Внимание
В трудовых или коллективных договорах или правилах внутреннего трудового распорядка организации должны быть перечислены все основные обязанности, составляющие объем работы лиц, которым устанавливается режим ненормированного дня.
В случае выполнения работ, не связанных с обязанностями работника, предусмотренными трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, эти работы оплачиваются по соглашению как выполнение особых заданий.
Работники, которым установлен режим ненормированного рабочего дня, на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха, праздничные дни, за исключением случаев, особо оговоренных в трудовых или коллективных договорах или в правилах внутреннего трудового распорядка. При отсутствии такой оговорки работы, производимые в отдельных случаях в указанные выше дни, должны быть компенсированы на общих основаниях.
Для каких водителей можно вводить ненормированное время
Рабочий режим, время перерывов и отдыха сотрудников, управляющих транспортными средствами, до 2021 года регулирует приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. В этом документе предусмотрен ряд ограничений, из-за которых к ним не всегда можно применить ненормированный рабочий день для организации работы.
Важно
Приказ Минтранса от 20.08.2004 № 15 отменяется с 01.01.2021 в рамках т. н. регуляторной гильотины (постановление Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742). Новый приказ Минтранса с 2021 г. утвердил Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей.
В п. 14 старого приказа Минтранса и п. 8 нового документа чётко определен перечень водителей, для который может быть установлен ненормированный рабочий режим (т. е. изменений в перечне с 2021 г. нет). Это:
- трудящиеся, занятые управлением легкового автомобиля (кроме такси);
- водители в рамках геологоразведочных, изыскательских, топографо-геодезических работ в полевых условиях.
Ненормированный рабочий день водителя
Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или за привлечение к работе сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ. В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.
Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном статьями 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации).
Ненормируемый распорядок – это дни, когда сотрудники компании могут быть привлечены начальником к выполнению обязанностей сверх нормы. При этом не требуется спрашивать согласие работника, потому как подобное право руководителя прописано в трудовом договоре. Однако отметим, что данный характер труда не считается постоянным, а применяется только при необходимости. Это прописано в законодательстве, поэтому начальство не имеет права нарушать данное правило.
Достаточно часто кандидату дают анкету, где он должен согласиться с ненормированными днями. Также он может отказаться от подобного, если для него это неприемлемо. Напомним, что такой режим имеет право утвердить только начальник. Обычный сотрудник не может назначить данный вариант режима.
Если приходится работать сверх нормы, то это значит, что оплачиваются подобные дни определённым образом. Человек будет больше зарабатывать, а конкретная надбавка фиксируется работодателем. Как правило, первые два часа переработки будут оплачены в полуторном размере, причём, это — минимальный вариант. Потом уже нужно платить вдвойне и больше. При этом если приходится работать в ночное время, а оно начинается после десяти часов вечера, то тогда ещё положен процент. В данном случае он составляет 20% от часовой ставки.
Человек имеет право на денежную компенсацию отпуска для себя за ненормированный рабочий день. Поэтому не обязательно уходить на отдых благодаря своему графику, можно получить вместо этого деньги. Однако бывает и такое, что работодатель отказывается предоставлять деньги и отправляет сотрудника в отпуск. Он будет составлять 14 дней и больше. Это одно из отличий данного режима.
Оплата за ненормированный рабочий день водителя
Классность водителей – это система, в соответствии с которой происходит разделение водителей по различным критериям, в первую очередь, затрагивающим их мастерство и уровень квалификации. В соответствии с таковыми критериями может назначаться доплата за классность водителям, а также обеспечиваться иные механизмы регулирования трудовых взаимоотношений. Однако в целом сейчас в России существует две системы классности водителей:
- Классность как показатель трудовой квалификации. В данном случае подразумевается отнесение водителей к какой-либо из категорий классности для определения их уровня профессионализма и соответствующего назначения льгот и доплат.
- Классность как показатель безаварийности в страховом деле. Ещё одной разновидностью классности водителей является классность по ОСАГО. Страховые компании фиксируют стаж вождения каждого их клиента, обращающегося за полисом, и в зависимости от количества страховых случаев, а также иных факторов, применяют коэффициент бонус-малус (КБМ), увеличивающий или уменьшающий стоимость страховых услуг.
Для работодателей может иметь значение как классность водителей по категориям в 2019 году, так и по оценке страховых компаний. В первом случае, работодатель будет иметь точное понимание о навыках квалификации водителя. Знание же классности водителей по КБМ ОСАГО может помочь предприятию сократить расходы, если оно оплачивает страховку сотрудников, а также просто составить понимание о фактической безаварийности езды работника.
Непосредственно законодательство на текущий момент не регулирует порядок получения классности водителей или присвоения данных критериев работникам, занятым в вождении автомобильного транспорта. Соответственно, опираясь на положения трудового законодательства и статьи 8 ТК РФ, работодатель самостоятельно решает, следует ли ему использовать разделение водителей по категориям классности в 2019 году. При этом следует помнить о том, что работодатель обязан соблюдать принятые на предприятии локальные нормативные акты.
На территории РФ действует Квалификационный справочник профессий рабочих, в котором упоминается как работа водителя, так и критерии присвоения классности данным сотрудникам. При этом профстандарт водителя, который должен был бы заменить справочник, пока еще не принят.
Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников. Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии. Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе.
Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс. Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса.
Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации. При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации. В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.
Стандартно рабочее время воспринимается как пятидневка с 8-часовым рабочим днем. Именно такая норма действует в подавляющем числе предприятий и организаций — как государственных, так и частных. Но есть и другой режим работы — ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ).
Ненормированный рабочий день по ТК РФ означает такой режим работы, при котором работник может привлекаться к работе сверх стандартной продолжительности рабочего дня, установленной для всех работников (ст. 101 ТК РФ).
Ненормированный рабочий день вводится не для всего предприятия, а только для некоторых лиц, которым просто необходимо работать сверх плана. Получается, что во всей компании действует, например, стандартная пятидневка с началом работы в 9 утра, а отдельные лица трудятся ненормированный рабочий день. В их обязанности входит являться на службу, скажем, в 6 утра или покидать офис после 10 вечера.
Для многих ненормированный рабочий день крепко переплетается с понятиями «сверхурочные» и «переработка». Но на законодательном уровне они разделены. Ненормированный рабочий день — это отдельный режим работы, который позволяет работодателю задействовать конкретных работников вне их стандартного графика.
Основные особенности у данного трудового режима следующие:
-
НРД должен быть установлен для конкретного работника, и возможность его установления должна быть заранее закреплена во внутренних нормативных актах предприятия;
-
при установлении НРД это должно быть закреплено в трудовых договорах по каждому привлекаемому работнику;
-
привлечение к работе сверх обычного рабочего времени должно носить эпизодический характер и должно быть обусловлено производственной необходимостью;
-
виды работ, выполняемых в добавочное время, должны быть только такими же, что выполняются в обычном режиме и предусмотрены трудовым договором, должностной инструкцией и иными подобными документами;
-
отработка дополнительного времени для сотрудников в режиме НРД в рабочие дни не считается сверхурочной работой;
-
установление НРД имеет ограничения, предусмотренные законодательством, в отношении лиц, которым обеспечивается дополнительная социальная и господдержка:
✓ несовершеннолетних;
✓ беременных;
✓ инвалидов;
✓ одиноких родителей маленьких детей.
В России нормой считается рабочая неделя протяженностью 40 часов (ст. 91 ТК РФ). Если речь идет о пятидневке, а именно так трудятся на большинстве предприятий, то работнику приходится ежедневно отрабатывать 8 часов.
Но работодатель наделен правом увеличивать эти нормы. Такое увеличение бывает двух видов:
-
привлечение к сверхурочным;
-
растяжение графика в рамках ненормированного рабочего дня.
Законом введены ограничительные рамки для сверхурочных работ: нельзя, чтобы такая переработка превышала 120 часов в год. При этом запрещается привлекать работника к сверхурочной работе длительностью более чем 4 часа два дня, идущих подряд.
А вот по отношению к ненормированному рабочему дню четких ограничений по времени в законе нет. Есть только не выраженные в конкретном часовом эквиваленте требования. Режим ненормированного рабочего дня должен иметь эпизодический характер, т. е. ни о какой системе речи быть не может.
Кроме того, работодатель должен действительно нуждаться в исполнении работником его прямых обязанностей на протяжении ненормированного рабочего дня.
Поэтому надо соблюдать такие требования:
-
К дополнительной работе при НРД можно привлекать как до, так и после официального рабочего дня.
-
Указание задержаться (или явиться раньше) может быть выдано в любой форме, в том числе устной, и отдельного согласия работника не требуется.
-
Время, затрачиваемое на переработку при НРД, никак не лимитируется, сотрудник работает столько часов, сколько требуется для выполнения поставленного задания. Единственное условие: переработки не должны быть каждодневными на протяжении длительного времени.
Сложности ненормированного режима водителей
В длительность рабочего дня водителя входит:
- продолжительность управления автомобилем;
- подготовительно-заключительное время;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время устранения неисправностей;
- время простоев не по вине работника;
- иные категории времени.
Сложность в части применения ненормированного режима водителей заключается в жестком ограничении времени непрерывного вождения. Так, согласно пп. 10-14[/cplink] нового приказа Минтранса, с 2021 года можно заниматься непосредственным движением на машине:
- не более 9 часов в течение рабочего дня при ежедневном режиме;
- повышение длительности управления до 10 часов возможно при суммированном учете времени работы, но не более 2 раз в неделю;
- при достижении максимального времени управления автомобилем, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и/или следования к месту стоянки;
- время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель – 90 часов.
Есть и другие нюансы касаемо специальных перерывов.
В законодательстве нет каких-либо оговорок в части длительности периода непосредственного вождения при ненормированном рабочем дне. Следовательно, несмотря на возможность увеличения общей продолжительности работы при таком режиме, длительность управления не должна превышать установленные ограничения.
За нарушение указанных ограничений в п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ предусмотрен штраф:
- для должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб.;
- для ИП – от 15 000 до 20 000 руб.;
- для организаций – от 20 000 руб. до 50 000 руб.
С 01.01.2021 вступает в силу новый приказ Минтранса, регулирующий в том числе правила применения режима ненормированного дня для водителей.
Устанавливать ненормированный день допустимо только водителям легковых авто, используемым для служебных задач. Также может не нормироваться рабочий день водителей, занятых в сфере геологоразведки и изысканий. Для всех прочих категорий водителей ненормированный режим недопустим.
Нанимателю также следует помнить, что он может продлевать рабочий день водителя (с соблюдением установленных ограничений), но не может увеличивать максимально допустимое время непосредственно пребывания за рулем, установленное Минтрансом с 2021 года.
Читать также
23.04.2020
Ненормированный режим в трудовом договоре
Если сотрудник принимается на работу с ненормированным рабочим днем, это условие обязательно нужно включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). В договоре необходимо оговорить, как сотруднику будет компенсироваться ненормированная работа. Если в локальном акте фирмы предусмотрены дополнительные отпуска определенной продолжительности, можно сделать ссылку на этот акт (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и т. п.). Разумеется, с данным документом сотрудника нужно ознакомить под расписку при приеме на работу.
Если же нужно установить ненормированный режим сотруднику, уже работающему в фирме, то это можно сделать, заключив с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, ведь изменять существенные условия договора можно по взаимному согласию сторон (ст. 72 ТКРФ).
Можно ли установить ненормированный режим по инициативе администрации?
Можно, если такая необходимость вызвана причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТКРФ). Сотрудника нужно письменно предупредить о введении изменений не менее чем за два месяца. Если он не согласен работать в изменившихся условиях, предложите ему другую имеющуюся работу, соответствующую его состоянию здоровья, а при отсутствии таковой — любую вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. При отказе сотрудника или отсутствии вакансий его можно уволить в соответствии с пунктом 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ.